Юлия Новицкая: Не дают спуску
Говоря о времени запланированной посадки космического корабля, я всегда добавляю фразу «если все будет штатно»
Случаи бывают разные. Например, Саша Скворцов рассказывал, что у них не произошла расстыковка - МКС не захотела отпускать их экипаж. Но, по его словам, страха совсем не было. Была досада и огромное желание разобраться в ситуации. А еще он сказал, что они испытывали волнение за родных и друзей, которые ждали их на Земле. Ребятам хотелось побыстрее сообщить, что с ними все в порядке, просто задерживаются. Так вот буднично и сказал - задерживаются.
А еще Саша рассказал мне, что его мучила сильная жажда. Я удивилась: почему? Оказывается, (а я и не знала тогда) за сутки перед посадкой экипаж по настоянию медиков принимает солевые добавки, чтобы задержать воду в организме. А у ребят получилось так, что соли-то они наелись, но и в путь не отправились.
- И было очень приятно видеть члена американского экипажа Трейси Колдуэлл-Дайсон,- рассказывал мне Александр, - которая, пока я находился в корабле и пытался исправить ситуацию, прилетела и принесла глоток воды.
Обычно все происходит в автоматическом режиме. Но на Земле космонавты обязательно сдают экзамены по ручному управляемому спуску. И это несмотря на то, что за всю историю отечественной пилотируемой космонавтики его еще ни разу не было. Это тот случай, когда опыт отнюдь не дает право на получение оценки «автоматом».
Тренировки продолжатся. Специалисты говорят, что при баллистическом спуске «перегрузки в несколько раз больше, поэтому, если ситуация позволит, при отказе автоматики лучше переходить на ручной управляемый спуск».
Кстати, уже на следующий день после приземления космонавты участвуют в эксперименте по отработке ручного управляемого спуска с орбиты на поверхность Марса на специально оборудованной центрифуге.