К ЕДИНЫМ ПРАВИЛАМ КОНТРОЛЯ
Союзное государство предполагает наличие единого таможенного пространства. Но всегда ли желаемое соответствует действительности? О проблемах и перспективах формирования единого таможенного пространства в рамках Союзного государства и основных направлениях взаимодействия таможенных служб Беларуси и России «СВ» рассказал первый заместитель председателя Государственного таможенного комитета Беларуси Владимир ГОШИН
– Владимир Анатольевич, как бы вы оценили нынешнюю степень интеграции белорусских и российских таможенников? Насколько успешно они взаимодействуют уже сегодня?
– Прежде всего напомню, что сегодня белорусские и российские таможенники тесно взаимодействуют не только в рамках нашего союза, но и вместе работают над созданием Таможенного союза ЕврАзЭС. Правда, пока только с участием трех государств – Беларуси, России и Казахстана, президенты и главы правительств которых подписали ряд межгосударственных и межправительственных соглашений, заложив тем самым основу для формирования правовой базы будущего Таможенного союза. Если все пойдет по плану, то уже в 2010 году он станет реальностью. То есть у стран-участниц будут единые правила игры в области внутренней и внешней торговли, единые границы и тарифы, что, несомненно, станет заметным стимулом к развитию национальных экономик.
– О формировании Таможенного союза, по-моему, речь идет едва ли не с момента появления самой ЕврАзЭС. Почему так много разговоров и так мало конкретных результатов?
– Все намного сложнее, чем кажется на первый взгляд. Обрубить десятилетиями наработанные связи и установить пограничные столбы оказалось легко, а попробуйте-ка сейчас вернуть утраченное. Например, на уровне глав правительств подписано соглашение о порядке определения страны происхождения товара. Но это всего лишь базовый документ, определяющий основные принципы взаимодействия. Каждая деталь требует тщательной проработки специалистов и подписания отдельного межведомственного таможенного соглашения.
Или другой пример. В Таможенном союзе, то есть как минимум в трех вышеназванных государствах, форма таможенной декларации, порядок ее заполнения, включая коды валют и стран, должны быть абсолютно одинаковыми, а это тоже требует времени и многочисленных согласований. Однако мы надеемся, что до конца текущего года вопросы, связанные с оформлением таможенной документации, будут урегулированы.
От бумажных технологий к компьютерным
– Еще в прошлом году между таможенными ведомствами двух стран было подписано Соглашение о транзите товаров по территории Беларуси и России. А что на практике?
– На практике уже более десяти лет функционирует единая транзитная система. И упомянутое вами Соглашение юридически закрепило те взаимоотношения, которые складываются у нас с россиянами с 1996 года. Кроме того, мы оговорили некоторые «щепетильные» моменты, например, в чей бюджет перечисляются деньги за товар, который нелегально вовлечен в экономический оборот. Белорусская сторона документ уже ратифицировала, вероятно, в ближайшее время это сделает и Российская Федерация. Реализация данного Соглашения позволит увеличить объем транзита, проходящего через территорию Беларуси, и упростить перемещение грузов через границы Союзного государства.
Кроме того, сейчас вместе с российскими коллегами работаем над второй очередью создания единой автоматизированной информационной системы (ЕАИС). Главным результатом первой союзной программы стало объединение телекоммуникационных сетей таможенных органов двух стран. Образно говоря, мы «научили» белорусские и российские компьютеры разговаривать на одном языке, используя единую базу данных и унифицированную нормативно-справочную информацию. Благодаря этой системе все грузы, идущие из Калининграда на остальную часть РФ через Беларусь, уже сегодня оформляются в электронном виде.
Однако мы решили не останавливаться на достигнутом, ведь количество грузоперевозок последние три года ежегодно увеличивается на 25-30 процентов. Соответственно на столько же возрастает объем бумажной работы в расчете на одного таможенника. И выход только один: полностью компьютеризировать таможенные процедуры как внутри каждой страны, так и во взаимоотношениях между нами. С этой целью союзный Совмин утвердил новую программу по реализации информационных технологий общих таможенных процессов на территориях государств – участников Союзного государства, рассчитанную на 2008-2010 годы. Уже в этом году мы планируем выйти на электронное декларирование, предоставив возможность участникам торговых операций заполнять декларации, не выходя из офиса.
Границу пересечь – не поле перейти
– Владимир Анатольевич, вот мы говорим правильные слова о единых правилах и тарифах, а на деле белорусские граждане, въезжая на территорию России, до сих пор должны оформлять на российской таможне удостоверение временного ввоза транспортных средств. Но ведь такая практика противоречит принципам Союзного государства и ставит в неравные условия наших граждан?
– Необходимость введения такого удостоверения российская сторона аргументирует тем, что им необходимо знать, какие автомобили и сколько их въехало на территорию страны. Для чего? Чтобы не допустить их нелегального вовлечения в оборот, то есть исключить торговлю автомобилями без уплаты таможенных пошлин. Все дело в том, что в РФ ставки таможенных пошлин на легковые автомобили от 3 до 60 раз выше, чем в Беларуси. Мы уже почти год пытаемся убедить российских коллег, что в отношении некоторых транспортных средств, по крайней мере там, где ставки пошлин одинаковы или белорусские выше (для автобусов и грузовиков), оформление удостоверения не имеет никакого экономического обоснования.
В Федеральной таможенной службе России уже согласились с нашими аргументами и приняли решение о введении многократного удостоверения временного ввоза в отношении рейсовых автобусов на срок до полугода. Пытаемся уговорить их сделать то же самое в отношении белорусских грузовиков. Что касается физических лиц, надеемся, что Россия все-таки проявит добрую волю и отменит оформление временного ввоза легковых авто для белорусских граждан. Во всяком случае, на наиболее напряженном участке границы на автодороге Брест – Москва эта процедура приостановлена на неопределенный срок.
С нашей стороны делается все возможное для того, чтобы максимально упростить и ускорить пересечение границы. К примеру, сейчас рассматривается такой вариант: белорусские граждане заранее, через интернет уведомляют таможенные службы о своем желании поехать в Россию на легковом автомобиле и предварительно заполняют на белорусской таможне удостоверение временного ввоза. Мы по своим каналам передаем эту информацию сотрудникам российской таможни. Им остается лишь распечатать полученные данные на официальном бланке.
– Те, кому приходилось пересекать белорусско-российскую границу на собственном транспорте, рассказывают о многокилометровых пробках на таможне. Водители с нескрываемым раздражением отзываются о пунктах приема уведомлений, весовом контроле и прочих формах проверки, отнимающих время и нервы. Почему до сих пор сохраняются эти анахронизмы? Или мы не доверяем друг другу?
– Не то что не доверяем, просто каждый выполняет свою задачу: таможенники, транспортники, санитарные, ветеринарные службы. Законодательство в Беларуси и России действует строго в национальных рамках. Что поделаешь, за минувшие годы мы действительно во многом разошлись. И сближаться сегодня иногда очень непросто.
Что касается пунктов принятия уведомлений, надо устранять первопричину их появления.
В 1998 году их ввели для того, чтобы отследить грузы, перевозимые в соответствии с процедурой TIR опломбированными транспортными средствами или контейнерами. Мол, если они будут нелегально вовлечены в оборот, то кому предъявлять претензии? На сегодняшний день ГТК Беларуси разработал проект межправительственного соглашения об урегулировании вопросов, связанных с отменой пунктов приема уведомлений.
В начале июня рассчитываем получить от руководства международного союза автомобильного транспорта в Женеве заключение о том, насколько приемлемы наши подходы. Если все будет в порядке, в конце лета документ подпишем, тем самым ликвидировав главную причину очередей грузовиков. Ну а за это время определимся, что делать с легковыми автомобилями. Скорее всего, придется выравнивать пошлины. С нашей точки зрения, в России они завышены, россияне же считают, что у нас занижены. Истина, как обычно, где-то посередине, поэтому будем искать компромисс.
– Тогда последний вопрос: каковы перспективы упразднения внутренней таможенной границы между Беларусью и Россией? Насколько готовы таможенные органы к такому шагу?
– Перенос внутренней таможенной границы между Беларусью и Российской Федерацией на внешнюю границу Союзного государства вполне реален, и он постоянно находится в центре внимания соответствующих структур. Сейчас готовится план действий Министерств транспорта и таможенных ведомств по поэтапному переносу видов контроля на внешнюю границу.
Нынешняя инфраструктура белорусского участка внешней границы Союзного государства очень мощная. И это не только наше убеждение, но и оценка руководства и экспертов Всемирной таможенной организации, которая официально зафиксирована. В пунктах таможенного оформления используются новейшие средства технического контроля, а также устройства, которые считывают номерные знаки автомобилей, что значительно ускоряет таможенное оформление.
То есть белорусские таможенные органы полностью готовы выполнить возложенные на них функции, в том числе в интересах как Союзного государства Беларуси и России, так и таможенного союза ЕврАзЭС.
Беседовал