Сетевое СМИ Парламентского Собрания Союза Беларуси и России


Рубрика: Интервью


Остаться в живых в Новом году

У ученых плохие новости для ковид-диссидентов, которые хотят радостно отпраздновать 31 декабря

Не надо быть гадалкой, чтобы узнать, как будет развиваться пандемия через неделю или месяц, - у ученых для этого есть математика. Специальные формулы позволяют им просчитать, сколько в ближайшее время будет заражений, смертей, как на это влияют ограничения и вакцинация. На примере одной из таких моделей кандидат экономических наук, заведующий лабораторией анализа показателей здоровья населения и цифровизации здравоохранения МФТИ Станислав Отставнов рассказал «СВ», как поведет себя коронавирус 31 декабря, если мы не будем носить маски и прививаться, и когда может вспыхнуть очередная волна ковида.

- Станислав Сергеевич, что такое математические модели, прогнозирующие ситуацию с пандемией, и какими они бывают?

- Математические модели это, по сути, не что иное, как изложение чего-то языком математики. При помощи формул можно описывать самые разные вещи, в том числе пандемию. Например, мы можем моделировать ситуацию с заболеваемостью или смертностью. И мы говорим, что если убираем все ограничения, то, условно говоря, через некоторое время произойдет гибель миллиона человек. Или наоборот - если введем карантин, катастрофу удастся предотвратить.

Еще есть модели, позволяющие посмотреть, какая будет нагрузка на систему здравоохранения: хватит ли нам коек или срочно надо развертывать дополнительные, нужно ли нанимать врачей или привлекать студентов-медиков. Также модели предсказывают появление новых штаммов вируса и даже дают им характеристики.   

- Какие параметры учитываются при расчетах?

- Мы берем число инфицированных и предполагаемое количество людей, которые они способны заразить. Делая при этом поправку на то, что есть ложноотрицательные тесты, и что все-таки есть люди, которые не восприимчивы к коронавирусу, хотя таких, скорее всего, мало. Также модель учитывает, что иммунитет у нас не вечный – держаться он будет около года, и что, переболев один раз, мы можем заболеть снова.  

Важен для модели и такой фактор как миграция внутри страны, передвижение людей. Условно говоря, у вас есть круг общения, и за его пределы вы редко выходите. Соответственно, вероятность заразиться или заразить кого-то вне этого круга у вас ниже, потому что вы мало с кем контактируете. Еще есть изолированные территории, например тюрьмы или воинские части, про которые мы понимаем, что вирусу туда попасть тяжелее, но если он проникнет, то начнет активно циркулировать.  

photo_2020-02-03_03-42-59.jpg

Станислав Отставнов / Фото из личного архива

- Как на результаты вычислений влияют карантинные ограничения, например те же нерабочие дни?

- Кратковременные локдауны с точки зрения модели влияют параметр, который называется коэффициент репродукции – число людей, которых могут заразить инфицированные. Если мы закроем инфицированных дома на две недели, то есть на инкубационный период, то за это время они никого не заразят. А если мы заразим меньше людей, значит, меньше народа будет болеть, меньше мы госпитализируем и меньше придется хоронить.

- А как влияет вакцинация?

- Так же, как и локдаун. Один невакцинированный может, условно говоря, заразить три невакцинированных из десяти, или, допустим, одного вакцинированного из десяти – и то в легкой форме и он может ничего не почувствовать. То есть цифры показывают, что чем больше вакцинированных, тем меньше будет заражений. Хотя учитывать привитых не так просто, потому что если человек поехал за рубеж и поставил вакцину Pfizer или AstraZeneca, то в России ему не выдадут сертификат. И это влияет на точность модели.

- Математическая модель дает разброс значений: реалистичный прогноз, оптимистичный и пессимистичный. Не могли бы вы по одной из моделей посмотреть и рассказать, что она покажет по ситуации с коронавирусом – как она может развиться в ближайшее время в хорошем и плохом варианте?

- Оптимистичный прогноз модели связан с активной вакцинопрофилактикой, соблюдением масочного режима и социальной дистанции. Пессимистичный – если снимаем маски и как самураи встречаем неизбежность.

Если посмотреть на модель, которую приводит научно-исследовательский институт Institute for Health Metrics and Evaluation, то на 31 декабря ситуация в России получается такая: если вирус будет распространяться теми же темпами, как сейчас, то общее число смертей достигнет 624 798 человек, а в худшем варианте – 645 562. Если же все будут соблюдать все правила, то умерших должно быть к тому времени не больше 609 862.

photo_2021-11-06_19-17-34.jpg

Еще там есть график – число летальных исходов в день. Согласно нему, 12-13 ноября у нас прошел пик очередной волны, а дальше, если все будет плохо, второй пик прогнозируют в середине января, когда умирать будет больше двух с половиной тысяч человек в сутки по стране. По оптимистическому сценарию мы будем с этого ноябрьского пика идти вниз, и в марте у нас будет не больше двухсот смертей в день.