Член Комиссии Парламентского Собрания по экономической политике, сенатор Елена Перминова: Союзный бюджет - не просто «огромный кошелек» с деньгами
Как создается главный финансовый документ. И что не дает исполнять его на сто процентов
- Елена Алексеевна, какое значение для поддержки российско-белорусской интеграции имеет единый бюджет Союзного государства?
- Главная роль бюджета любого государства, включая Союзное, - перераспределить валовый внутренний продукт между участниками экономической системы. Причем таким образом, чтобы государство могло выполнить взятые на себя обязательства перед населением, профинансировать бюджетную сферу, стратегические отрасли и проекты, поддержать бизнесменов и промышленников, ВПК, сельское хозяйство и т.п.
Так что бюджет - не просто «огромный кошелек» с деньгами, из которого бери, сколько хочешь. Это прежде всего инструмент, с помощью которого государство влияет на социально-экономическое развитие.
Это в полной мере относится и к главному финансовому документу Союзного государства. С его помощью формируются и исполняются экономические и социальные задачи, стоящие перед органами исполнительной власти. В нем четко прописано, какие союзные программы и мероприятия будут профинансированы, когда, в каком объеме и кто за это отвечает.
Наш единый бюджет - такое же достижение союзного строительства, как и проекты, которые из него финансируются. В этом году это 35 программ и мероприятий. Что особенно ценно: учитывался адресно-целевой характер распределения средств. В этом году его объем составляет 6,6 миллиарда российских рублей.
Когда «остатки сладки»
- В 2016 году появились новации...
- В бюджете впервые возникли новые источники дохода: неиспользованные остатки прошлых лет - 1,733 миллиарда рублей и доходы от деятельности телерадиокомпании «ТРО Союза» - 1,2 миллиона рублей. Все вместе - довольно большая сумма. Можно профинансировать нужные для нас направления сотрудничества, мероприятия, программы.
Большую часть бюджетных средств направят на финансирование шести действующих программ, четырех новых и двух дополнительных. Заложены средства на проведение 26 ежегодных мероприятий Союзного государства и двух новых конференций - «Радиоактивность после ядерных взрывов и аварий: последствия и пути преодоления» и «Состояние и перспективы социального развития Союзного государства».
- Остались ли проблемы в бюджетном процессе?
- Он отрегулирован. Наш бюджет, или Декрет Союзного государства, полностью адаптирован к национальным законодательствам - как России, так и Беларуси. Все необходимые нормативно-правовые документы приняты и эффективно работают.
Пример для ЕАЭС
- Может ли Союзный бюджет быть примером для создания аналогичного института для Евразийского экономического союза?
- Эта интеграционная структура не требует общего кошелька. ЕАЭС не государство, а содружество - с разными экономиками, странами-участницами, подходами. О взаимном сотрудничестве они договариваются в рамках соглашений.
Наша интеграция - государство с общим бюджетом, из которого формируются союзные программы. В этом - коренное различие «двойки» и «пятерки». Там тоже есть программы, но они реализуются в рамках общей концепции и соглашений и могут возникать в зависимости от ситуации в той или иной стране. Финансируются такие программы за счет национальных бюджетов стран-участниц.
- У Союзного государства есть преимущества перед ЕАЭС?
- Конечно. Они - в обязательности исполнения союзных программ, отчислений в единый бюджет, работе по единым законам. Это работает на улучшение финансовой деятельности Беларуси и России и повышение уровня благосостояния наших народов.
Досье «СВ»
Елена Перминова родилась в Шатровском районе Курганской области. Окончила Московский всесоюзный финансово-экономический институт. Работала экономистом в районных администрациях, налоговой инспекции Кургана. Была заместителем губернатора, начальником Финансового управления Курганской области. В 2014 году стала сенатором Совета Федерации, членом Комитета по бюджету и финансовым рынкам.
Средства не должны лежать мертвым грузом
Есть прецеденты, когда финансирование идет, но в работу его не пускают.
- Ожидается, что в этом году до 180 миллионов рублей пойдет на комплексную медицинскую помощь гражданам двух стран, которые пострадали от радиационного воздействия вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. К сожалению, с реализацией программ есть проблемы.
- Какие?
- В Парламентском Собрании Союзного государства я работаю недавно. Сначала была в Комиссии по вопросам экологии, природопользования и ликвидации последствий аварий. Комиссия работала над очень важной «Программой совместной деятельности по преодолению последствий чернобыльской катастрофы в рамках Союзного государства до 2016 года». В 2015 году в бюджете на ее реализацию заложили и своевременно выделили большие средства. Но их не освоили.
На мой взгляд - финансиста и парламентария - нельзя так нерачительно и неэффективно их использовать. Вернее, совсем не использовать. Деньги дали на конкретные задачи и цели. Люди ждали, что все заложенное будет исполнено и они воспользуются плодами труда союзных законодателей, ученых, практиков. Но этого не произошло, потому что своевременно не был разработан и утвержден порядок использования бюджетных денег - средства лежат мертвым грузом. Не приносят никакой пользы.
- Почему?
- Наверное, не хватило настойчивости и напора проработать вопрос до конца. В марте Комиссия по бюджету и финансам взяла ситуацию с этой программой на особый контроль. Программа разработана, но порядок и механизм ее реализации должны быть согласованы и утверждены в министерствах двух стран. Думаю, что мы с этим справимся и бюджет будет исполнен.
- Как все-таки сократить сроки согласования и повысить качество разработки программ?
- Необходимо создать наднациональный консолидирующий орган исполнительной власти, который мог бы самостоятельно разрабатывать программы и согласовывать их с министерствами и ведомствами Беларуси и России. Мы, парламентарии, осуществляем парламентский контроль. Межведомственная разработка и согласование нормативных документов в наши задачи не входят. Со временем, полагаю, такая структура будет создана.
Единая валюта - в перспективе
- Много лет ведутся разговоры о переходе на единую валюту. Но согласия в этом вопросе так и нет.
- Чтобы это внедрить, парламентариям нужно проделать колоссальную работу: унифицировать законодательство, принять множество нормативных и правовых актов. Мы над этим работаем, но сделали пока не все. Кроме того, надо выработать позиции национальных Центробанков. Так что переход на единую валюту - вопрос не ближайшего времени.
- А какие у нее преимущества и риски?
- Преимущества - в упрощении работы. Единая валюта могла бы сглаживать барьеры при расчете в национальных валютах или третьих стран. Если говорить о рисках, то это - большая волатильность курса российского рубля. В Беларуси она тоже наблюдается, но, может быть, в меньшей степени.
У понижения курса рубля есть и положительные моменты. Наши предприятия, выпускающие продукцию на экспорт, а в Союзном государстве их много, имеют неплохую прибыль от курсовой разницы. Это положительный фактор. Поэтому нам надо стремиться к тому, чтобы наши предприятия выпускали такую продукцию, с которой можно выходить на мировые рынки.