[55] Экономическое притяжение
Почти пять часов беседовали с глазу на глаз президенты России и Беларуси – Владимир Путин и Александр Лукашенко, и, очевидно, не только потому, что давно друг друга не видели. Координация действий Москвы и Минска во внешнеполитической, экономической, военной областях, опирающаяся на прочную правовую основу, может иметь определяющее значение с точки зрения обеспечения национальной безопасности наших государств.
Атмосфера накануне приезда первого лица России в Минск была накалена сообщениями ряда СМИ о том, что в ходе визита Президента РФ в Минск будет подписан Конституционный акт Союзного государства, в котором будет прописана должность главы Союза, и первым, кто ее займет, станет именно Путин. А чуть позже появились сообщения уже со ссылкой на Госсекретаря Союзного государства Павла Бородина, что Акт готов и ждет президентских подписей. Оба президента опровергли упорно циркулирующие слухи, однако интрига искусственно поддерживалась до последнего момента.
На встрече в Минске прежде всего обсуждались вопросы, связанные с финансами, транзитом и торговлей. И хотя сенсаций эти темы не обещали, но неожиданности преподнести могли. Какой будет цена на газ для Белоруссии? Какими планируются дальнейшие интеграционные шаги? Может ли Россия рассчитывать на поддержку Белоруссии во внешнеполитических инициативах?
О том, что стороны готовы к выработке согласованных действий, изначально предвещало многое: и сам приезд Владимира Путина в Белоруссию с официальным визитом (кстати, впервые), и необычная программа визита (с трапа самолета российский президент отправился на горнолыжный комплекс «Силичи», где в неформальной обстановке поздно вечером 13 декабря началась встреча глав двух государств), а на следующий день еще четырехчасовые переговоры в резиденции Президента Беларуси, предшествующие заседанию Высшего Госсовета Союзного государства Беларуси и России. И это, вероятно, свидетельствовало не только о готовности договариваться, но и служило показателем того, насколько непросто шло обсуждение.
Но итог того стоил.
Минск добился согласия Москвы дать полторамиллиардный кредит долларов, а также отказа от повышения с 2008 года цены на газ. Кредита Белоруссия добивалась почти целый год, после того как ей пришлось смириться с неожиданным для себя подорожанием российского газа и нефти (пусть и на самых льготных для Минска условиях).
Владимир Путин, отвечая на вопросы журналистов, сразу оговорился, что цена на газ для белорусских потребителей в следующем году подниматься не будет: «Газпром» в полном объеме исполнит все ранее взятые на себя обязательства по контрактам, которые были подписаны в прошлом году». А через пару минут, очевидно, поняв, что его слова могут быть истолкованы неверно, вернулся к этой теме: «Только что спрашивали, будут ли повышены цены на энергоносители больше, чем это было зафиксировано в прежних контактах. Я уже ответил: да, повышение будет, но так, как предусмотрено в прежних контрактах...» Со слов Владимира Путина не было понятно лишь одно, насколько именно вырастет цена. Как выяснилось позднее, за основу была взята цена, на которой настаивала Белоруссия, а именно 119 долларов за тысячу кубов газа («Газпром» просил 165 долларов). Эта деталь важна для понимания того, что многочасовые переговоры в Минске между президентами в «узком составе» были непростыми. К тому же Владимир Путин сообщил, что «для обеспечения плавного перехода двустороннего сотрудничества в энергетике на универсальные рыночные принципы с учетом обязательного для их сторон выполнения подписанных ранее соглашений и контрактов Российская Федерация приняла решение о предоставлении Белоруссии государственного кредита в размере полутора миллиардов долларов». И условия кредита более чем выгодные: кредит выдан на 15 лет, с началом его погашения через пять лет.
Таким образом, ситуация, складывающаяся сейчас на переговорном поле, кардинально отличается от того, как закручивалась топливная интрига на излете прошлого года.
И уже вовсе подводя черту под газовой проблематикой, Владимир Путин сообщил, что Белоруссия и Россия берут на себя обязательства «строго исполнять достигнутые ранее договоренности по транзиту российских энергоносителей в Европу».
Заявление, естественно, неслучайное. В ожидании мартовских президентских выборов европейское измерение для России не менее важно, чем роль объединителя на территории бывшего СССР. В этой связи характерны заявления и белорусской стороны. «Белоруссия готова сыграть свою роль в вопросе предполагаемого размещения в Европе элементов системы противоракетной обороны США, тесно координировать свои действия с российской стороной по адаптации Договора об обычных вооруженных силах в Европе», – заявил Президент РБ Александр Лукашенко.
С другой стороны, что также важно было услышать Кремлю, Минск пообещал сохранить отношения с Москвой после президентских выборов. Как заявил Александр Лукашенко, «кто бы ни был у власти в России, наши отношения останутся впредь такими же, и никому не дано их изменить».
Именно такая открытая поддержка Белоруссии может стать фактором сдерживания планов США, которые одну из баз противоракетной обороны намерены разместить в Польше. России в ее нынешнем споре с Вашингтоном союзники очень нужны, тем более что точек соприкосновения здесь великое множество – от предоставления официальным Минском территории для российской военной базы до проведения белорусской авиацией разведывательных полетов. Что же касается Договора об обычных вооруженных силах в Европе, действие которого на прошлой неделе приостановила Россия, то эта позиция Кремля также нашла поддержку Белоруссии. Сегодня США и НАТО ничто не мешает расширяться на Восток, в то время как Россия связана «обязательствами нераспространения». Все это привело к тому, что на границах РФ соотношение сил составляет 11:1 в пользу НАТО. Никто не говорит, что завтра может случиться война за газ или нефть, но действия Запада в любом случае не делают мир стабильнее. И для России, начинающей играть все более значимую роль в международных делах, важно противостоять этим планам Запада не в одиночку.
«Реалии сегодняшней жизни ставят перед нами задачу обеспечить более качественный уровень взаимодействия на международной арене. Не только вместе выстоять в мире новых угроз и вызовов, но и усилить наше внешнеполитическое влияние, нарастить общий экономический потенциал», – заявил Александр Лукашенко на заседании Высшего Госсовета Союзного государства Беларуси и России.
И все же газовая и военная тематики были отнюдь не главными на переговорах двух президентов. Как отметил Владимир Путин, основой бесед, в том числе и в узком составе, стало детальное обсуждение мер, направленных на «дальнейшее укрепление экономического фундамента отношений». «Нас должно объединять стремление предпринять более энергичные шаги в интересах формирования единого экономического пространства, создания полноценного Таможенного союза, устранения еще остающихся препятствий в торговле», – заключил российский лидер. Это о возможных будущих интеграционных шагах. То есть акцент делается на экономическом притяжении.
Несмотря на многолетние переговоры и множество подписанных двусторонних соглашений и программ, Союзное государство так и не обрело законченной политической легитимации и юридического оформления. Причины сложившегося ненормального положения различны, при этом не следует исключать и сознательных действий сил, стремящихся перессорить наши государства между собой с целью исключить саму возможность какого-либо нормального взаимодействия между ними на долгосрочную перспективу. Это относится и к сфере политики, и к сфере экономики.
Александр Лукашенко и Владимир Путин по итогам минского саммита подписали совместное заявление. В документе отмечается важность укрепления взаимодействия Белоруссии и России в торгово-экономической и топливно-энергетической сферах на принципах суверенного равенства, рыночной экономики, взаимной выгоды и учета интересов. О политическом объединении речи не шло. Ключевыми понятиями были суверенитет, равноправие, взаимная выгода.
Утвержденный на заседании ВГС союзный бюджет-2008 возрос к году 2007-му на 10 процентов и превысил 4 млрд российских рублей. А всего в повестке дня Высшего Госсовета было 12 пунктов – они касались промышленной кооперации, культурной сферы, кадровых назначений. Не было лишь упоминания о Конституционном акте. Который мог бы стать прорывным шагом на пути к созданию полноформатного Союзного государства и по которому, судя по всему, пока остаются разногласия. Общая конституция и общая валюта – это интеграционная вершина, до которой еще предстоит большой путь.
И хотя этот первый официальный визит не принес долгожданного результата, наши народы надеются, что Союз двух стран может быть не только юридической, никому не нужной формальностью, но и вполне дееспособной конструкцией, которая объединит братские народы и интересы союзнических государств.
Виктор ЛЕЩЕНКО
Минск