С известным футурологом и социологом Игорем БЕСТУЖЕВЫМ-ЛАДОЙ:
– Москва сегодняшняя – сложный феномен. С одной стороны, она, конечно, – зеркало России. Здесь живут люди многих национальностей, представляющие самые отдаленные уголки нашего государства, ближнее и дальнее зарубежье. С другой – это и своеобразный анклав. Не секрет, что здесь сосредоточивается 80 процентов всех финансовых ресурсов, которые мы получаем от продажи нефти и газа, а также и от отечественной промышленности. Вкусы распорядителей и владельцев этих финансовых потоков так или иначе задают тон новой столице, новой столичной архитектуре, кого-то шокирующей, а кого-то радующей схожестью с американскими и европейскими образцами. Впрочем, есть и попытки развивать нашу традиционную архитектуру конца XIX и начала XX века.
Финансовые потоки влияют также и на уровень жизни москвичей, на их вкусы, взгляды, потребности. На нас по-прежнему смотрит и ориентируется глубинка, тянется за московской модой. Поэтому справедливо и такое суждение: Москва сегодня – это Россия в миниатюре, где многие пропорции искажены. И судить о России, побыв только в Москве, конечно же, нельзя.
– Игорь Васильевич, если взглянуть на наш город как на один из крупнейших мегаполисов мира, есть ли предел его развития? Или Москва будет бесконечно расползаться в разные стороны?
– Сейчас прослеживается тенденция именно к расползанию. И в отдаленной перспективе столица может «поглотить» не только Московскую, но и другие области. При том что в ней постепенно будет уменьшаться доля русского и вообще русскоговорящего населения. С каждым годом увеличивается число тех, кто приезжает сюда на заработки, кто остается здесь навсегда – точно так же, как это происходит в Лондоне, Париже, Мюнхене, других европейских городах. Чем больше разрастается Москва и агломерация городов вокруг нее, тем больше появляется машин. Чем больше машин, тем больше строится дорог. Построили Третье транспортное кольцо, строят четвертое, потом будет пятое. С учетом динамики роста числа машин и расширения дорожной сети можно рассчитать, в каком году и примерно в какой день транспорт на наших улицах и магистралях встанет. Возникнет глобальная пробка. И тогда придется принимать какие-то экстраординарные меры: закрывать для определенного вида автотранспорта кольцо А, кольцо Б, кольцо В и так далее...
Есть некоторые конструктивные предложения и программы, позволяющие сдерживать разбухание территории мегаполиса. Сегодня, например, из Москвы выводятся промышленные предприятия, промышленные зоны. Она постепенно избавляется от функции всероссийской барахолки, с улиц убираются тысячи тонаров, закрываются или приводятся в порядок десятки рынков. Но эти меры – гомеопатия. С моей точки зрения, все эти склады и торжища надо вообще убрать из города и перевести туда, где мало людей и много свободных площадей, – торгуй! Для москвичей достаточно магазинов – самых разных как по размеру, так и по уровню цен. Не должно быть в Москве и кварталов, занятых чиновниками. Чиновники и клерки банков, которыми забит весь центр, – дополнительная головная боль. Они не могут обходиться без просторных офисов, без престижного автотранспорта, многочисленной обслуги. Я бы их расселил в специальные городки рядом с Москвой, где все – и офис, и магазины, и места для развлечений и отдыха, и гостиницы для командированных – будет в пешеходной доступности от дома. Так легче и менее накладно решать дела, заниматься бизнесом. Ведь чтобы проехать в Кремль, чиновники парализуют движение на важнейших магистралях. Стонут гаишники, стонут водители в пробках...
– Проживание в таком большом и довольно комфортном городе, как Москва, формирует определенный менталитет. Комфорт убивает человека, он отрывает его от реальной жизни, от природы и превращает в некое странное существо...
– Среднестатистический преуспевающий москвич – все-таки понятие довольно абстрактное. В Москве 2,5 миллиона пенсионеров, которым в городе плохо. Но альтернативы у них нет. За МКАД условия жизни еще хуже. А они бы с удовольствием жили в благоустроенных коттеджах, как их ровесники на Западе или в Израиле, где государство реально заботится о стариках, а не обирает их до нитки. Однако у наших властей нет ни соответствующей программы, ни желания помочь пожилым людям.
В коттеджах сегодня живет высший класс, чиновники, олигархи и их обслуга. Их у нас 1,5-2 процента. Еще 8 процентов в состоянии купить комфортную квартиру или дом. Остальные – подавляющее большинство! – за рамками этих возможностей. Некоторые с трудом наскребают деньги на оплату квартиры. А нужно, чтобы состоятельных людей, способных обеспечить себя жильем, было хотя бы процентов 50.
Как сегодня строят? В Москве каждый пустой пятачок используется под возведение домов, о последствиях при этом никто не думает. И многие здания стоят пустыми. Потому что это и не дома вовсе, а средство вложения денег. Когда-то их вкладывали в покупку долларов, евро, сегодня – в квартиры... В год у нас умирают 124 тысячи москвичей, рождается гораздо меньше. И новостройки заселяет в основном приезжий люд из ближнего зарубежья.
Если не свернем с этого пути, то в конце концов превратим Москву в Париж или Лондон, где половина населения – арабы, негры, кто угодно, только не французы и не англичане.
Москва вымирает быстрее, чем вся Россия, она очень старая. И как стимулировать рождаемость среди коренных москвичей – вот о чем должны задуматься власти.