Член Комиссии ПС по вопросам экологии, природопользования и ликвидации последствий аварий Светлана Максимова: Люди хотят возрождать село, но им нужно помочь
Депутат «от сохи», который не понаслышке знает о тонкостях работы на земле, рассказала о том, как выживают сегодня российские фермеры. И какой опыт перенимают у белорусов
- Светлана Викторовна, еще десять лет назад вы создали Союз фермеров Тверской области.
- Сельхозпроизводители - сейчас самые незащищенные. Зависят от места, от погоды, от чиновников. Тогда мы были разобщены, правительство к сельскому хозяйству относилось как к «черной дыре». Было очевидно, не объединимся - пропадем.
- Как прорываться сейчас?
- Нужно создавать больше кооперативов. В свое время возила своих фермеров в Финляндию, показывала, как работают тамошние кооператоры. Хороший пример фермерского объединения - «Валио». Их масло, молоко, сметана в России хорошо известны.
В госзакупках должны участвовать не сетевики, а сельхозпроизводители. Апельсины мы, конечно, не выращиваем. Но производим мясо, молоко, картофель, овощи. Наша продукция должна поступать и в наши магазины, и в детские сады, школы, больницы, воинские части. Если производитель будет знать, что его продукция не окажется в канаве и не пойдет на корм скоту, будет развиваться. И цены станут ниже, когда исчезнут накрутки посредников.
В белорусской колбасе мясо есть
- Чтобы кооперация заработала в полную силу, что нужно регионам?
- Пилотные проекты, которые потом можно будет распространить по областям, учитывая их специфику. Понятно, что на юге одни условия, в Якутии другие, в Центральной России - третьи.
- В Беларуси эту проблему решили.
- Когда туда приезжаю, душа радуется. Там нет заброшенных полей. Как-то поспорила с белорусскими коллегами, что найду клочок необработанной земли. Не нашла!
Весной прошлого года свозила туда делегацию из Тверской области. Посетили несколько крупных и мелких производителей, посмотрели, как развивается сельский туризм. На наших фермеров поездка произвела огромное впечатление, особенно культура производства. Стали свое производство перенастраивать.
Помогли и совместные ярмарки выходного дня, где широко представлена продукция не только сельхозников, но и промышленных предприятий, обувщиков, портных и т.п. Сябры от нас тоже кое-что переняли. Конкуренции-то у них не было, к себе они нас не пускают. Это серьезный вопрос: ярмарки должны проходить не только в России, но и в Беларуси. Хотя с их продукцией конкурировать сложно. В местной колбасе мясо есть. Если кто с ненатуральным продуктом пожалует - просто не купят.
Чтобы собрать хороший урожай и попасть с ним к покупателю, только желания мало - нужна поддержка государства. Фото: БЕЛТА
- Картошку белорусскую привечаете?
- Когда была фермером, много ее выращивала. Очень вкусная. В нашем союзе есть белорус из Орши, оттуда он семена и привозил.
Землю - крестьянам!
- Государство заложило для аграриев миллиард рублей на субсидии.
- Это очень небольшие деньги. Несвязная погектарная поддержка, о которой мечтали фермеры, тоже не оправдала надежд: слишком мала. Гранты есть - под грамотные проекты государство дает кооперативам больше 70 миллионов рублей. Капля в море. И еще неизвестно, полностью ли и вовремя они дойдут до адресата. Тут многое зависит от работы ответственных в регионах. Там по большей части и возникают проблемы.
Хотя, как сельхозник и законодатель, я вижу, какие законы и помощь нужны крестьянам.
- Какие?
- Фермеры и кооперативы не могут развиваться без земельных участков. Первым они нужны для строительства логистических центров. Вторым - для создания машинно-тракторных станций. Не каждому хозяйству по силам технику покупать. В России, чтобы получить участок, нужно выиграть аукцион. Государство обязано помочь хотя бы кредит взять.
Я бы в фермеры пошел...
- У нас не только брошенных земель полно, но и деревень. Есть желающие их восстанавливать?
- Часто ко мне приходят. Один активист собрал команду из 22 человек, в которой есть и врачи, и зоотехники, и трактористы, и механики, и учителя. Попросил найти подходящую деревню. Сейчас решают вопрос с районным руководством. Нашла и направила их к руководителю.
Запомнился случай: пару лет назад пришел москвич, занимался промышленным оборудованием, но потянуло к земле. Смотрела на него и думала: «Господи, городской, куда ты полез?» Предложила заняться кролиководством. Сегодня у него шесть тысяч кроликов, производит вкусное диетическое мясо, торгует на ярмарке, договаривается с сетевыми магазинами.
Когда в деревне появляются зажиточные люди, она оживает, развивается. Дети рождаются, дороги строятся, инфраструктура. Фермерство - не просто бизнес, это образ жизни. Помните, какие семьи были у русских крестьян? Многодетные. Народ был сильным, здоровым, а не квелым, как сегодня.
Один в поле не воин
- Видим, что к вам уже очередь из ходоков выстроилась. С чем приехали?
- Ребята из Костромской области просят помочь перекредитоваться. Занимаются свиноводством и переработкой, выпускают вкусный гастрономический продукт. Стали развиваться, взяли кредит на одних условиях, а получили на других. Надо помочь: не пускать же по миру семьдесят человек, которые у них работают. Да и производство хорошее.
- Такое часто случается?
- Сплошь и рядом. Вот почему важна работа союзов фермеров, ассоциаций. Аграрий должен в них состоять, чтобы у нас была возможность ему помочь. За помощью, кстати, в основном приходят те, кто раньше отказался вступать, хотел быть сам по себе. Но один в поле не воин. На Западе союзы - мощная сила. В них собраны 90 процентов фермеров.
Досье «СВ»
Светлана Максимова родилась в 1961 году в поселке Меткурский Архангельской области. Работала зоотехником на краснодарской ВДНХ, начальником подсобного хозяйства на торфопредприятии «Оршинское». В 1997 году создала индюшиную ферму, которая была включена в «Золотой путь России» как туробъект. В 2004 году стала районным депутатом. Создала «Союз фермеров и личных подсобных хозяйств Тверской области». С 2011 года - депутат Госдумы. В семье трое детей и четверо внуков.
Мнение
«Малышей» не видят! Это стратегическая ошибка
Во время разговора с «СВ» к депутату заглянул Председатель Совета Ассоциации крестьянских хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России Вячеслав Телегин.
- Вячеслав Владимирович, а вас что сюда привело?
- Максимова - наш депутат, выступает с законодательными инициативами, решает проблемы общего порядка. Сейчас возглавляет рабочую группу Комитета Госдумы по аграрным вопросам, который совершенствует закон о сельском хозяйстве. Мы против ряда формулировок и предложили свои. Вот, например, в нынешнем проекте в правилах содержания коров есть неприемлемые нормы: ограничивают фермерское стадо сотней голов. А если их шестьсот, лишних под нож пускать?!
Две трети требований и норм устарели. Новшества тоже не всегда радуют. В этом году ввели лицензирование навоза - хотят отнести его к химическому производству. Сейчас он относится к хозяйственному. Хотим обратиться в Минсельхоз, чтобы подобные нормативные акты отозвали.
Законодательство должно быть максимально приближено к жизни. К тому же прежде чем рассматривать законопроект, его положения необходимо согласовывать с регионами. Если специализированная ассоциация не согласовала нормативно-правовой акт, не стоит вносить его на рассмотрение, надо продолжать консультации с профессионалами.
- Каких законов вам не хватает?
- У нас, у практиков, по каждому законодательному блоку есть свои соображения на десятках страниц. Если в двух словах: нужны законы об органическом земледелии, о господдержке кооперации, малого и среднего бизнеса. Наша кооперация слабоконкурентна, без финансовой помощи и благоприятных условий не выживет. Особенно после вступления России в ВТО. В Налоговом кодексе нужно прописать льготу начинающим - на первые пять лет вообще освободить от налогов.
Основа сельхозпроизводства в России - малый бизнес. А многие нормативно-правовые акты пишутся под большие предприятия. Те, кто их разрабатывает, малышей не видит. Это стратегическая ошибка.
- С белорусами сотрудничаете? Что бы хотели у них перенять?
- Льготное кредитование. Для нас это актуально. В Беларуси льгота фермерам выделяется пропорционально земле. Мы давно просим: дайте и нам льготную процентную ставку, как у соседей. И про квоты говорим. Вот пример их сельской жизни на нашу ситуацию: если крупное порося и поросеночка малого к кормушке допустить, кому больше достанется? Крупный все и съест, а малый уйдет и ноги протянет.