Сетевое СМИ Парламентского Собрания Союза Беларуси и России


Рубрика: Интервью


Ванесса Мэй: Повернута на чистоте, поэтому люблю Минск

Ее нередко сравнивают с Паганини. Родились в один день, только великий скрипач на двести лет раньше. Перед концертом в Москве она рассказала «СВ», как участвовала в Олимпийских играх в Сочи, о секрете оптимизма и чем ее поразила белорусская столица

Ванесса Мэй. ФОТО: vanessa-mae.com

ЧИХУАХУА НА КРАСНОЙ ПЛОЩАДИ

Ванессе недавно исполнился 41 год, но больше 25 не дашь. Маленькая, хрупкая. Иссиня-черные волосы до пояса, белозубая улыбка, смуглая кожа, гладкая и без инстаграмных фильтров.

- Ванесса, вы частый гость у нас. Скажите, зрители в Беларуси и в России отличаются от европейской и американской публики?

- В Минске была всего раз. Лет пять назад. Публика показалась такой же, как в России. Всюду улыбки, настоящие, искренние, не сравнимые ни с чем. И то же с аплодисментами. Иногда, в начале шоу, публика немножечко сдержанная, но в конце все стоят. Для меня это огромный комплимент. Кстати, в разных российских городах меня воспринимают по-своему. Например,в Петербурге, откуда я только прилетела, получила большой заряд любви. Зрители, которые знают меня с восемнадцати лет, сказали, что это было мое лучшее шоу за всю карьеру. А в Москве публика более рок-н-рольная.

- Наверняка в обеих российских столицах уже появились любимые места?

- Конечно! В Петербурге была, наверное, раз двенадцать, но в прошлом году впервые попала в Эрмитаж. Впечатлил. А в Москве люблю Красную площадь. Гуляю по нейс любимым чихуахуа Максом. Это уже традиция. Сначала он боится, так как это большая для него территория, но потом привыкает и не хочет уходить.

- В этот раз захватили собачку с собой?

- Да, пока разговариваю с вами, ждет в машине. Любит путешествовать. Всю дорогу до отеля - в аэропорту, в поезде или в машине - Макс
в сумке. Но как только переступаю порог, выпускаю его, и он бросается исследовать комнаты. Бегает, все обнюхивает.

МЕСТЬ ЗА НАТУРАЛЬНУЮ ШУБУ

- Вы упомянули про концерт в Минске, который назывался «Волшебная скрипка» и проходил в сопровождении Президентского оркестра Беларуси. А затем вы где-то выступали в платье от белорусского модельера.

- Дизайнер Юлия Гилевич вытащила тогда лучшие платья для того, чтобы я их примерила. Остановилась на одном. Изумрудного цвета. Но надела его в Киеве. Уже не помню почему (смеется, изящно, двумя пальцами, откидывая назад пряди роскошных черных волос, падающие на лицо).

- Какие еще впечатления Минск оставил?

- Очень чистый город, что для меня важно, потому что повернута на чистоте.

- Вы знаменитость, но вот в соцсетях вас почти нет. Как такое возможно в современном мире?

- Представляете, только недавно начала их осваивать! Все сидят там уже лет десять, а я вот сейчас подключилась. Интереснее всего читать комментарии
к постам. Приятно, что кто-то написал, что мои шоу становятся все лучше и лучше.

- Ваш последний альбом вышел в 2007 году. Новый не за горами?

- В процессе его подготовки. Экспериментируем. Надеюсь, что выпустим в следующем году. Пока мои выступления базируются на произведениях из предыдущих альбомов. Но во время концертов импровизирую. Представляете, в каком тонусе мои музыканты?! К каждому концерту планируем около сорока произведений, но полный плейлист обычно бывает готов только за полчаса до выступления. Я на связи с звукорежиссером и во время концерта иногда ему говорю: «Следующее произведение будем играть вот такое!»

ИНСТРУМЕНТ ОБ ПОЛ

- Следующая пластинка - это будет всем знакомая Ванесса Мэй или тоже эксперимент?

- Не хочу повторяться, так что альбом будет отличным от того, что делала раньше. Одно время думала, что отсутствие текста в моей музыке - это минус, недочет, но сейчас, через 25 лет, поняла, что это большой плюс. К тому же скрипка настолько похожа на голос, что позволяет передавать живые эмоции. Например, если в голове возникают ужасные сцены издевательств над животными или шубы из натурального меха, меня переполняет гнев. Хочется за них отомстить.И я вкладываю эту эмоцию в музыку, и аудитория ловит динамику и считывает смысл без слов. Зрителям особенно нравятся виртуозные пассажи. Они встают, аплодируют, либо появляются слезы. Для меня это очень ценно.

- Считаете ли вы свою скрипку Gizmo работы Гваданини, ученика Страдивари, выпущенную в 1761 году, талисманом?

- Она со мной на всех концертах, но, боюсь, может быть не только талисманом, но и чем-то, что приносит несчастье. В 1995 году скрипку украли, но вскоре вернули. Четыре года назад на концерте в Москве я ее уронила. Отвалилась половинка грифа. Компания, которая занимается обслуживанием скрипки, забрала ее на три месяца, чтобы привести в порядок. И концертмейстер по доброте душевной разрешила играть на ее скрипке. Но бедняжка так боялась за свой инструмент, что весь концерт провела, напряженно вглядываясь, беспокоясь, как бы я его не повредила.

«ПУТИН ДУМАЛ, ЧТО МОЯ ОЛИМПИАДА - ШУТКА»

- В 2014 году вы как горнолыжница от сборной Таиланда принимали участие в Олимпийских играх в Сочи. Зачем вам это понадобилось?

- Захотелось получить уникальный опыт. Тем более что горными лыжами я занимаюсь с четырех лет и получаю невероятное удовольствие. Целый месяц провела в Олимпийской деревне в Сочи. И, помню, как президент Путин сказал: «Когда прочитал о том, что ты собираешься участвовать в Олимпийских играх, подумал, что это шутка, а оказалось, что нет». Я, конечно, не профессионал, поэтому на лыжах катаюсь медленно. Но люблю само участие в соревнованияхи то удивительное чувство, когда ты катишься с горы, а кругом волонтеры, которые кричат, поддерживают тебя.

- На Олимпийские игры, которые пройдут в 2022 году в Пекине, тоже отправитесь?

- Не уверена. Пока с лыжами завязала. В прошлом году вывихнула плечо, катаясь на них. Пыталась квалифицироваться на Олимпийские игры, но за шесть недель до окончания срока подачи заявки больно упала. И здесь, в Москве, выступала подраненная. До сих пор остались шрамы.

- Это же не первая травма у вас?



- Да, кажется, на горнолыжном курорте в Церматте в 2009 году сломала локоть. Причем не каталась, а просто поскользнулась на льду. Непосредственно перед концертом в Москве. Но выступление все же прошло удачно, и рука в итоге в порядке. Жизнь вообще опасная штука. Можешь выйти из дома и собьет автобус, или поскользнуться в душе.

- Зато вы никогда не падаете духом! Как это удается?

- Верю в светлое и темное, в счастье и несчастье. И всегда напоминаю себе о том, что мне везло и везет. Я - счастливый человек, и нужно концентрироваться на позитиве. Все-таки морщинки вокруг губ лучше складок между бровей от того, что хмуришься. Понятно, что полностью избавиться от негативной энергии, например, во время стресса, мы не можем. Но в состоянии ее перенаправитьи трансформировать в топливо для внутреннего роста. Именно так и поступаю. Когда пять лет назад моя любимая бабушка попала в больницу, я была в туре и должна была выступать. И удалось трансформировать переживания в энергию выступления.

ДОСЬЕ «СВ»

Ванесса Мэй - это только имя. Фамилия скрипачки - Ванакорн Николсон. Родилась 27 октября 1978 года в Сингапуре. Китаянка по матери, тайка по отцу. Когда малышке было четыре года, родители развелись. Мать вышла замуж за английского юриста и забрала дочку в Великобританию.
Ванесса занималась музыкой с трех лет. Играла на фортепиано, позже переключилась на скрипку. Выступила впервые в девять лет, а в десять уже играла с филармоническим оркестром. Через три года выпустила первый диск Violin. Номинировалась на премию BRIT Awards как лучшая британская исполнительница. Прославилась благодаря техно-обработкам классических композиций. Стиль исполнения: «скрипичный техно-акустический фьюжн» или «эстрадная скрипка». Не замужем. Детей нет.