Лариса Луппиан: А ведь могла стать балериной!
Народная артистка России рассказала «СВ», как руководит театром Ленсовета и семьей
Актриса со своим знаменитым мужем неразлучны и в жизни, и на сцене вот уже 42 года. Фото: instagram.com
- Лариса Регинальдовна, знаю, что к 70-летию супруга, Михаила Сергеевича Боярского, репетируете «В этом милом старом доме» Алексея Арбузова. Почему именно эта пьеса?
- Материал выбрали уже давно, до того как меня назначили худруком. Зрителям нравится ретро, а в пьесе действие происходит в конце 1960-х - очень интересное время. Выйдет еще один спектакль - «Валентин и Валентина» Михаила Рощина, это начало 1970-х.
Мне кажется, публика соскучилась по этим социалистическим беззаботным годам, когда все зарабатывали одинаково, не думали, где достать денег, и не пытались стать успешными. Сейчас это качество ценится чрезмерно.
- А вы не хотели быть успешной?
- Нет. Добиться какой-то цели в профессии или в семейной жизни - таких задач не было. Мне кажется, высказанное никогда не исполняется. Знаю по себе: иногда чего-то ждешь, а получается наоборот. Поэтому стараюсь ни о чем не мечтать, а жить простыми вещами: купить хлеба, приготовить обед, сыграть спектакль. Не задумываюсь о чем-то большем.
- И известной не хотели стать?
- Наверное, я очень трезвый человек. Лежать на печи и ждать, что по щучьему велению, по моему хотению все сбудется, не могу. Я стараюсь все делать максимально хорошо. Может, не всегда получается идеально, но по крайней мере пытаюсь. Помню, в 1990-е годы театры пустовали. Когда видишь перед собой пять человек зрителей, так больно! Появляется искушение сыграть вполсилы. Но я себе давала установку сыграть так же, как перед полным залом. Раз люди пришли, надо поблагодарить их за это. Думаю, если у меня в жизни что-то и состоялось хорошего, то благодаря этой моей черте - даже в малом не поступаться своими принципами.
- Но все-таки актрисой стать вы мечтали?
- Все случайно получилось. Я закончила школу, не знала, куда идти. Мама сказала: «Иди во врачи» - по ее стопам. Думаю, нет, отправлюсь в театральный, в наш, ташкентский. Но в тот год не было набора на актерский факультет. И один педагог, очень опытный режиссер, предложил: «Почитай мне что-нибудь».
А я даже не знала, что выбрать.
Он дал мне материал, сказал приходить послезавтра. Спрашивает: «Ты же артисткой хочешь быть?». - «Нет, режиссером». - «Не ломай голову, езжай в Ленинград или в Москву». Позанимался со мной, сделал репертуар, и я улетела поступать. Если бы не наставничество этого режиссера, пошла бы, может, в медицинский.
- У вас в жизни, можно сказать, ренессанс - стали худруком родного театра!
- Я уже начала относиться к себе как к пенсионеру, и тут новый заход в моей карьере. Было очень непросто принять решение. Согласилась исключительно по своей смелости. Ведь ответственность очень большая. Но принять этот пост посчитала своей обязанностью.
Боялась, что у меня не будет в театре единомышленников, одна бы не справилась. Но мы работаем единой командой - не возникает никаких разногласий, это очень здорово. Все в одном направлении мыслим, а цель - сделать театр лучше. Я сказала на сборе труппы: хочу быть счастливой в этой должности, если стану мучиться, уйду. Мне радостно строить жизнь театра, как я строила жизнь своей семьи.
- Все сложилось как надо.
- Единственное, о чем можно было бы сожалеть - о балете. Я больше была предрасположена к танцам. Выражать себя в пластике, движениях, музыке мне проще, чем в словах. Вполне допускаю, что добилась бы большего успеха как балерина.
Но тогда я бы не приехала в Ленинград, не встретила Мишу, и у меня не было бы таких прекрасных детей.
ПО-СОСЕДСКИ
ХЛЕБОСОЛЬНАЯ СИНЕОКАЯ
- В Беларуси бывали?
- Конечно! Ездили на гастроли со спектаклем «Интимная жизнь» несколько раз. Мне там понравилось. Принимали очень хорошо. Приятные впечатления от страны: там осталась чистота и в отношениях, и в людях.
Аккуратно и вместе с тем хлебосольно, по-простому. Я вообще люблю простоту в людях, а в белорусах она есть. И основательность. А еще мне кажется, что многие приезжают в Беларусь из-за ностальгии по прежним временам. Те, кто скучает по Советскому Союзу, там находят его маленький кусочек.
отцы и дети
«СОВЕТОВАЛА ЛИЗЕ БОЛЬШЕ СНИМАТЬСЯ»
- Есть сожаления о чем-то?
- Много потеряно в актерском плане. Но это дало возможность полноценно вырастить детей - я много времени проводила дома. Моя карьера приостановилась, когда родился Сережа. До 1980 года я очень много играла, была любимой ученицей Игоря Владимирова. Но потом вышла замуж за Мишу, а он почему-то ревниво к этому относился.
- Переживали?
- Не то, что переживала - я страдала! Из-за необъяснимой температуры прошла всех врачей, а потом попала к психологу. Она стала меня расспрашивать и сказала: «Ну вот, все понятно». Годы, когда я ничего не играла, были самыми тяжелыми. Зато воспитала Сереженьку. Потом Лизонька родилась. Сейчас смотрю, как она много работает: очень ей сочувствую, но и рада за нее. Меня никто не направлял. Я много пробовалась, но относилась к кино равнодушно, не прикладывала усилий. Лизе сразу сказала: «Снимайся». Конечно, у нее карьера совсем другая. С другой стороны, детям нужна мама, и ей нужны дети. Тут столько нюансов, трудноразрешимых вопросов. Но я спокойна за своих детей. И у Лизы, и у Сергея все хорошо.
- Вы в браке 42 года, не у всех так получается, эмоции зашкаливают.
- Я тоже бываю немножко эмоциональна, иногда бегу впереди телеги. Миша более осторожный.
- Никогда бы не подумал!
- Раньше все было наоборот: я - более спокойная, а Миша, напротив, очень эмоциональный.
- А если ссоритесь, кто первым начинает?
- Ну, я уж никогда не начинаю! Изредка разве что. И не спорю. Например, он не очень аккуратный, раз в год у себя в комнате прибирает. Но если вдруг что-то переложишь - это же катастрофа будет. А мне нравится, когда все по полочкам. Уговариваю его заняться уборкой, но не выходит. Ну не стану же я из-за этого сходить с ума. Надо с чем-то мириться. Если бы мы с ним не сошлись в глобальных вещах - отношении к жизни, семье, мы бы просто не жили вместе.
- Вы хорошая хозяйка?
- Отвратительная. В том смысле, что я все делаю медленно. А не так, как Юлия Высоцкая, например. Для меня это мука - приготовить что-то. Приходится делать через силу. А как иначе, если надо кормить всех? Хотя с рождением внука Андрея Миша стал сам себе варить кашу по утрам. А младшего внука Гришу может помыть, накормить, если надо. Я вообще не знаю, чем он питается. Хотя нет, знаю - дошираком, обожает его. Конечно, у нас всегда есть еда, но «быстрая» лапша - это хит.
- Михаил Сергеевич - безумный дед?
- Не то слово! Мы оба безумно любим внуков. Скоро Лизочка закончит сниматься - будет чуть-чуть полегче. Конечно, очень ее не хватает.
- У вашей дочери Лизы день рождения 20 декабря, у Михаила Сергеевича - 26-го, у сына Сергея - 24-го января, у вас - 26-го января… Получается, как будто дочь - подарок папе, а сын - маме. Не задумывались?
- Задумывалась, конечно. Но это же не специально получилось! А Лиза Гришу себе родила в подарок - 5 декабря. А вот Андрюшу неизвестно кому (он родился 7 апреля. - Ред.). Так что все это просто совпадения.