Ксения Каспари: Книга «Столкновение» открывает всю правду о трагедии семьи Калоевых
В интервью «СВ» автор рассказала, как писался документальный роман и как Голливуд предлагал десять тысяч долларов за экранизацию трагедии над Боденским озером
В противовес американскому фильму об авиакатастрофе над Боденским озером, который недавно вышел в прокат, в Москве увидела свет книга Ксении Каспари «Столкновение». Это документальный роман, в котором детально воссоздана трагедия и события после нее глазами Виталия Калоева.
ВЫМЫСЕЛ ДАЛЕК ОТ ПРАВДЫ
– Почему вы решили написать об этом целый роман?
– Я как журналист очень много писала об авиакатастрофе над Германией. Меня впечатлила эта история. Было обидно, что многие детали трагедии, вся правда о ней не вмещается в хронометраж. Я решила это исправить –встретиться с Виталием Константиновичем (Калоевым – ред.), узнать обо всем подробнее.
– Как вы познакомились?
– В 2009-м на меня вышли какие-то ребята из Голливуда, которые рвались снять фильм об этой авиакатастрофе. Попросили меня помочь найти Калоева. Прислали договор на покупку прав на его историю. Указали цену вопроса – десять тысяч долларов. Я возмутилась: «Ребята, мы не индейцы, у которых колонизаторы за бусы землю скупали!»
Я позвонила Виталию Константиновичу и рассказала об «предложении». Посоветовала, чтоб не соглашался – ведь чистой воды мошенничество. Оказалось, что Калоев в тот момент находится в Москве. Мы встретились. Я предложила написать книгу и изложить его версию событий. Он согласился.
– В итоге фильм по мотивам истории в Штатах все же сняли – правда уже другая съемочная компания. Вы видели «Последствия» с Арнольдом Шварценеггером в главной роли?
– Сюжет этого фильма не имеет почти ничего общего с историей Калоева. Сплошной вымысел. Ну разве только то, что оба убили диспетчера. И найденные на месте крушения самолета бусы. Они потом стали символом – идеей для памятника в виде разорванной жемчужной нити, который установлен в Германии. Других совпадений нет.
ОЧЕНЬ ГРУСТНЫЙ ЧЕЛОВЕК
– Каким показался Калоев при первой встрече?
– Произвел впечатление человека интеллигентного, порядочного. По глазам видно, что он пережил большое горе. Очень грустный человек. Даже если не знать его историю, в нем чувствуется глубокая скорбь.
– Как собирали информацию для книги?
– Я несколько раз летала во Владикавказ, чтобы пообщаться с главным героем. Разговаривала с его родственниками – и в Осетии, и в Москве. Самый старший брат Юрий, который пару лет назад скончался, нанимал адвоката для Виталия, двенадцать раз посещал его в швейцарской тюрьме (отсидел Калоев 3,5 года – ред.). Я летала и на место крушения самолетов. Разговаривала с людьми, которые были вместе с Калоевым в первые часы после катастрофы. Его сопровождал священник из цюрихского аэропорта – пастор Вальтер Майер, немецкий полицейский Гельмут Зонтхаймер, переводчик Майя. Они фигурируют в книге. Общалась с адвокатами в Швейцарии.
– Есть ли в романе истории других участников авиакатастрофы?
– Нет, эта история только о семье Калоевых.
– Как отреагировал Калоев, когда прочитал последнюю страницу рукописи?
– Он сказал, что книга правдивая. «Читал три дня. Останавливался. Тяжело было вспоминать и переживать все заново» - произнес он. Еще говорил, что только из книги узнал некоторые подробности.
– Например?
– У полицейского Гельмута Зонтхаймера в день катастрофы госпитализировали отца. Через несколько дней он умер. Гельмут, несмотря на эту личную беду, продолжал сопровождать Калоева. Ни слова не сказал о своем горе – не хотел взваливать на него дополнительный груз.
КТО ВИНОВАТ?
– Правда ли, что Виталий Константинович был единственным из родственников погибших, кто участвовал в поисках?
– В Германию он прибыл спустя несколько часов после катастрофы. Гельмут Зонтхаймер сделал все возможное, чтобы Калоев увидел, как можно меньше. Но Виталий, действительно, был единственный из родителей, кто видел тела своих детей на месте катастрофы. Тело его сына Константина было очень трудно опознать. Малышку Диану нашли на второй день. Калоев ночи напролет сидел в морге и рыдал.
Родственники остальных жертв на опознание приехали на второй день. Они возложили цветы к месту падения самолетов. Общались с экспертами, сдавали образцы ДНК. Большинство родителей получили запечатанные гробы. Видеть останки своих детей невыносимо.
– На ваш взгляд, кто главный виновник трагедии?
– Гендиректор компании Skyguide. Он не обеспечил должных условия для работы авиадиспетчеров. Более того, в течение полутора лет родственники погибших не услышали от него даже извинений и соболезнований. Он ушел от ответственности, продолжал руководить компанией еще несколько лет после случившегося. Потом спокойно ушел на пенсию.
– Что-то знаете про жизнь семьи диспетчера Питера Нильсена?
– Читала, что его жена и дети вернулись жить в Данию, на родину Нильсена.
Справка «СВ»
Ксения Каспари родилась в 1980 году в Калининградской области. Закончила Казахский национальный университет им. аль-Фараби. Сейчас работает на телеканале «Россия 1» в программе «Вести».
Авиакатастрофа
Самолет авиакомпании "Башкирские авиалинии" в 2002 году по вине диспетчера столкнулся в небе над Боденским озером с грузовым "Боингом" компании DHL. В числе жертв были дети и жена Виталия Калоева. В.Калоев в 2004 году убил авиадиспетчера датчанина Петера Нильсена, считающегося главным виновником катастрофы, унесшей жизни 71 человека, в том числе 52 детей. В октябре 2005 года В.Калоев был признан виновным в убийстве и приговорен к восьми годам заключения, в ноябре 2007 года решением суда был освобожден за примерное поведение по отбытии части срока.