Прорывные решения
Иван МЫЧКО, член Комиссии по бюджету и финансам Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, заместитель председателя Постоянной комиссии по денежно-кредитной и банковской деятельности Национального Собрания Беларуси
25-26 июня в Москве состоится очередное заседание Комиссии по бюджету и финансам Парламентского Собрания. Депутаты проанализируют итоги исполнения союзного бюджета, рассмотрят вопросы реализации союзных программ. В целом за последние годы осуществлялось свыше 40 различных совместных программ, в которых было задействовано более 300 тысяч граждан на восьми тысячах предприятий.
Бюджетом нынешнего года финансируются четыре новые программы. Среди них – создание единой системы технического прикрытия железных дорог региона, совершенствование системы защиты общих информационных ресурсов и совместная деятельность по преодолению последствий чернобыльской катастрофы в рамках Союзного государства.
Отрадно, что почти четверть бюджетных средств направлена в социальную сферу, на поддержку образования, здравоохранения, физической культуры. Порядка 30 процентов выделено на финансирование промышленности, энергетики и строительства.
В следующем году должен заработать новый механизм бюджетной поддержки союзных программ в виде субсидирования процентных ставок. Это позволит исполнителям программ привлечь значительные кредитные ресурсы для расширения формата программ производственной направленности, начиная с разработки новейших технологий и заканчивая их внедрением.
Еще одно убедительное доказательство продвижения вперед - это подписание Соглашения о регулировании вопросов собственности Союзного государства, которое создает правовую основу для эффективного становления института союзной собственности. Это важно в том числе и для бюджетного процесса. Ведь средства, получаемые от использования имущества Союзного государства, подлежат зачислению в союзный бюджет. А это - новые проекты, увеличение финансирования существующих союзных программ.
Задача на ближайшую перспективу - увеличить общий объем союзного бюджета и усилить контроль над эффективностью его освоения. Мэр Москвы Юрий Лужков как-то с сожалением заметил, что союзный бюджет составляет около одного процента от бюджета российской столицы. Сейчас, правда, немного больше, но тем не менее разница весьма красноречива. Больший бюджет позволит принимать более масштабные программы, которые смогут повлиять на рост союзной экономики.
При этом бюджетные расходы должны не подменять, а стимулировать активность бизнеса в наиболее важных для союзного строительства направлениях. Речь идет, например, о приграничном и региональном сотрудничестве. Для Белоруссии экономическая интеграция с регионами России значительно расширяет рынки сбыта белорусских товаров. В свою очередь, кооперационные связи с белорусским машиностроительным комплексом позволяют задействовать градообразующие заводы российских регионов, улучшить финансово-экономическое положение предприятий и целых отраслей. Эти возможности упускать нельзя.
За последние несколько лет в Белоруссии значительно снизилась инфляция, дешевле стали банковские кредиты, сложилась стабильная макроэкономическая ситуация, наблюдается устойчивый рост ВВП. В этой связи российские инвесторы не скрывают, что в Белоруссии их привлекает возможность широкой производственной кооперации, выпуск на основе белорусской промышленно-конструкторской базы новой техники и последующей ее продажи в России и за рубежом. Привлекают россиян и неплохие условия инвестирования капитала в сферу производства.
Значимое направление бюджетных расходов - поддержка инновационной активности. Все мы понимаем, насколько развитие и внедрение новых технологий важны для страны, которая хочет быть конкурентоспособной в современном мире. Имеющийся у нас научный потенциал позволяет эту задачу успешно реализовывать.
Конечно, трудно привести к единому балансу две различные экономические модели и различные хозяйственные механизмы функционирования национальных экономик. То же самое можно сказать о проблеме унификации налогового законодательства и проведении единой налоговой политики. Разумеется, каждое государство стремится к эффективному налоговому администрированию. Но опять же при разных экономических моделях существуют различные принципы построения налоговой системы.
К сожалению, до сих пор не создана унифицированная нормативно-правовая база в отношении эмиссии и размещения ценных бумаг. В этой сфере каждое государство фактически работает в рамках своих законов. А отсутствие единой политики в области ценообразования стало одним из элементов недопонимания в регулировании цен и тарифов в сфере энергетики и транспорта.
Нерешенных вопросов еще очень много. С чего начать? Мне кажется, в первую очередь необходимо сам процесс развития белорусско-российских отношений сделать максимально прозрачным не только на уровне законодательных актов, но и при их реализации.
Убежден, что многие проблемы отпадут сами собой с принятием Конституционного Акта, который обязал бы государства выполнять взятые договоренности. Правда, вряд ли его принятие возможно ожидать в предвыборный для России сезон.
И все же хотелось бы отметить, что, несмотря на существующие трения, союзное строительство продвигается вперед неплохими темпами, тем более если учитывать масштаб и стратегический характер поставленной цели. Избранный нами десять лет назад курс прошел проверку на прочность своих принципиальных основ. И изменить его уже никому не удастся.