Александр Соколов:
Со времен перестройки против нашей страны агрессивно применялись технологии, обрубающие корни национальной культуры, навязывалась бездуховность, прививались фальшивые, низменные ценности. Нынешний министр ведет бескомпромиссную борьбу
с антикультурой, на стороне которой не только колоссальные деньги, коррумпированные чиновники, но и криминал. С Александром СОКОЛОВЫМ встретился шеф-редактор «Союзного вече» Александр Жилин.
– Вы только что вернулись из Минска, с чем связана эта командировка?
– Мы с коллегами – министрами из стран СНГ достаточно часто собираемся за одним столом и рассматриваем важные вопросы, которые требуют консолидированного решения. На этот раз, в частности, мы достигли полного взаимопонимания по непростой проблеме, которую я поднял в своем докладе: подготовке декларации ЮНЕСКО, которая осуществляется в очень остром дискуссионном ключе. Острота эта определяется отношением к итогам Второй мировой войны. Сегодня это тот самый больной вопрос о перемещенных ценностях. Кое-кому хочется предать забвению такие формулировки, как страна-агрессор, страна-жертва, страна-победитель… Естественно, такой подход нас не устраивает. Дискуссия продолжается долго, но поддержку мы пока имеем только со стороны Сербии и Японии. В осторожной форме высказывается Киргизия. На встрече в Минске все представители стран СНГ согласились с нашей аргументацией, сочли актуальной эту проблему не только для России, но и для всех прежних советских республик. Мы выработали консолидированное мнение на сей счет, которое Генеральная ассамблея ЮНЕСКО не должна проигнорировать. К следующему раунду переговоров, таким образом, наши усилия, надеюсь, изменят общую картину.
Кроме того, мы рассмотрели много важных вопросов прикладного характера. Например, о совместном фильмопроизводстве. Не секрет, что исчезают те уникальные традиции, которые были наработаны в киностудиях республик Советского Союза.
Раньше фильмы, выпущенные республиканскими киностудиями, смотрела огромная страна. Соответственно кинопрокат возвращал с прибылью деньги, затраченные на производство фильмов, обеспечивая реализацию новых проектов. Теперь же, в одиночку, без России, такую задачу никому на постсоветском пространстве не решить. То же самое можно сказать о гастрольной деятельности театров. Одним словом, кто бы что ни говорил, Россия остается центром многонациональной культуры на просторах бывшего СССР.
- Вы стали министром культуры в непростое время. Страну захлестнула волна мерзости, доминируют низкопробные массовики-затейники… Какова ваша оценка состояния общей культурной сферы сегодня?
- Я бы разделил эту проблему на то, что вообще самостоятельно развивается по законам культуры, и то, что возникает из логики административной реформы. Если говорить о законах культуры, то тут есть объективные явления, которые относятся не только к России, но и проявляются в глобальном масштабе. К примеру, катастрофически разрушается основа основ - культура чтения. Предаются забвению главные источники эстетического, культурного, нравственного воспитания, каковыми являются качественные литературные произведения. Книгу нельзя заменить ничем! Увы, это далеко не все понимают, отдавая предпочтение телевидению со всеми его пороками и мерзостями. Человек, переступив порог дома, первым делом включает телевизор, тем самым подсекается традиция домашнего чтения. Статистика отражена в ужасающих цифрах.
В начале 90-х годов у нас 80 процентов семей занимались домашним чтением для детей, а сейчас - только 7! Задумайтесь: больше чем в 10 раз снизилось приобщение детей к литературе всего лишь за 12 лет! Знаете, это можно сравнить с войной, которая ведется иными методами. Если народ потеряет свои культурные корни, он обречен на опосредованное рабство, на зависимость от внешних сил влияния. Вот почему к цифрам подобного рода надо очень внимательно отнестись. Тем более что новая среда коммуникаций позволяет применить настолько мощную информационную интервенцию, которая способна разрушить страну руками ее же населения. Нужно понимать, что информационная безопасность - это не сейфы с секретными материалами. Информационная безопасность - это прежде всего производство высокохудожественных, духовных произведений, которые способны эффективно противостоять тому разрушающему душу и нравственность хламу, которым пытаются извне заполнить нашу действительно великую многонациональную страну.
Необходимо помнить один важный, основополагающий посыл: русская культура имеет душу, и пока эта душа жива, страна способна достойно пережить любые трудности. Как только эта душа будет убита, Россия как целое перестанет существовать. Бездушие и бездуховность - смертельная инфекция. Не случайно ЮНЕСКО в ответ на глобальную американизацию начинает подчеркивать важность сохранения так называемого «нематериального наследия», куда входят понятия фольклора, обычаев, укладов. Согласитесь, по уровню этого богатства в мире нет равных России! Отдавая себе отчет в том, насколько это сейчас важно, мы и выстраиваем соответствующую культурную политику.
Некоторые метаморфозы административной реформы тоже обернулись дополнительными сложностями. К примеру, в спасении исчезающих уникальных народных художественных промыслов наше министерство лишено возможности участвовать, так как это сфера полномочий Министерства промышленности и энергетики. А поскольку в штате Минпромэнерго нет соответствующих специалистов, проблема задвинута на задний план.
Несуразно обстоит дело и с художественным образованием. У Минкультуры нет права формировать государственную политику в этой сфере. Проект закона об образовании готовит Министерство образования и науки. И в этом проекте вообще отсутствует понятие «художественное образование». Мы активно выступаем в защиту бесценных традиций отечественного художественного образования, которые сейчас находятся под серьезной угрозой в связи с подключением России к Болонскому процессу.
- Если концентрированно сказать - что вас больше всего беспокоит на данный момент?
- Увы, очень многое. Если говорить об утратах, о том, что находится на грани исчезновения, то это культурное наследие, связанное с памятниками. У нас страшная статистика. Мы издали объемистый трехтомник: один том черного цвета, второй - красного, третий - белого. Черное - то, что утрачено. Это очень серьезная научная публикация: есть фотографии, документальные описания.
Красное - это то, что на грани исчезновения, это как Красная книга в природе. Белое - то, что в XX веке нам удалось спасти. Есть государственная программа поддержки культурных ценностей. Но нужно прямо сказать: она лишь отчасти позволяет решать эту проблему. Есть и успехи, например, практика государственного финансирования реставрации храмов, которые являются памятниками. В 2003 году на эти цели было выделено 200 миллионов рублей, в 2004-м - 400 миллионов, в 2005-м - 750 миллионов. В прошлом году - 1,2 миллиарда, в этом году - 1,5 миллиарда. Такая динамика не может не радовать.
Следуя взятой у нас за основу макроэкономической доктрине, мы обязаны прогнозировать провалы рынка и мгновенно реагировать господдержкой. Уже завтра мы можем легко потерять такие профессии, как реставратор, музейный работник, библиотекарь, архивариус. Формально все музеи и библиотеки являются хозяйствующими субъектами, но они в большинстве своем не могут конкурировать на рынке. Уже стали исчезать музеи, школы искусств в муниципальных образованиях. Последствия очевидны.
- В погоне за рейтингами телевидение и шоу-бизнес раскручивают то, что дает прибыль. При этом зачастую ориентируются на низменное… Может быть, Министерству культуры нужно вмешаться, чтобы определить инструмент влияния хотя бы на государственные телеканалы, ограничивая эфирную мерзость?
- Если говорить о телевидении, то это сфера самого жесткого, если не сказать - жестокого рынка, где вращаются гигантские деньги. И эти деньги фактически определяют все от начала до конца. Мы и здесь не имеем никаких полномочий, чтобы формировать программную политику какого-либо телеканала. Единственный наш ресурс - такая резервация, как канал «Культура». И то он существует лишь благодаря тому, что находится в системе ВГТРК вместе с каналом «Россия». Таким образом, будучи убыточным, имеет возможность каким-то образом существовать. В дальнейшей перспективе надеяться можно только на то, что переход от аналогового к цифровому телерадиовещанию даст возможность в момент лицензирования применить принцип пакетного вещания. В пакете как некоторое обременение может быть заложено обязательство хозяина обеспечить просветительские, религиозные, культурные, спортивные каналы. Но нужно стремиться к тому, чтобы бизнесмены и сами понимали истину: их детям и внукам жить в России, и от того, какой будет наша страна, напрямую зависит качество жизни их наследников.
- Сегодня общество устало от засилья низкокачественных информационных продуктов, от навязчивой рекламы и т.п.
- Настоящему искусству конкурировать с попсой сложно. Оперного певца на пустом месте, как группу «Тату» или Лолиту, не раскрутишь: нужны талант, многолетнее образование. То есть сначала нужно вырастить настоящего профессионала, и уже потом, если повезет, он получит хорошего импресарио. Об искусстве и культуре в нынешнем шоу-бизнесе говорить не приходится…
- Меня поразили итоги последнего Евровидения. Видимо, налицо тупая американизация не только России, но и Европы тоже. Еще 5 лет назад представить, что Данилко (Верка Сердючка) станет вторым, даже в дурном сне было невозможно. А с каким восторгом подаются наши убогие «Серебряные»?! Этот наспех слепленный Колдун из Белоруссии! И массмедиа буквально вдалбливают в головы молодежи: это образец эстрадного искусства?!
- Массмедиа никогда ничего не будут делать бесплатно. Здесь все - результат работы денег. Евровидение - это не конкурс талантов, это - шоу. Шоу, которое проплачено изначально, и стоимость каждого места там достаточно четко определена. Когда работают деньги и политическая конъюнктура, другого результата быть не может. Это вопрос к специалистам другого профиля.
- И последний вопрос. Сколько нужно времени России, чтобы избавиться от этого наносного, что нам в недавние времена навязали?
- Мы никогда от этого полностью не избавимся. Потому, что желтая пресса всегда будет: просто как сегмент рынка СМИ она неистребима. Другое дело, какое она будет иметь воздействие на массовое сознание и в какой степени она будет востребована обществом? Когда смотрю, например, передачу «Аншлаг», самое обидное для меня не то, что я вижу на сцене, а то, что я вижу в зале. Зал, который гогочет в ответ на умопомрачительную примитивность и пошлость, - симптом серьезной болезни общества. Тем не менее постепенное осознание того, что есть пошлость, происходит. Нужно активно работать с молодежью. Ее можно только увлечь. Нельзя сказать «не ходи туда», все равно пойдет… Нужно предложить качественную альтернативу. И это частично уже происходит. Например, взять новый виток нашего мультипликационного кинематографа. Здесь у нас совершенно колоссальные традиции. Не случайно эмигранты, уезжавшие на Запад, везли с собой чемоданы кассет с нашими мультфильмами, зная, что нигде больше этого нет. А для ребенка это гамма эстетических эмоций и положительных примеров. И уже в наши дни эта традиция получила замечательное продолжение. Работы, словом, впереди много. Но и перспектива очень существенна…