Доктор Курпатов: Счастье не в гаджете, а в глазах напротив
Как избавиться от стресса и тревожности, зачем нужно ограничивать малышей в доступе к телефону и другие вопросы мы обсудили с самым узнаваемым психотерапевтом на территории Союзного государства
БЕСКОНЕЧНАЯ ЛЕНТА
- У вас диплом врача, больше ста монографий и так далее. Но Елена Блиновская со своим «Марафоном желаний» зарабатывает гораздо больше. Как же так?
- Мы занимаемся несколько разными вещами. Я предлагаю поработать над собой, преодолевать трудности, справляться со своими эмоциями. А есть другие люди, которые создают продукты на то, чтобы мотивировать, дать некую красивую мечту. «Пожелайте, и вселенная вам это даст!». Там все очень просто, а я предлагаю труд, вот отсюда и разница в доходах. Чтобы чего-то добиться, надо вложить усилия. Не все это, к сожалению, понимают.
- Как нам сохранить душевное равновесие и защититься от стресса в наши непростые времена?
- Время действительно накладывает свой отпечаток, поскольку общий уровень стресса стал очень высокий. Прежде всего – из-за информационного потребления и давления. Наш мозг не предназначен для того, чтобы мы 24 часа в сутки проводили в телефонах. И поэтому испытывает постоянный хронический стресс. Тем более, что наше внимание привлекают прежде всего новости с негативной перчинкой и какой-нибудь пугающий аспект.
- Скандалы, интриги, расследования. А сейчас еще и спецоперация.
- Именно. Так уж мы устроены – обращать в первую очередь на страшное и опасное, предполагая, что мы можем защитить себя. Постоянно потребляем негативный контент и это влияет на общий фон. Да, в нашей жизни всегда присутствуют факторы стресса, но это частные моменты. Проблема в том, что токсичной становиться сама информационная среда.
- Как же избавляться от этого?
- Не становитесь заложниками информационных лент. Они безграничны! Будут крутиться столько, сколько вы в них проводите времени. Потребляйте информацию с какой-то задачей – осмысленно. Когда вы избавитесь от многочасовых бесцельных сессий в телефонах, сразу почувствуете себя лучше. Другая задача – поддерживать близких людей, общаться с ними. Наше состояние в значительной степени зависит оттого, какие у нас отношения с близким окружением, насколько хорош эмоциональный фон. Но получить его невозможно, не вылезая из гаджетов. Понятно, что туда манит инстинкт самосохранения. Но счастье – это в глазах напротив.
ПАНИЧЕСКАЯ АТАКА
- У нас кратно увеличилось количество панических атак у людей, хотя многие даже не знают, что это.
- В свое время я активно боролся за это определение – «психическая атака», поскольку раньше людям ставили диагнозы «вегетососудистая дистония», потом «нейроциркуляторная дистония». Всех пациентов отправляли к кардиологам, которые разводили руками. На самом деле это психическое расстройство, которое сопровождается какими-то соматическими симптомами: сердцебиение, нехватка воздуха, расстройство пищеварения и прочее. Все это происходит из-за внутренней тревоги, очень часто неосознанной. Организм не понимает, что происходит, и сходит с ума. Так вот – это лечится! Задача психотерапевта сделать так, чтобы пациент свел концы с концами внутри своей картины мира. Есть упражнения для избавления от мышечного напряжения, медитативные и дыхательные техники. Врач-психотерапевт вам обязательно поможет.
(Борьба с приступом панической атаки - тема для отдельного разговора. Дадим лишь один совет от доктора Курпатова – если вам кажется, что вы задыхаетесь, не старайтесь ловить воздух ртом, а после каждого вдоха делайте глубокий выдох. Это поможет прийти в себя).
- Многие боятся идти к таким специалистам, они говорят – я же не псих!
- К сожалению, остались еще предубеждения против блистательной, замечательной советской психиатрии. Народ запугали термином «репрессивная психиатрия», мол, всех диссидентов замучили в закрытых учреждениях. А то, что кто-то действительно мог болеть психическими расстройствами, не предполагалось. Я сам выпускник кафедры медицинской академии психиатрии, и таких людей видел. Прекрасно знаю: если человек произносит что-то очень правильное или смелое, это не обязательно из-за его идеологических установок, а может быть симптомом душевного недуга.
ПРОБЛЕМА
ДЕТКИ В ЦИФРОВОЙ КЛЕТКЕ
Половина россиян до десяти лет непрерывно сидит в гаджетах.
- В Китае еще в 2008 году компьютерную зависимость объявили психической болезнью и стали лечить, - говорит Андрей Курпатов. – Весь остальной мир признал это лишь в 2021-ом. Китайцы ввели специальный закон, регулирующий время подростков за компьютером. Они понимают, как важно сохранить мозги молодых граждан. У нас же, как и в США, половина детей до десяти лет постоянно находятся в режиме онлайн. Родители дают ему гаджет, и он замолкает – все счастливы. А ведь формирующийся мозг должен развиваться в естественной среде, которая позволяет сохранить большее количество нейронов и создать более разносторонние нейронные связи, что делает нас внутренне богаче, объемнее и так далее. Моя дочка Соня до десяти лет не имела айфона. Сейчас ей 19 лет, и она перевела мою книгу «Красная таблетка» на английский. Теперь, благодаря ей, мои книги уже переведены на девять языков.
- Но, если жестко ограничивать детей в доступе к телефону, не превратятся ли они в этаких цифровых маугли без необходимых навыков?
- Во-первых, эта опасность сильно преувеличена. А, во-вторых, хочу сказать огромное спасибо родителям, которые в этом ограничивают детей, за сохранение качественного человеческого фонда нации. В советское время каждый день ребята смотрели «Спокойной ночи, малыши!» по 15 минут. И два раза были на неделе часовые программы «В гостях у сказки» и «Сказка за сказкой». Так вот – это оптимальная норма для детей до десяти лет для естественного и максимального развития мозга.
- С детьми понятно. Но что плохого, если человек с помощью цифровых развлечений становиться счастливее?
- Мы получаем удовольствие за счет реакций в нашем мозге. У нас выделяются нейромедиаторы – дофамин, серотонин, окситоцин и так далее. Но это машинка по выделению гормонов радости имеет свои ограничения. Произойдет переутомление, количество нейромедиаторов непременно снизится, вам станет тоскливо. Более того – чем больше вы повышаете уровень стимуляции, тем сильнее вам потребуется в следующий раз, чтобы испытать положительные эмоции. При цифровой зависимости задействованы ровно те же нейроновые центры, как при зависимости героиновой. И это разрушительный эффект для психики.
ШОУ-БИЗНЕС
ГОРДОСТЬ ЗА РИТУ ДАКОТУ
В 2008 году Андрей Владимирович опекал воспитанников «Фабрики звезд-8».
- Вы когда-то работали с артистами, в частности – с Маргаритой Герасимовой, она же Рита Дакота, уроженка Минска.
- Я, к слову, на четверть сам белорус и фамилия у меня белорусская. В те годы я был генеральным директором телекомпании «Красного квадрата» и «Фабрика…» была один из наших проектов. Должен сказать, что в Риту не слишком серьезно воспринимали наставники, ей не сулили перспектив. У нее был очень тяжелый характер, ни с кем не могла ужиться, постоянно были конфликты. Но она очень много работала над собой, постоянно себя перестраивала, трансформировала. Ее успех и то, что она, в отличие от многих других, до сих пор на слуху – всецело ее заслуга. И я в этом смысле как наставник очень Ритой горжусь.