От червленого – к триколору
«…Лучше быть побитым от мечей, чем от рук поганых полонёну…» – под таким напутствием полки князя Димитрия двинулись к берегам Непрядвы, чтобы в битве с Мамаевой ордой покрыть славой безвестное поле с именем Куликово. Над шедшими в авангарде коломенскими ратниками развевался червленый стяг, с которого смотрел Спас Нерукотворный. То есть, говоря современным языком, наши предки громили Мамая на Куликовом поле под красным знаменем с ликом Спасителя.
Самыми первыми, пожалуй, были знамена лазоревые. Летописи сообщают, что именно под флагами такого цвета ходили по Днепру-Славутичу ладьи Святослава Храброго и Олега Вещего.
Упорядочение государственных флагов началось при Великом реформаторе. До Петра каждая русская земля занималась собственным флаготворчеством. Петр, будучи очарованным Голландией, стал таким пылким голландофилом, что даже заимствовал у страны тюльпанов и ветряных мельниц флаг: наш нынешний триколор – это импровизация на тему голландского флага. Кстати, государственным он стал отнюдь не сразу, долгое время оставаясь на вторых ролях. С середины позапрошлого века наш нынешний бело-сине-красный стал всего-навсего… коммерческим флагом российских торговых судов.
При Петре Великом появился еще один флаг. Белое полотнище с косым голубым крестом Святого Андрея подняли русские военные корабли. Под этим флагом навеки вошли в историю Ушаков, Нахимов, Макаров. Под этим, не спущенным флагом уходил в морскую пучину легендарный «Варяг». Сегодня славный Андреевский флаг вновь реет над боевыми кораблями ВМФ России.
Был в России и еще один флаг, который часто называют еще и «Георгиевским штандартом». Это знамя, черно-огненно-белое, – воинское. Причем именно «огненно-», а не «оранжево-» и уж тем более «желто-», как иной раз можно услышать. Потому что три полосы этого знамени трактуются так: черная – дым, огненная – естественно, огонь, а белая – чистая совесть и высокие помыслы российского солдата. Именно под этими знаменами вели в бой своих чудо-богатырей на Бородинском поле Раевский, Багратион, Милорадович, Ермолов, Тучков, Лихачев, Неверовский…
1917 год принес вместе с новой властью и новую символику. Флагом Советской России стал красный. «Цвета крови трудового народа, пролитой в борьбе за светлое будущее», – разъясняли тогда читателям советские газеты.
Противоречивые чувства вызывает сегодня этот флаг. С одной стороны, кровь народа действительно обильно пролилась в двадцатых-тридцатых на Соловках, тысячах зон и лагпунктах, в подвалах Лубянки. С другой – это святое полотнище. Это знамя бессмертной Брестской крепости, знамя, которое в мае сорок пятого развернули над поверженным рейхстагом Егоров и Кантария.
«Покажите… Хлопцы, правда вынесли?» – тихо прошептал умирающий командир дивизии и попытался приподняться на носилках. Вперед шагнул рослый старшина Ковальчук и торопливо стащил через голову гимнастерку. Он развернул полотнище, обмотанное вокруг тела. «Сто семьдесят восьмая… стрелковая… Краснознаменная… Рабоче-Крестьянской Красной Армии», – шептал комдив золотые буквы, и по щеке его покатилась слеза…»
Это – из Константина Симонова, «Живые и мертвые». То знамя дивизии, вынесенное бойцами из окружения, тоже было красным…
Государственный флаг, Государственный герб, Государственный гимн, Пограничный знак – это официальные символы государства, которые священны и неприкосновенны.
Недавно услышал интересное толкование смысла нашего российского триколора. Три полосы – это значит: триединый народ, триединый Бог, триединый флаг. Россия, Украина и Беларусь. Причем красная полоса символизирует Россию, синяя – Украину, а белая – Беларусь.
Может, и вправду суждено нашему триколору стать в будущем знаменем новой объединенной державы? По крайней мере, очень хочется в это верить…