Михаил Турецкий: Песни Победы - наша коллективная молитва
В этом году День Победы руководитель «Хора Турецкого» и проекта «SOPRANO» встретил на площади Белорусского вокзала, где его коллективы исполняли песни военных лет. О своем отце-фронтовике, проекте в 9 Мая и о том, как музыка может объединить людей разных стран и взглядов, он рассказал «СВ»
Фото: www.arthor.ru
ПОМНИТ ВЕНА, ПОМНЯТ АЛЬПЫ И ДУНАЙ
- В этом году проект «Песни Победы» прозвучит на площади Белорусского вокзала. Это особенно символично, ведь в июле будет отмечаться 75-летие освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков.
- Тут многое сошлось. Мои предки родом из Беларуси. А с вокзалом связано мое детство - жили мы с родителями буквально в пяти минутах от него. Рядом был роддом имени Крупской, где я появился на свет. У моего деда было шестеро детей. Все они отправились в Москву и прожили долгую счастливую жизнь. Один из них, кстати, стал лауреатом Ленинской премии. В Советском Союзе разработал суперкомпьютер «Эльбрус», а когда переехал в США, руководил созданием третьего «Пентиума».
Мой отец, Борис Эпштейн, приехал на Белорусский вокзал в 1931 году, когда ему было восемнадцать лет. Устроился сначала в педагогический техникум, а потом - в академию внешней торговли. Работал, учился, а жил в семиметровой выгородке в небольшой комнате в коммуналке здесь же у Белорусского. Оттуда же ушел на фронт и туда же вернулся с войны с женой Беллой Турецкой, моей мамой. В этой комнате родился мой старший брат, а затем через пятнадцать лет и я.
- То есть это полностью ваше место?
- Моя основа жизни. Как и Беларусь. Ее считаю своей малой родиной. И я очень счастлив, что есть Союз России и Беларуси - не нужно разрываться на две части, когда есть наша общая родина.
«МЕЧТАЛ ДОЙТИ С КОНЦЕРТАМИ ДО БЕРЛИНА»
- В семье пели военные песни?
- Папа напевал их мне с детства. И «Заветный камень», и «Смуглянку», и «Темную ночь». Постоянно исполняли с ним «Катюшу», «Три танкиста». Когда папе исполнилось 95, я сказал: у меня есть две мечты - отметить твое столетие на сцене Кремлевского дворца и отыграть концерт на центральной площади Берлина. Шел 2008 год. Он покрутил пальцем у виска: сумасшедший, кто же тебе даст исполнять наши песни там? Но я уперся: время покажет, кто кого. А в канун 70-летия Победы прогуливался на Поклонной горе и вдруг подумал, что было бы здорово организовать что-то экстраординарное. Вот тогда мы и начали готовить программу песен, связанных с подвигом советских солдат, их героизмом, любовью на фронте, жизнью тыла. Они не все созданы во времена Великой Отечественной войны, но так или иначе связаны с пронизывающей темой Победы, которая объединила весь советский народ.
- Первый подобный концерт собрал большую аудиторию?
- Такого количества людей я еще никогда не видел! Может, это не было напрямую связано с нашим концертом, но люди все шли и шли на Поклонку. Оказалось, мы установили рекорд: выступление видели 150 тысяч человек - смотрели из дворов ближайших домов, от метро «Площадь Победы», даже на «Кутузовской» нас было слышно. Оказалось, вот та история, которая объединяет людей.
- Как все-таки удалось привезти проект в Германию?
- Абсолютно все мне говорили, что из этого ничего не выйдет, народу это не понравится и канцлер не даст разрешения. Организовать такое невозможно. Но произошло чудо. Знаете, в свое время я звонил Иосифу Кобзону - набирал его, наверное, полторы тысячи раз. И однажды пробил эту броню: он выслушал меня, послушал наш Хор - и ему понравилось, он открыл для себя что-то новое.
- Тут получилось так же?
- Мы так долго бились за эту идею, и вдруг за три недели до намеченной даты получили разрешение от бургомистра Берлина Михаэля Мюллера провести концерт на Жендарменмаркт. На красивейшей площади Германии, в километре от Рейхстага! Сделали, что успели, ведь на все нужны согласования. Шесть часов бился с муниципалитетом, чтобы сняли белую пленку, которой огородили площадку для выступления - очень важно было, чтобы люди на площади видели и слышали нас. И как будто небесная канцелярия нас услышала - наладилась погода. На концерте собралось двадцать тысяч человек: ветераны, молодые, семьи - россияне, жители Германии, других стран. Под звуки «Бухенвальдского набата» все встали. Плакали. Это было невероятное вдохновение.
- Для вас «Песни Победы» - гуманитарная миссия?
- Это не бряцанье оружием русских людей в Германии, а напоминание о том, что сегодня мы должны объединиться. С Германией, Китаем, Евросоюзом, бывшими союзными республиками, США. Люди понимают, что равновесие в мире слишком хрупкое, но нет ничего более важного, чем мирное небо над головой. Мир. Просто жизнь. Сегодня самое важное - не допустить повторения трагедии.
ГОЛОСА ЗА МИР
- Как удается договариваться о других выступлениях «Песен Победы» за рубежом?
- Сенаторы США, мэры городов, послы пишут нам, что этот проект делает иногда больше, чем департаменты МИДов. Диалог культуры такого уровня меняет мир. Не хочется быть высокопарным, но в своем роде это наша групповая молитва. И мы в этом огромном многоголосии имеем свой голос.
- Есть точка на карте, где вы еще хотели бы спеть эти песни?
- Весь наш маршрут так или иначе связан с Победой. Мечтаю выступить на Курской дуге и в Волгограде.
- Знаю, что вы планируете выступить в белорусской столице 3 июля…
- Да, надеюсь, в день 75-летия освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков устрою в Минске грандиозный праздник - даже Берлину не дам столько энергии, сколько родной Беларуси.
ВОСПОМИНАНИЯ
СИГАРЕТА СПАСЛА ЖИЗНЬ
- Многие ветераны неохотно вспоминают военные годы. Ваш отец рассказывал о том времени?
- Папа был участником прорыва блокады Ленинграда, дошел до Берлина потом пешком вернулся в Москву. Себя всегда считал счастливчиком: из каждой сотни человек, ушедшей на фронт в первые дни войны, домой вернулись лишь трое. Пока я был маленьким, папа отмалчивался, особо не делился воспоминаниями - видимо, считал, что не пойму. А когда мне было уже под сорок, а ему - под девяносто, вот тогда стал рассказывать истории о войне.
- Поделитесь некоторыми из них?
- Он много говорил страшного. Как везли их, солдат-новобранцев, в штатском, безоружных, а навстречу шли эвакуационные обозы с ранеными. В этот момент стало понятно, что они - лишь пушечное мясо. Вспоминал и об одном из самых страшных моментов в его жизни. Как-то прикуривал сигарету: уклонился от ветра - и пуля, летевшая в него, попала в его друга… Отец вообще не курил, разве что изредка в войну. Но тогда сигарета спасла ему жизнь. Рассказывал и о том, как было голодно: чтобы поддержать силы, мешали муку с водой… Однажды друг подбил его украсть банку тушенки - так есть хотелось, что хоть стреляйся. Сговорились пойти за пропитанием в четыре утра. В 3.30 папа проснулся с четким ощущением, что делать этого никак нельзя, лучше умереть, чем идти за этой тушенкой. А приятель его заупрямился и пошел в одиночку. Достал ту злосчастную банку, наелся, а в полдень утра его расстреляли без суда и следствия…
- Как дома отмечаете День Победы?
- Обязательно 9 Мая ходим на кладбище всей семьей. По дороге я дочкам рассказываю историю военных лет. Девочкам повезло застать отца - средняя дочь, Эммануэль, хотя и была маленькой, многое помнит. Через старших дочерей Наташу и Сарину передаются истории о деде - как он любил жизнь, воевал, ходил в танцевальный зал, пел. Мы много разговариваем о том времени. Так что девочки понимают, какой ценой далась Победа. Показал им фильм «Пианист» - они все поняли, там все предельно понятно показано - за что боролся их дед. Когда подрастут - хочу посмотреть с ними «Список Шиндлера». И очень надеюсь, что в их жизни не случится такой страшной трагедии.
СПРАВКА «СВ»
Проект «Песни Победы» появился в 2015 году. По замыслу авторов, он позволяет сохранить в поколениях память о событиях Великой Отечественной войны. Уже в 2018 году концерты прошли в восьми странах мира, в том числе Беларуси и Израиле. А в 2019-м проект побывал в двенадцати странах, включая США, Канаду, Польшу, Австрию.