ЮжМаша больше нет, от цехов простыл и след...
Легендарный советский завод, гордость и надежда украинской оборонки, так и не смог восстановиться после удара «Орешником»

Проклятье Скифов
Старожилы флагмана советской оборонной промышленности ПО «Южный машиностроительный завод» имени А.М. Макарова рассказывали, что когда в 1944 году в Днепропетровске началась закладка его фундаментов, строители наткнулись на большое древнее захоронение то ли скифов, то ли казаков. Шла война, и, конечно,, ни о каких археологических изысканиях речи быть не могло. Любая задержка на объекте, находившемся в «зоне особого внимания» Государственного комитета обороны и лично товарища Сталина могла обернуться трибуналом. Поэтому начальство приняло единственное для него приемлемое решение: закатать найденные останки бульдозерами и залить бетоном.
После этого на стройке начали происходить странные вещи: новая техника ломалась, бывалые строители получали тяжёлые травмы, машины намертво застревали в невесть откуда взявшихся промоинах. «Не хочет земля принимать завод, - говорили. якобы, строители. – Не надо было кости тревожить».
Было ли так на самом деле или нет теперь не выяснишь. Возможно, это всего лишь городская легенда, каких вокруг сверхсекретного ЮжМаша ходило множество. Говорили, что под подземными цехами завода в 1950-х годах был выкопан целый подземный город со своими жилыми корпусами, столовыми, больницей, секретными лабораториями и даже с кинотеатром. Говорили, что на самых тяжёлых и секретных работах, как на строительстве того же подземного города, использовались «чёрные бригады» – приговорённые к расстрелу заключённые ГУЛАГа, которых после завершения работ никто больше нигде не видел. Говорили, что по ночам в Днепропетровск приходили и уходили из него таинственные «поезда-призраки» - железнодорожные составы без опознавательных знаков, которые, придя в город таинственно исчезали в подземных депо, где их загружали ракетами, а потом столь же таинственно появлялись и покидали город в неизвестном направлении.
Начинали с тягачей
Изначально завод не планировался как ракетный. Да и о каких ракетах могла идти речь в 1944 году, когда было принято решение о его строительстве. «Южный машиностроительный» предполагался именно машиностроительным гигантом и первой его продукцией стали тяжёлые гусеничные тягачи. Но в 1954 году ЮжМашу дали секретный статус «завод 586» (по номеру ракетного ОКБ 586 Михаила Янгеля) и перепрофилировали на ракетную технику. Первая советская баллистическая ракета Р-1, советская копия немецкой ФАУ-2, была построена именно здесь.
Территория площадью 750 гектаров стала настоящим городом внутри города: с собственной инфраструктурой, рейсовыми автобусами и легендарно-секретными подземными цехами. Последние проектировались с таким расчётом, чтобы выдерживать удары ядерных бомб мощностью до 100 килотонн. Стены некоторых бункеров достигали толщины 2–3 метра, а перекрытия усиливались титановыми сплавами.
Основным «изделием» ЮжМаша в советское время была Р-12 — самая массовая баллистическая ракета СССР. А в 1970 году здесь собрали первую межконтинентальную баллистическую ракету (МБР) Р-36М, которую на Западе прозвали «Сатана». Эти ракеты, способные нести ядерные боеголовки, стали своеобразными символами секретного завода, проходившего в документах НАТО как «объект «Юг». Завод мог выпускать до нескольких баллистических ракет в неделю, а мелкие ракеты штамповал просто как пирожки.
От «Старта» до финиша
После распада СССР Южмаш сохранил статус одного из крупнейших предприятий ракетно-космической отрасли. Долгое время главной его продукцией были ракеты-носители «Зенит» для космических программ «Морской старт» и «Наземный старт».
После разрыва в 2014 году отношений с Россией ЮжМаш потерял около 80% заказов. Попытки переориентироваться на другие страны особого успеха не принесли. На некогда мощнейшем и богатейшем предприятии начались перебои с выплатами заработных плат, рабочие ответили на это массовыми забастовками, что сделало положение предприятия ещё более тяжёлым. К 2021 году долг ЮжМаша превысил 77 млн гривен (около $3 млн). а число рабочих сократилось с 55 тысяч до 4,8 тысяч.
Война – мать родна
Начало СВО «вдохнуло» в завод новую жизнь. Здесь наладили обслуживание, а возможно – и частичную сборку из оставшихся от СССР компонентов баллистических ракет «Точка-У». По данным российской разведки, на ЮжМаше развернули сборку крылатых ракет «Нептун» (которыми поразили наш ракетный крейсер «Москва»), наладили производство дальних беспилотников и резко активизировали работы по производству оперативно-тактических ракетных комплексов «Гром-2». украинского «оружия возмездия» с дальностью поражения до 700 км (достаточно, чтобы бить по Москве).
Завод превратился в важнейший производственный оплот ВСУ. И с самого начала специальной военной операции стал одной из главных целей российской армии. Однако все "прилёты" оборачивались обычно лишь разрушениями надземных строений и пожарами разного масштаба. На работе подземных цехов удары эти почти не сказывались.
Крепкий «Орешник»
Всё изменилось 21 ноября 2024 года. Когда в ответ на удары по Брянской и Курской областям с использованием западных ракет ATACMS и Storm Shadow мы поразили ЮжМаш всего лишь одной ракетой. Одной, но какой!
Об успешном испытании в боевых условиях новейшей гиперзвуковой баллистической ракеты средней дальности «Орешник» всему миру рассказал в тот же день Президент России Владимир Путин. Из его же слов стало известно, что скорость ракеты составила 10 Махов (около 3000 метров в секунду), а боевые части ракет были «инертными», то есть представляли собой обычные тяжеловесные металлические болванки, не только без ядерного, но и без обычного химического заряда. Но их действие, опять же, со слов Президента, можно сопоставить с ядерным ударом.
Точный расчёт: Безъядерное оружие
В справедливости его слов легко убедиться, кто хорошо помнит школьный курс физики
Из видео поражения ЮжМаша понятно, что по заводу ударило 6 боеголовок. Предположим, что вес каждой из них – 1,5 тонны. Не меньше 3 тонн весит сама ракета с пустыми баками. Общий вес получается в районе 12 тонн. Значит, кинетическая энергия при столкновении с Землёй составит (половина массы, помноженная на квадрат скорости) примерно 54 млрд джоулей. Что равно взрыву 13 тонн тротила.

Боеголовки не взрывались ввиду отсутствия в них взрывчатки, следовательно вся энергия ушла вниз, к подземным цехам «Южмаша». Направленный взрыв 13 тонн тротила – это вполне сопоставимо с ТЯО (тактическим ядерным оружием), применения которого от нас так «ждали» тогда на Западе.
То есть, мы нанесли фактически ядерный удар без применения ядерного оружия! Отсюда отсутствие громких взрывов, крупных воронок на поверхности и такое страшное дрожание земли, ведь основные события произошли под землёй, на глубине 5−25 метров. Что там творилось нам сейчас никто не скажет.
Слово очевидцам: «Земля тряслась в километре от завода»
Долбануло так, что все только руками развели
Вот что писали в Telegram-каналах жители Днепра (Днепропетровска):
- «Взрывов практически не было, однако колебания земли, как во время землетрясения, ощущались и в километре от завода — это было особенно удивительным: взрывов почти не слышно, а земля вздрагивает будь здоров!»
- «На утро территория «Южмаша» была уже плотно оцеплена, любая детальная и значимая информация перекрыта, о происходящем на заводе ничего не говорят. … Охрана по периметру и на территории изымает все средства фото- и видеофиксации, отнимают даже ручки и блокноты».
- «Удар пришёлся на территорию между цехами № 7 и 8, в районе токарного и кузнечного производств. Все наземные здания и сооружения на этой территории превращены в развалины, местами — в мелкий бетонный щебень. Больших воронок нет, есть десяток дыр в земле диаметром около двух метров».
- «На территорию завода в наглухо затонированных микроавтобусах постоянно приезжают «официальные лица», разговаривающие на английском, польском, французском. Говорят, что неизвестные боеприпасы поразили как раз те подземные производства, которыми хвастал Владимир Зеленский, рассказывая о скором появлении на вооружении ВСУ некоего «грозного ракетного вооружения».
- «Из отрывочных разговоров спасателей складывается впечатление, что вплоть до 4-го этажа находится зона сплошного разрушения, ниже спасателям спуститься пока ещё не удалось».
- «"Южмаша" больше нет. Долбануло так, что все только руками развели. Люди поехали на предприятие выяснять, что произошло, а его просто нет. Цехов нет, одна пыль осталась».
Последствия: Восстановлению не подлежит
Бывших рабочих ЮжМаша уже отправляют на фронт
Данные о последствиях удара до сих пор засекречены СБУ. Территория завода вот уже почти полгода оцеплена, доступ для журналистов и гражданских лиц закрыт. По спутниковым снимкам можно довольно уверенно сказать, что боевые блоки «Орешника» действительно достигли подземных уровней, нанеся именно там основные повреждения.
Согласно косвенным данным, практически полностью уничтожены цеха, в которых собирались крылатые ракеты, критические поражения нанесены мощностям по производству БПЛА. О доработке и производстве «Гром-2» теперь придётся забыть надолго.
Официальные власти говорят, что разрушения завода несущественны, и их легко можно ликвидировать. Так и хочется спросить: а что же не ликвидируете? Даже фотографий «лёгких разрушений» никто представить не хочет.
Каких-то видимых ремонтных работ на территории ЮжМаша не ведётся. Первое время местные жители рассказывали о большом числе иностранных «специалистов», занимавшихся, по всей видимости, сбором фрагментов, по которым можно было что-то разузнать об «Орешнике». Сегодня по территории бывшего завода ходят только военные.
Рабочие ЮжМаша отправлены в неоплачиваемые отпуска, с большей части снята военная бронь, что говорит о многом.
Пожалуй, лучше всех рассказал о судьбе завода заместитель председателя Совета безопасности РФ Дмитрий Медведев: «Южмаш стёрт в пыль. Это ответ тем, кто думал, что может безнаказанно бить по нашей территории западным оружием».
Сегодня на территории завода, где раньше собирали мощнейшие в мире ракеты, можно собирать только металлолом. Уж его-то тут хватит надолго.