Архитектор Юрий Григорьев: «Я против "петушиной" колористики и "плоскомордия" фасадов зданий»
Бывший главный архитектор Минска и один из руководителей Москомархитектуры - об архитектурном облике двух столиц и о том, как не утратить индивидуальность в погоне за новомодными трендами
В Москве и Минске за последние пару десятилетий произошло много изменений – особенно с точки зрения архитектуры, градостроительной политики, и комплексного развития инфраструктуры. Но обе столицы развиваются не хаотично – а согласно тщательно проработанным концепциям. Генпланы составлялись и в советские времена, однако сегодня решения по развитию города всегда принимаются с учетом мнений горожан.
Российская столица в 2012 году разрослась в полтора раза по площади за счет значительных юго-западных территорий. Это вынужденное решение в связи с перенаселением самой Москвы.
А в начале осени этого года президент Беларуси Александр Лукашенко утвердил новый градостроительный план развития Минска с прилегающими территориями до 2030 года.
Какими станут столицы? Не утратят ли они своего очарования в погоне за модными тенденциями и градостроительными ноу-хау? Есть человек, мнение которого особенно ценно: его вклад в формирование и Минска, и Москвы – какими мы видим их сегодня – трудно переоценить.
Это – Юрий Пантелеймонович Григорьев. Выпускник престижного МАРХИ, он в течение более 12 лет занимал пост главного архитектора белорусской столицы (в 1974—1986 годах), а потом был приглашен в Москву. С 1986 Григорьев принимал самое активное участие в развитии и формировании архитектурного облика столицы. Занимал пост первого заместителя главного архитектора города Москвы и одновременно с 1994 года – директора МНИИТЭП (Московский научно-исследовательский и проектный институт типологии, экспериментального проектирования). Последние три года он являлся творческим руководителем этого института.
– Юрий Пантелеймонович, какие основные тенденции и проблемы вы бы выделили в градостроительной политике Москвы сегодня?
– Москва, прежде всего, столица России, где сосредоточены органы управления государством, крупнейшие центры науки, образования, культуры. Но это и огромный мегаполис, в котором планомерно развивается и совершенствуется комплексная инфраструктура. Большое внимание руководство города уделяет развитию современной транспортной системы, включая создание новых линий метро. В Москве продолжается большое строительство объектов различного назначения. Особое внимание уделяется благоустройству улиц, площадей и парков, сохранению ценной исторической среды, а также реконструкции существующего фонда.
Москва, памятник Я. Купале на Кутузовском проспекте. Архитектор: Ю. Григорьев, скульптор: Л. Гумилевский
Создавая материальное пространство, необходимо беречь окружающую природную среду. Вспомним, что всегда было внимательное отношение к лесопарковому поясу вокруг Москвы. Это были «легкие» столицы. Но строительная монетизация в Подмосковье способствует уничтожению природного ландшафта, леса, речек... На их месте вырастают всякие, в том числе, многоэтажные «коробки». Экология мегаполиса в итоге с каждым годом ухудшается. Саженцы, которыми пытаются компенсировать лесные потери, станут настоящими деревьями только через десятилетия.
Например, район Крылатское в Москве – одна из самых экологически чистых зон Москвы с активным рельефом, рядом река, целая группа спортивных объектов, построенных к Олимпиаде-1980. Но вместо того, чтобы здесь создать главный центр отдыха и спорта, в свое время район застроили панельной «типовухой».
– А сегодняшний Минск? Как он вам? Что вас в нем радует, чего не хватает?
– В довоенные годы Минск был небольшим городом с местечковыми улицами. Нужно отдать должное руководству республики и градостроителям, которые в первые послевоенные годы после страшных разрушений заложили основы современной белорусской столицы. Сегодня это крупный многофункциональный город со средой сомасштабной (в которой на жителей не «давят» высотки – прим. ред.) и удобной для жизни человеку. Одно из главных градостроительных достижений – создание водно-зеленого диаметра (кольца) как главной композиции, проходящей через центр города, а также множество парков, чтобы все периферийные жилые районы охватывались рекреационными пространствами. Беларусь первая в Советском Союзе придумала блочно-секционный метод в строительстве жилья. Такие площадки с квартирами можно строить разной этажности и конфигурации, не нанося ущерб экологии и окружающей среде.
Жилой комплекс «Золотые ключи» на ул. Минской в Москве по проекту Ю. Григорьева
Новые жилые районы и тогда уже славились своей комплексностью застройки. Белорусская столица восхищает своей гармоничной преемственностью в архитектуре и высоким уровнем благоустройства.
К отдельным перегибам в застройке современного Минска могу отнести огромный комплекс за цирком. Площадь Победы – золотая историческая зона, созданная после войны. Парковая зона гармонично переливалась в Парк Горького. Но построенное здание фактически нарушило этот великолепный исторический ансамбль.
В целом архитектура белорусских городов и сегодня радует глаз своей стройностью и комплексностью.
– Вам близки новые архитектурные стили? Судя по опыту многих городов, сложно сочетать историческую преемственность и взгляд в будущее… Не всем удается.
– И в советский период, и в последние десятилетия много создано красивых уникальных комплексов, которые украсили облик Москвы и Минска в целом. Архитектура должна быть устойчивой во времени, но учитывать преемственность истории и культуры.
Я против прозападного абстракционизма и «мультикультуры». В ряде районов Москвы и Минска стали появляться палкообразные башни-стекляшки, нарушающие исторический и человеческий масштаб застройки.
Традиционно светлая и белокаменная Москва за последние годы, к сожалению, в отдельных местах стала зрительно изменяться из-за «петушиной» и мрачной колористики фасадов и их примитивного «плоскомордия» с приоритетом стекломании, не свойственной российскому климату и традициям. Но это мое субъективное мнение.
Культурно-деловой центр "Дом Москвы" в Минске.
– Как тогда, по-вашему, должна развиваться архитектура двух столиц в будущем?
– Архитектура – неотъемлемая часть культуры, являющаяся наглядным долговечным отражением той или иной эпохи. Россия и Беларусь сильны своей глубокой генетической преемственностью и передачей наследия из поколения в поколение, несмотря на труднейшие испытания. Вместе с тем, наши предки всегда внимательно изучали зарубежные прогрессивные достижения культуры, науки, техники, практики и использовали то, что целесообразно и полезно, но с адаптацией к нашим условиям, климату и традициям, тщательно фильтруя и отбрасывая все чуждое.
Я надеюсь, что Москве и Минску хватит сил, исторической мудрости, профессионализма и энергии, чтобы сохранить и приумножить свои неповторимые черты в сумятице времен.
– Что вы считаете самым главным в вашей профессии?
– Архитектура – это синтез разных специальностей. Ты и художник, и инженер, и социолог, и медик, и прогнозист. Потому что архитектор организует материальное пространство, в котором человек находится – живет, работает и отдыхает. Он взаимодействует с разными специалистами – с конструкторами, электриками, сантехниками, экономистами, которые обрабатывают его идеи. Архитектор – это идеолог, режиссер и дирижер того, что он создает. А строительство – это реализация его творческого замысла.
ДОСЬЕ «СВ»
«Судьба тесно связала и с Беларусью, и с Россией»
Юрий Григорьев родился в 1932 году недалеко от Валдайских озер, в Новгородской области. А в 1944 году судьба забросила его в Беларусь: после освобождения Барановичей (Брестская область), его отца направили туда на службу. Там прошло детство и юность.
- Наше поколение – это дети войны, свидетели ее тяжелых и страшных реалий. Но это время воспитало в нас чувства патриотизма и ответственности, - вспоминает Юрий Пантелеймонович. – Когда в 1946 году я впервые попал в Минск, увидел город в руинах. Тогда и появилась мысль на счет специальности архитектора. К тому же я с детства хорошо рисовал и неплохо учился.
После учебы в Московском архитектурном институте вернулся в Минск. Карьеру архитектора он начал в «Белпромпроекте», в мастерской по разработке генеральных планов крупных промышленных предприятий Беларуси, а затем продолжил в «Минскпроекте», где руководил разработкой и реализацией многих объектов различного назначения. Все это способствовало выдвижению Григорьева на должность главного архитектора города.
В числе работ Юрия Григорьева – генеральный план города и объекты метрополитена, Дом литератора, ряд НИИ и жилых районов в Минске, международный аэропорт «Минск-2», Интеллектуальный центр с библиотекой, учебный корпус и медицинский центр МГУ на Ломоносовском проспекте, выставочный комплекс «Малый манеж» в Георгиевском переулке, «Берлинский дом» на Петровке в Москве, культурно-деловой центр «Дом Москвы» в Минске, Деловой и культурный комплекса при Посольстве Республики Беларусь в Москве и ряд памятников выдающимся деятелям. Автор ряда научных исследований и публикаций по архитектуре и градостроительной политике.
Юрий Григорьев – академик архитектуры, народный архитектор России, заслуженный архитектор Беларуси, лауреат премии Совета Министров СССР и трех государственных премий Правительства РФ. Имеет ряд высоких государственных наград, лауреат премии Союзного государства и почетный гражданин Минска.