«ПОРАЖЕНИЕ» ЛУЧШЕ ПОБЕДЫ
В последних числах мая провалился очередной раунд переговоров о вступлении России во Всемирную торговую организацию. Но сильно печалиться по этому поводу и не хочется. Россия безуспешно пытается вступить в ВТО вот уже пятнадцать лет, и почти каждый год мы слышим клятвенные заверения, что «на этот раз все получится». Последнее обещание – завершить вступление в организацию до конца 2008 года.
Неожиданно для всех на пути России встала Саудовская Аравия. Делегаты из Эр-Рияда отказались подписывать с Россией двустороннее соглашение, пока внутренние российские цены на энергоносители не будут повышены до уровня мировых. По этому поводу нам удалось договориться с США и Евросоюзом, но Восток, как говорится, дело тонкое.
Саудовской Аравии самой пришлось повысить внутренние цены на нефть под давлением США, чтобы вступить в ВТО в 2005 году. Кроме того, в последнее время отношения Москвы и Эр-Рияда немного охладились. Показательно, что буквально за пару дней до майских переговоров Саудовская Аравия аннулировала результаты тендера на строительство железнодорожной инфраструктуры, который выиграли РЖД.
В «Российских железных дорогах» утверждают, что причины надо искать не в технологиях, а в международной политике. Удастся ли договориться с арабами, сказать пока сложно. Жесткая позиция Москвы связана в основном с существованием внутренних цен на газ, устанавливаемых «Газпромом» (они примерно в два раза ниже экспортных), и с неготовностью российского потребителя к их резкому увеличению. Совсем недавно было объявлено, что срок перехода на принцип равнодоходности в ценах на газ внутреннего и внешнего рынков переносится с 2011 на 2014-2015 годы.
Получается, что если Саудовскую Аравию не удастся переубедить, получить от нее «зеленый свет» для вступления в ВТО мы сможем не раньше, чем через шесть лет.
Помимо Саудовской Аравии, договориться необходимо еще с Грузией и Украиной, причем эти орешки будут покрепче. Кроме давнего требования о легализации таможенных пунктов в Абхазии и Южной Осетии, Тбилиси хочет добиться отмены распоряжения президента России от 16 апреля об установлении с непризнанными республиками прямых экономических отношений.
Протестуя против этого распоряжения, Грузия вышла из переговорного процесса по вступлению России в ВТО, хотя еще в феврале заявляла, что готова поддержать Россию. Ситуация с Украиной тоже не внушает оптимизма. И месяца не прошло после ее присоединения к ВТО, как по распоряжению премьер-министра Юлии Тимошенко в секретариат организации была подана заявка на проведение двусторонних переговоров с Россией.
Первым – и самым очевидным – поводом для такого шага стала громкая речь мэра Москвы Юрия Лужкова, произнесенная в Крыму на праздновании 250-летия Черноморского флота. Киев недвусмысленно дал понять, что переговоры о вступлении России будут вестись параллельно с переговорами о статусе российского Черноморского флота и Севастополя. Тимошенко должно быть прекрасно известно, что в ВТО одни только процедурные вопросы могут отложить вступление России на неопределенный срок.
Говорят, что и список официальных требований к России со стороны Украины может оказаться неподъемным. Киев готов потребовать от Москвы отменить экспортные пошлины на нефть, снять ограничения на украинский экспорт в Россию, а также может настаивать на изменениях во внутреннем законодательстве РФ о защите производителей.
Другие члены ВТО ждут от России уступки в рамках многосторонних переговоров. Бумажные гиганты Швеция и Финляндия настаивают на отмене экспортных пошлин на российский лес. Евросоюз – на снижении прямой господдержки сельского хозяйства с 9 миллиардов долларов в год (позиция России) до 3,5 миллиарда. Для ЕС, в который входят несколько стран с преимущественно аграрной экономикой, борьба вокруг пошлин и субсидий сельхозпроизводителям – вопрос наболевший.
Несмотря на все сложности, худшее вроде бы осталось позади – Россия уладила вопросы с 57 странами. Но почти за каждой «галочкой» стоят уступки и сложные переговоры. Российские столоначальники не раз заявляли, что все это делается не впустую. В первую очередь, говорят они, присоединение к ВТО увеличит приток инвестиций в российскую экономику и в целом улучшит инвестиционный климат в стране. Более свободный доступ на внешние рынки получат российские аграрии, да и другие производители. К тому же после вступления в ВТО Москва обещает добиться членства в ОЭСР, что будет гарантировать либерализацию движения капиталов как в Россию, так и из нее за рубеж.
Все это, конечно, звучит неплохо, но почему ту же проблему привлечения иностранных инвестиций нельзя решить без ВТО? Как, например, можно объяснить тот факт, что российская деревообрабатывающая промышленность становится все более привлекательной для инвесторов безо всяких международных регуляторов и именно из-за повышения вывозных пошлин на лес-кругляк? Апрельское увеличение этих ставок до 15 евро и ожидаемое с 2009 года увеличение до 50 евро за кубометр делают экспорт российского леса-кругляка все менее выгодным делом.
Получается, древесину намного лучше перерабатывать прямо в России. Уже сегодня к нам на рынок приходят иностранные компании с опытом, в том числе финские UPM-Kymmene и Ruukki, которые запускают свои проекты – строят лесопилки и целлюлозные фабрики. Их энтузиазм подпитывает и экономический рост в России, который повышает спрос на продукцию деревообрабатывающей отрасли внутри страны.
Кроме того, нужно признать, что мы не готовы к двукратному увеличению внутренних цен на газ, российское сельское хозяйство вряд ли сможет быть конкурентоспособным без государственных субсидий, а продукцию нашей легкой промышленности не ждут с распростертыми объятиями на зарубежных рынках, где и своих проблем хватает. Тогда зачем торопиться с вступлением, если нашей экономике потребуется еще несколько лет, чтобы решить эти проблемы?
Получается, вечная «не победа», которая преследует Россию с ее мечтой вступить в ВТО, – на самом деле самый что ни на есть «не проигрыш». А Грузия и Украина делают нам большую услугу, давая возможность подумать еще раз – стоит ли так рваться в вышеупомянутую организацию.