Александр Суриков: Нет закона, чтобы россияне платили в Беларуси, как иностранцы
Что главное сейчас в жизни Союзного государства, есть ли проблемы в российско-белорусских отношениях, как меняется наше отношение друг к другу - об этом и многом другом в интервью «СВ» Посла Российской Федерации в Республике Беларусь
Кризис нам не помеха
- Александр Александрович, вы здесь, в Минске, уже 10 лет.
- Да, 1 марта как раз будет.
- Для вас было неожиданным назначение Послом, да к тому же в Минске?
- Никогда не думал о дипломатической карьере. Я - строитель мостов и тоннелей. Большая часть жизни была связана именно с первой профессией, уже потом «вьехал» в политику. Конечно, сомневался: получится - не получится. Я не умею работать из-за угла. Сказали, мол, разберешься. Вот 10 лет разбираюсь.
- А до приезда сюда Послом вы бывали в Беларуси?
- Когда работал главой Алтайского края, два раза приезжал. Вы знаете, в 1997 году это было очень тягостное впечатление. Народ тяжело жил, возмущался. Да и в России жизнь в то время была непростой.
А приехал в 2006-м на работу - народ совершенно другой. По улицам ходит, улыбается. Очень приятная обстановка. С изменением уровня жизни меняется и настроение людей.
- У нас опять непростые времена - кризис. На ваш взгляд, скажется он на взаимоотношениях России и Беларуси?
- Вряд ли. Мы все время находимся в непростом мире. И тому, кто в этом мире доминирует, не очень нужно крепкое славянское объединение.
Поэтому легкой жизни, наверное, не получается. Говорить о каком-то похолодании между нами не приходится. А обыкновенные споры, дискуссии должны быть. И в экономических делах, и во внешнеполитических, военно-технических. Не будет разговоров, не будет критики - ничего не будет.
- В одном из интервью вы назвали проблемы, которые возникают в двусторонних отношениях, «зазоринками». А разве мы не можем обо всем договориться по-свойски, по-родственному?
- В процессе всегда возникают трещинки, зазоринки, как хотите их называйте. Но в российско-белорусских отношениях не было ни одного случая, чтобы мы не договорились.
Для меня было большим откровением в 2010 году, когда наши надзорные службы - и российские, и белорусские - вынесли проблему качества молочной продукции на политический уровень. Что творилось?! Это же в общем неправильно.
- Почему такие ситуации возникают?
- А потому что чиновники одной и другой страны, вместо того чтобы «разрулить» проблему, стараются перенести решение этого вопроса в «верха».
- А послы должны вмешиваться?
- Роль Посольства - чтобы в том числе и дипломатическим путем привести ситуацию к пониманию: надзорные службы должны работать над улучшением качества продукции между собой, не вынося этот вопрос в политическую плоскость.
Это взаимоотношения надзорных служб и бизнеса. В первую очередь бизнеса - один покупает, другой продает. А во вторую - надзорной службы, чтобы эта сделка была безопасной для людей.
Союзному государству - свой статус
- Оправдало ли Союзное государство как формат нашей жизни надежды и белорусов, и россиян?
- В большей степени, конечно, оправдало. В рамках Союзного государства существует соглашение о равных правах граждан Российской Федерации и Республики Беларусь - это самое главное достижение.
И экономически оно оправдано. Интеграция и кооперация производства дают свои результаты. Наш товарооборот (сейчас из-за кризиса есть, конечно, спад) - более 40 млрд. долларов. Это больше, чем с Украиной. А Республика Беларусь все-таки поменьше Украины. И по населению, и по экономике.
- Некоторые эксперты считают, что с расширением ЕАЭС Союзное государство может оказаться в «тени». Вы с этим согласны?
- Не согласен. Евразийский экономический союз только начал работать. И только в области экономики. Соглашения, заключенные странами - участницами ЕАЭС, касаются свободы передвижения товаров, капитала, услуг и рабочей силы. Но есть еще вопросы внешней политики, военно-технического сотрудничества, культуры, социальной сферы, равных прав граждан и т.д. Здесь Союзное государство далеко впереди. У Евразийского Союза и полномочий таких нет. Поэтому я бы не умалял роли Союзного государства. Считаю, что оно будет развиваться, являя собой пример более широкого интеграционного объединения на территории бывшего Советского Союза.
- Каких аргументов еще не хватает россиянам и белорусам в пользу Союзного государства?
- Союзное государство де-факто существует, неплохо себя зарекомендовало. Но ему не мешало бы придать некий юридический статус. Вот у ЕАЭС такой статус есть, это субъект международного права. Он даже пытается начать переговоры с Евросоюзом. Союзное государство не имеет таких полномочий. Поэтому надо подумать, какими наднациональными полномочиями можно наделить Союзное государство, чтобы, не ущемляя суверенитета и России, и Беларуси, получить правосубъектность на международной арене. Чтобы иметь право выступать защитником интересов и Российской Федерации, и Республики Беларусь. Лишний голос никогда не помешает.
Молока хватит на всех
- В российских регионах широко продаются белорусские продукты. Даже хлеб привозят. А в Минске видите российские товары?
- Рынок Беларуси насыщен собственным продовольствием. Это экспортно-ориентированная страна.
Российские товары здесь - это тот ассортимент, который не производится в республике, или то, что конкурентно. Сегодня российские компании активно работают в Беларуси, особенно молочные. Они производят под российскими брендами продукты на белорусском молочном сырье: часть оставляют в Беларуси, часть уходит в Россию.
- В России иногда слышишь: слушайте, так много белорусских продуктов, а что же в самой рес-публике остается? Может, это бизнесмены другие товары выдают за белорусские?
- Беларусь производит около 7 миллионов тонн молока, продает России (не только молоко, но и масло, сыр, йогурты, сухое молоко) 4 млн. тонн в пересчете на молоко. На свои нужды ей остается 3 млн. тонн.
Мяса республика производит около 1 миллиона тонн в пересчете на убойный вес. Около полумиллиона тонн уходит на российский и другие рынки. Всего оставшегося даже по медицинским нормам потребления - сверхдостаточно. А потребности России - примерно 11 млн. тонн.
К госзаказу - равный доступ
- Вы в хорошем смысле слова используете свое служебное положение, чтобы родной регион продвигать в Беларуси?
- Все регионы Российской Федерации имеют договоры с белорусским правительством. Мы все активно взаимодействуем.
Да, конечно, взаимодействуем и с Алтайским краем. Правда, мешает логистика, далековато. Работаем по системообразующим проектам. Пытаемся Алтайский моторный завод задействовать. Он когда-то на МЗКТ, могилевский завод, который дорожные машины выпускает, работал. Мы ему хотим добавить мощности, чтобы вместе с Минским моторным заводом смог делать новый ряд двигателей для Минского тракторного завода.
- Российские губернаторы просто «не вылезают» из Беларуси.
- Визиты действительно активные, рабочие. Это важно - проехать по стране, посмотреть, как живет народ, как обустроен тот или иной населенный пункт, какие дороги, какая природа. В прошлом году состоялся 31 визит российских делегаций в Беларусь. Из них большая часть возглавлялась губернаторами. Им интересно сравнить подходы к ведению хозяйства свои с белорусскими. Что можно хорошего внедрить у себя - это же может изменить уровень жизни.
- Беларусь по всему тому хорошему, что было в Советском Союзе, в большей степени правопреемник, чем Россия?
- Могу согласиться. В Беларуси кое-что из социальных гарантий сохранилось, в России - в меньшей степени.
- На Форуме регионов в Сочи говорилось о том, что в наших контактах, особенно межрегиональных, многовато бюрократии. Скажем, российская и белорусская продукция на совместном предприятии не считается российской. Вот, на ваш взгляд, какие здесь есть «зазоринки»?
- Мы производим много товаров сходных, однотипных. И есть конкуренция. Представителям власти каждой страны, даже абсолютно братской, ближе свои производители. Поэтому мы и стремимся создать совместные предприятия.
Думаю, что власти России и Беларуси на правильном пути. Сейчас равный доступ к участию в госзаказах белорусским и российским производителям. Думаю, надо дать равное право всем нашим товарам на рынке Таможенного союза, Евразийского экономического союза.
Легко ли быть послом в Минске?
- Вы сказали, что чувствуете себя здесь, как дома. Российским Послом в Беларуси быть очень легко?
- Я бы так не сказал. У нас, на просторах СНГ, а с учетом еще и Союзного государства, у дипломатов много направлений практической работы. Поэтому работать дипломату в Беларуси сложнее, но спокойнее.
- А с президентом Александром Лукашенко часто встречаетесь?
- Мы встречаемся, когда, к примеру, приезжают губернаторы. А по насущным вопросам - когда есть необходимость. Никогда во встрече мне не отказывалось.
Александр Суриков нашел общий язык с Александром Лукашенко. Источник фото: БЕЛТА
- В Москве на ВДНХ заканчивается реконструкция павильона Беларуси. А в Минске может появиться такой вариант визитной карточки России?
- В Москве павильон появился на базе Выставки достижений народного хозяйства СССР, где все республики демонстрировали успехи в развитии. Возможен ли такой вариант в Минске? Сказать сложно. Мы готовы обсуждать такой вопрос, может быть, о павильоне достижений в рамках Союзного государства.
- В Минске есть любимые места?
- Я живу здесь уже почти 10 лет и, безусловно, к чему-то привязан. Троицкое предместье - для меня очень приятное место, где просто можно гулять.
Но Минск для меня в первую очередь - место моей работы. Я люблю ходить на рынки - Комаровку, Ждановичи. Меня интересует настроение людей, цены. Это то, чем живет большая часть общества. Бываю в магазинах, хожу в разные, чтобы посмотреть цены. Наблюдаю, как чувствуют себя люди, что в ассортименте, чего хватает, чего не хватает. Это нужно для аналитики.
- С Комаровки, наверное, не с пустыми руками возвращаетесь - сало, белорусская колбаска?
- Я больше молочные продукты покупаю.
- Ну, а культовые места посещаете - Беловежскую пущу, к примеру?
- Мне больше нравится Гродно. Его можно назвать городом-памятником. Там сохранились строения раннего Средневековья. Гродно одинаково связан с российской историей, Великим княжеством Литовским, Речью Посполитой. Мое любимое место - Августовский канал. Это вершина инженерного искусства 30 - 40-х годов позапрошлого столетия. Его восстановили, что очень приятно, и я не раз сплавлялся на пароходе.
Я - гражданин!
- Сегодня нет такого юридического понятия, как гражданин Союзного государства.
- А нужно? Здесь нужно говорить с экспертами, прояснить общественное мнение в Беларуси и России. Как это понимать - гражданин Союзного государства. Слово «союзный» не монтируется в национальный. Все-таки есть белорус и есть россиянин. Практически одна нация, но с национальными оттенками.
- За 10 лет жизни в Беларуси вы, наверное, хорошо изучили эти национальные оттенки, ну хотя бы в сравнении с Алтаем?
- Оттенки есть. Во-первых, Алтай - это Сибирь, другой совершенно климат. Тамошний житель более жесткий. Темперамент другой. В Беларуси другие климатические условия, более мягкие, и люди, их характер немного другой. Но разницы подходов, положим, к делу особенной нет. Языковая разница есть. Но не вижу в этом проблемы. Я уже говорил, что себя чувствую здесь, как в России. То же самое и белорусы: они себя чувствуют в России, как дома.
- В декабре принято решение, что белорусы не должны сдавать экзамен по русскому языку и истории России, когда приезжают в РФ на работу. Какие еще нужны подвижки? На себе один из нас испытал, когда отдыхал в белорусском санатории: цена в два раза больше, чем для белоруса. На мое изумление отвечают: так вы же иностранцы.
- Я не назвал бы это проблемой. Никаких официальных нормативных актов по этому поводу, чтобы россияне платили, как иностранцы, не существует. Нарушителей, которые хотят заработать, хватает. Как поставить эту ситуацию под контроль, чтобы такие казусы не возникали, обсуждаем на уровне МИД Беларуси. Мы, россияне, на территории Беларуси, нормативно имеем равные права с белорусами.
Вопросы, которые требуют проработки, есть. Их немало. К примеру, белорусский гражданин в России может купить кусок земли для строительства дома: пожалуйста. А вот в Беларуси земля в собственность для россиянина только по наследству. А так только в аренду. Надо обсуждать? Да.
- Россияне сейчас больше будут ездить отдыхать и лечиться в Беларусь. Развитие внутреннего туризма - очень актуально.
- Для россиянина Беларусь хороша тем, что страна братская, чувствуй себя, как дома, но в то же время заграница. Так и белорусам в России. А не хватает нам для развития индустрии отдыха туристической инфраструктуры. Беларусь в этом отношении более обустроена. Но по сравнению с теми странами, куда ездили отдыхать наши люди, а теперь по разным причинам потеряли такие возможности, обустройство скромное. Если мы хотим эту сферу развивать, то должны вложиться в обустройство. Для России, с ее территориями, расстояниями, это непросто, Беларуси в этом смысле легче.
Поле деятельности для совместной работы ведомств по туризму большое. Но надо думать, как это все обустроить. Ведь это бизнес, и государство в этом деле должно быть задействовано минимально.
- А сами-то ездите отдыхать на Алтай?
- Да. Дикая нетронутая природа, более живописная, хотя и суровая. Иногда человеку хочется отдохнуть от цивилизации.
Дружеская скидка на газ
- Недавно союзные депутаты бурно обсуждали бюджет на этот год. Речь шла и о том, что часть союзных программ не выполнена до конца, нет контроля, полномочий.
- И в Беларуси, и в России существуют Счетная палата, Государственный Комитет контроля, которые в состоянии проверить деятельность министерств, реализующих союзные программы.
Но дело, наверное, в том, что все-таки бюджет Союзного государства не такая уж колоссальная величина и на все программы средств не хватает.
- При этом множестве существующих программ каких не хватает?
- Я вначале разобрался бы с теми, которые уже приняты. Надо систематизировать затраты так, чтобы был виден конечный результат в экономике.
- Есть один проект, который и впечатляет. Это строительство атомной станции.
- Строительство Белорусской атомной станции - это крупнейший из существующих в республике инвестиционных проектов, 10 млрд. долларов США. Строительные работы на 80% выполняют белорусские подрядные организации.
- А российские специалисты?
- Они начинкой занимаются. Монтаж оборудования уже идет. Белорусы в монтаже тоже будут принимать участие. Это окупаемый проект. Все вопросы безопасности, связанные с вывозом отработанного топлива, берет на себя Россия.
- Одна из трепетных тем в рос-сийско-белорусских отношениях - цена на газ. Есть такое мнение, что раз у нас Союзное государство, то газ чуть ли не бесплатно надо отдавать своим соседям. Или хотя бы должна быть дружеская скидка.
- Экономика - это договоренность равных партнеров. Цена на газ сегодня складывается довольно объективно и состоит из стоимости добычи газа плюс его транспортировка. Однако стоимость газа в мире снижается. Значит внутри добычи, транспортировки может снижаться что-то из элементов себестоимости. Вот тут может возникнуть разговор продавца и покупателя: не скидка, а уточнение цены в рамках существующих договоров.
- То есть дружба - дружбой, а табачок врозь - это не наш случай?
- Нет, цена должна отражать объективную ситуацию на рынке.
- Пока люди не будут чувствовать по своей жизни преимущества Союзного государства, до тех пор они будут к этому относиться, как к «играм политиков». А многие знают о нем понаслышке, хотя есть реальные права союзных граждан.
- Я тоже считаю, что Союзному государству не хватает в хорошем смысле этого слова пропаганды. В принципе на постсоветском пространстве такого соглашения о равных правах граждан, как в Союзном государстве, нет. В Беларуси российский гражданин чувствует себя как в России, а белорусский гражданин в России - как в Беларуси.
И с точки зрения здравоохранения, образования, трудоустройства, отдыха. Это же завоевание Союзного государства. Но об этом мало говорится.
Вот я говорил о товарообороте более 40 миллиардов рублей, а это ведь огромное количество рабочих мест. 2,5 тысячи российско-белорусских предприятий в Беларуси, больше тысячи белорусско-российских в России. 32 сборочных производства белорусской техники созданы в России. Даже падение нынешнего товарооборота не снизило добычу нефти, газа, объема его транспортировки. Люди продолжают в этой сфере работать. И это же Союзное государство.
«Отношение к нам улучшилось»
- Вы всю Беларусь объехали, общаетесь с народом. Не поменялось ли отношение белорусов к России после известных событий, связанных с Крымом и Украиной?
- Я могу опереться на социологические опросы НИСЭПИ, который базируется в Литве и занимает не самую лояльную позицию к белорусским властям. Так вот, этот Институт зафиксировал, что отношение белорусов к России по сравнению с отношением к Евросоюзу улучшилось и события в Крыму тоже увеличили количество граждан Беларуси, поддерживающих Россию.
Белорусы серьезно отнеслись к тому, что в Украине в результате действий прозападно настроенной части общества, с отчетливо националистическим уклоном, была свергнута законная власть и приведена к управлению страной нынешняя. Наверное, у белорусов появилось опасение, что такое может повториться в Беларуси. В целом белорусское общество продемонстрировало понимание, что экономическое благосостояние - не самое главное в жизни человека. На первое место многие белорусы поставили спокойствие, а потом - экономическую составляющую. В России пока экономическая часть занимает первое место. Вот такая ситуация, и пока благожелательными являются именно пророссийские оценки.
- Евросоюз только что отменил санкции к Беларуси. Почти все. Есть мнение, что это специально делается для того, чтобы ослабить Союзное государство, «охладить» отношения России и Беларуси.
- Российская Федерация долго имела стратегическое партнерство с ЕС. В 2007 году оно закончило свое существование. В 2008 году начали обсуждать новый, более масштабный договор. Но случился грузинский сюжет. После, когда грузинская тема смягчилась, снова взялись за обсуждение. Но украинский сюжет вновь заморозил переговоры. В любом случае Россия стремится к союзническим разумным равноправным отношениям с ЕС. И Беларусь этого хочет - как европейская страна.
Я думаю, наше будущее надо рассматривать с позиции разумного общего подхода ко всем проблемам, в том числе, и во взаимоотношениях с Европой. Мы на одном континенте. Нас не должно разобщать чье-то нежелание видеть интеграционные процессы на постсоветском пространстве. Мы должны занимать достойное место в рамках глобализации в мире и в том числе на Евроконтиненте.
Досье «СВ»
Александр Суриков родился в 1940 году в Мурманске. В 1966 году окончил Саратовский политехнический институт по специальности «инженер-строитель». Работал в автодорожном хозяйстве, возглавлял строительно-промышленный концерн «Алтайстрой». С 1996 по 2004 год - губернатор Алтайского края. Был помощником полпреда Президента РФ в Сибирском федеральном округе. Послом назначен в 2006 году. Награжден орденами «За заслуги перед Отечеством» III и IV степени.