Едем в Беларусь без страха
С конца апреля должна заработать союзная автостраховка: она одобрена президентами, страховщики определились с тарифами

ЦЕНЫ ПОД КОНТРОЛЕМ
В Минске состоялось заседание Комиссии Парламентского Собрания по законодательству и Регламенту, речь на котором шла о реализации модельного законодательного акта о союзном ОСАГО, которое должно заработать в конце апреля. Председатель Комиссии ПС Виктор Пинский рассказал о преимуществах новой опции для автовладельцев.

- Как вы оцениваете запуск системы страхования Союзного государства?
- Система страхования, в первую очередь, нацелена на удобство автовладельцев, регулярно путешествующих между Россией и Беларусью. Им и предстоит на практике оценить работу договора страхования Союзного государства. А с точки зрения законодательства: это первый пример реализации модельного законодательного акта, актуального для двух стран.
- Выставленные страховщиками тарифы по союзной «автогражданке» – насколько они, на ваш взгляд, оправданы? Не высока ли ставка для «легковушек», начинающаяся с 3,5 тысяч рублей? Ведь это почти половина средней стоимости ОСАГО в России в 2024-м году.
- Минимальная базовая ставка страхового тарифа составит 3,4 тысячи рублей. Но эта сумма не включается в полисы ОСАГО автоматически. Дополнительная опция приобретается только по желанию автовладельца. Так что сравнивать эти тарифы с показателями средней стоимости по всему портфелю ОСАГО не вполне корректно. Пользоваться этой опцией будут в основном те, кто постоянно передвигается на автомобиле по территории Беларуси. Добавлю: с высокой долей вероятности страховщики будут снижать для таких полисов часть, приходящуюся на риски в России, применять минимальные ставки в рамках имеющегося для этого широкого тарифного коридора. В целом же, тарифы за счет электронных продаж и урегулирования посредством АИС (автоматизированной информационной системы – прим. «СВ») в два раза ниже, чем сравнимые тарифы по «Синей карте».
- Будут ли парламентарии и дальше мониторить ситуацию, отслеживать цены на союзное ОСАГО?
- Да, вопрос ценника будет находится на контроле. Чтобы понять, насколько инструмент оказался востребован и полезен для автовладельцев, нужно будет в принципе оценить статистику и динамику его использования. Речь идет не только о стоимости, но и о количестве оформленных договоров, а также инцидентов, когда граждане были вынуждены получать выплаты. Будем комплексно оценивать, как работает система и дорабатывать ее по мере необходимости с учетом практики использования гражданами и мнения участников рынка.

ПУТАНИЦЫ НЕ БУДЕТ
- На кого, в первую очередь, рассчитана «автогражданка» СГ? Ведь те, кто раз в год ездит в Беларусь, наверное, по старинке воспользуются «Синей картой».
- «Договор страхования Союзного государства» в первую очередь ориентирован на тех, кто регулярно ездит в Беларусь. Например, на перевозчиков. «Синяя карта» («наследие «Зеленой карты») как страховой продукт продолжит оформляться и останется наиболее актуальной для разовых поездок физических лиц.
- Наличие одновременно союзного ОСАГО и «Синей карты» не вызовет путаницы у водителей?
- Главное отличие «Договора страхования Союзного государства» от «Синей карты» в том, что срок его действия – один год с минимальным периодом использования три месяца. А у «Синей карты» - минимальный срок действия 15 дней. Так что путаницы не будет. Автовладелец легко посчитает экономику и решит, что ему выгоднее - годовой полис расширения для постоянных поездок или «синяя карта» для двух-трех поездок в год. Два продукта ориентированы на принципиально разные целевые категории водителей. Поэтому и разная тарификация.
- Что это за девять страховых компаний в России, которые получили право оформлять союзное ОСАГО? Почему именно они?
- Это те же страховщики, которые ранее имели право оформлять «Зеленые карты», теперь оформляют «Синие».
По своему статусу «Договор страхования Союзного государства» – это международная история. Право заключать такие договоры по российскому законодательству об ОСАГО имеют страховщики, включенные в перечень «сертифицированных» для операций в рамках международных систем. При ДТП потерпевшему в Беларуси будет гарантированно выплачивать сначала белорусская сторона и только потом выставляться счет на оплату российскому страховщику. Главный принцип здесь – «не навреди» потерпевшему. Есть и другая специфика.
- Важный вопрос, который волнует автомобилистов: если у них уже оформлен национальный страховой полис на 2025 год, - возможно ли докупить в любой момент «союзное ОСАГО»? Или, если они, например, на майские праздники соберутся поехать в Беларусь: в Брестскую крепость или Хатынь, - то им придется покупать «Синюю карту»?
- Заключить «Договор страхования Союзного государства» напрямую в дополнение к уже действующему договору ОСАГО невозможно. Это новый единый электронный продукт и по закону у договора расширения срок страхования должен совпадать с основным полисом. У белорусских коллег, по сути, так же союзный договор – это отдельный вид ОСАГО. Но в целом безотносительно потребности в конкретной поездке на праздники, перейти при необходимости в любой момент на расширенный договор с обычного не составит проблем: через расторжение действующего договора с возвратом премии по нему пропорционально не истекшему сроку страхования и заключение нового. А для разовой поездки всегда можно приобрести «Синюю карту».
ВЫГОДА: ПЯТЬ ВМЕСТО ПЯТНАДЦАТИ
Минимальный срок действия полиса для поездки в Беларусь снизят в три раза
- Сейчас при поездках в Беларусь минимальный срок ОСАГО составляет пятнадцать дней. Будет ли он снижен до пяти дней по аналогии с Россией и когда?
- Да, этот вопрос уже решен. Минимальный срок обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортных средств при въезде в Беларусь снижен до пяти дней. Такой минимальный срок страхования возможен при заключении договора пограничного страхования с 23 апреля 2025 года.

КАК ЭТО БЫЛО: ИЗ ИСТОРИИ ВОПРОСА
Возможность создания «союзного» ОСАГО начали обсуждать в 2021-м году
Инициаторами стали депутаты Парламентского Собрания.
В 2023-м году на 64-й сессии ПС депутаты приняли первый модельный законодательный акт «О системе обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств Союзного государства».
В ноябре прошлого года закон о создании единой системы «автогражданки» в СГ подписал Президент России Владимир Путин, а марте этого года – Президент Беларуси Александр Лукашенко.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Сергей СИВЕЦ, заместитель председателя Комиссии ПС по законодательству и Регламенту:

- Мы имплементировали положения модельного закона в национальные законодательства, создали общую правовую базу. Унифицируются подходы, связанные со сроком страхования.
Первый этап реализации модельного закона завершен. Второй этап посвящен вопросам, связанным с профессиональными страховщиками. Пока страховка будет осуществляться только в электронном виде. Создается общая база данных. Идет утверждение соответствующих локальных документов, касающихся регламентных процедур: например, возмещение в случае ДТП. На комиссии вместе с профессиональными страховщиками, представителями министерств-регуляторов подвели предварительные итоги работы. Важно, что для удобства граждан при пересечении границы не нужно будет заключать дополнительную страховку от национального страховщика - это можно делать в комфортной обстановке на территории той страны, где зарегистрировано авто.