Академик Сергей Алдошин: Проекты не превратятся в долгострой
Научный руководитель Института проблем химической физики - о том, как инновации побеждают бюрократию, и о новой премии СГ
Вопросы научных программ обсуждаются на самом высоком уровне. В 2009 году Дмитрий Медведев включил академика в группу по созданию центра «Сколково». Фото: Дмитрий Астахов/РИА Новости
КТО ЗАКАЗЫВАЕТ РАЗРАБОТКИ
- Сергей Михайлович, как развиваются отношения между Национальной и Российской академиями наук?
- РАН и НАН всегда поддерживали дружбу и работали вместе даже в самые тяжелые времена, когда в первой половине 1990-х годов вынуждены были сворачивать многие проекты. Российская академия наук позволяет правильно организовать развитие фундаментальных исследований. И сегодня наши отношения на подъеме.
- Так и белорусская академия была создана по образцу, заложенному в структуре АН СССР.
- Конечно, поэтому наши отношения никогда не прерывались. Уже больше 15 лет работает Межакадемический совет РАН и НАНБ по проблемам развития Союзного государства. Сейчас с нашей стороны его возглавляет председатель Сибирского отделения РАН академик Валентин Пармон, с белорусской - первый заместитель Председателя Президиума НАНБ академик Сергей Чижик. Изначально Совет больше времени посвящал экономическим и политическим вопросам. Тогда им руководил вице-президент РАН академик Александр Некипелов.
- Вполне логично, ведь он в структуре Академии наук курировал именно экономическое направление.
- Хотя Межакадемсовет занимался и естественными науками, главными были все-таки вопросы, касающиеся строительства Союзного государства. Но в последнее время мы все больше уделяем внимания сотрудничеству по фундаментальным и прикладным направлениям совместных исследований. Они входят в стратегии научно-технологического развития наших стран. Так что, можно сказать, у нас всегда существовал хороший рабочий механизм взаимодействия.
- И его важной частью являются союзные программы?
- Главным инструментом их поддержки был и остается бюджет интеграционного объединения. К сожалению, Российская академия наук в отличие от НАН не может выступать государственным заказчиком. Поэтому большая часть проектов СГ координируется с белорусской стороны. Но мы стараемся активно участвовать в их подготовке.
- Каким образом?
- Три года назад была создана Межгосударственная комиссия по формированию единого научно-технологического пространства Союзного государства. От России ее возглавляет первый замминистра науки и высшего образования академик РАН Григорий Трубников, а со стороны Беларуси - председатель Госкомитета по науке и технологии Александр Шумилин. Союзные программы находятся в центре внимания этой комиссии, а Межакадемсовет выполняет экспертную функцию - анализирует предлагаемые проекты.
Сельское хозяйство – одно из ключевых направлений, по которому сотрудничают ученые наших стран. Фото: Николай Хижняк/kpmedia.ru
ВРЕМЕННОЙ СКАЧОК
- С какими проблемами при этом приходится сталкиваться?
- Основная заключается в том, что процессы отбора и принятия программ занимают много времени. Сначала нужно написать концепцию, согласовать ее на уровне Совета министров, после чего подготовить сам проект, который снова отправится на экспертизу. Иногда от инициации программ до принятия решения по финансированию проходит пять-шесть лет. В результате они успевают устареть, еще не родившись. Поэтому сейчас Межгосударственная комиссия вместе с Совмином СГ пытаются создать систему, которая позволит сократить время рассмотрения заявок до разумных пределов.
- Функции оценки и экспертизы проектов уже закреплены за советом?
- Законодательно пока нет, но надеюсь, что в ближайшее время это произойдет. Уже сейчас мы стараемся активно участвовать в рассмотрении программ.
- Чем еще он занимается?
- Российские ученые и институты работают с белорусскими и напрямую. За лучшие совместные исследования в области естественных и гуманитарных наук РАН и НАН вручают совместную премию. Кроме того, два года назад Государственный комитет по науке и технологиям Беларуси и Министерство науки и высшего образования РФ при поддержке Постоянного Комитета учредили Премию Союзного государства в области науки и техники. Она будет присуждаться белорусским и российским ученым, специалистам или коллективам за совместные научные исследования, научные достижения, разработку образцов новой техники и прогрессивных технологий. Уже принято положение о премии, а экспертный совет рассматривает поступившие заявки. Я думаю, скоро мы эту работу закончим и следующим летом проведем награждение.
- Меркантильный вопрос: каков премиальный фонд?
- Премию будут присуждать раз в два года трем лауреатам. Размер каждой - пять миллионов российских рублей.
стратегия
БЕЗ ОГЛЯДКИ НА ЗАПАД
- В каких направлениях совместные научные работы идут наиболее успешно?
- Как я уже сказал, направления определяются стратегией научно-технологического развития наших стран. Сейчас, помимо совместных космических исследований и создания суперкомпьютеров, усиленно развивается сотрудничество в области сельского хозяйства.
- Это связано с тем, что в структуру РАН вошла бывшая Сельскохозяйственная академия?
- В том числе. В Беларуси сильно развит аграрный сектор, поэтому взаимодействие в этой сфере выглядит абсолютно логично. Активно развивается работа в области медицины, в том числе персонализированной. Союзные программы в развитии такого сотрудничества играют существенную роль. Потому что без адекватного финансирования, как бы мы хорошо друг к другу ни относились, любое совместное начинание быстро сойдет на нет. Тем более что тенденция все публиковать в высокорейтинговых западных журналах не способствует усилению взаимодействия.
- Но ведь есть международное научное сотрудничество и принципы открытости науки.
- Никто против них и не выступает, но наличие союзных программ позволяет объединить усилия ученых наших стран вокруг решения важных задач даже без оглядки на публикации. Потому что объемы финансирования в этом случае очень даже неплохие. Но все часто упирается, как я уже сказал, в чрезвычайно длительный процесс принятия программы к исполнению. Наша задача - провести анализ, понять, в каких местах мы тормозим и сделать все, чтобы механизм экспертизы и выделения средств в рамках каждого конкретного проекта был существенно сокращен.
- У каких российских регионов научное сотрудничество с Беларусью идет наиболее активно?
- Национальная академия наук Беларуси всегда очень плотно работала с Сибирским отделением РАН. И сейчас эта тенденция сохраняется.
- Учитывая, что академик Пармон, возглавляющий с российской стороны Межакадемсовет, как раз им и руководит, ничего удивительного.
- Тут связь скорее обратная: Валентин Николаевич избран российским руководителем Межакадемсовета, в частности, и потому, что у СО РАН и НАНБ налажена плотная связь. В Сибирском отделении работает много белорусов, это тоже играет свою роль. Да и вообще оно у нас одно из самых активных: сотрудничество с братской страной там хорошо поставлено со времен основания Новосибирского Академгородка.
Москва и Центральная часть России тоже в этом смысле неплохо выглядит, но Сибирское отделение - явный лидер.