Единый энергорынок Союзного государства: Движемся энергичнее
Москва и Минск дорабатывают вопросы по ценам на нефть и газ

ТЕПЛО, ЕЩЕ ТЕПЛЕЕ
Энергетический вопрос для Союзного государства – горячий, спору нет. Но он не испортил отношения россиян и белорусов, наоборот, учит договариваться. В декабре 2024 года был подписан Договор о формировании объединенного рынка электрической энергии. Как признался Александр Лукашенко, это хороший шаг.
- Рад, что, наконец, мы пришли к общему пониманию, что без построения рабочего базиса экономики - объединенных рынков первичных энергоресурсов - не может быть эффективного движения вперед в вопросах дальнейшей интеграции, - заявил Президент Беларуси во время выступления в Совете Федерации.
И весьма эмоционально призвал Россию не держаться за нефть и газ:
- У вас же девать их некуда. Давайте договариваться.
Он напомнил, что Беларусь со своей стороны всегда откликается и приходит на помощь, когда это требуется российской стороне. Так было, когда возникала необходимость в дополнительных поставках дизельного топлива, бензина, электроэнергии.
ФОРМУЛА УСПЕХА
В Беларуси два нефтеперерабатывающих завода - в Мозыре и Новополоцке, которые, по его словам, способны переработать несколько десятков миллионов тонн «черного золота». Предприятия были модернизированы по последнему слову техники, однако сейчас из-за неравных условий при поставке сырья их работа перестает быть прибыльной. Эта тема обсуждалась Александром Лукашенко с Президентом России Владимиром Путиным.
- Они не могут работать в убыток, - обозначил проблему Президент Беларуси. - Не надо тридцать процентов (прибыли. - Ред.) для расширенного производства. Пускай это будет семь-восемь процентов рентабельности. Но надо сохранить эти заводы. Это для нас нужно.
Будем думать, как нам эту формулу рисовать. В правительствах это надо сделать.
Так что это за формула, о которой говорит белорусский лидер?
- Смысл в том, чтобы получать сырье по нормальной цене, а затем на выходе - нормальный продукт из него. Два мощных нефтеперерабатывающих завода работают на российской нефти. Полученные из нее нефтепродукты имеют определенную цену, которая должна быть конкурентоспособной, чтобы можно было потом их продавать, в том числе, и в Россию, и в другие страны. Безусловно, работать в убыток заводы не могут. Они или будут простаивать, или совсем остановятся, - объясняет Председатель Комиссии Парламентского Собрания по экономической политике Виктор Николайкин.
При этом, по его словам, обе стороны должны быть экономически защищены.
- Сырье тоже не может приносить убыток тем компаниям, которые его поставляют. Мы понимаем: его надо добыть, по трубам переправить. Транзит, логистика - все стоит денег.
Это чисто экономические вопросы, которые были подняты и решаются на уровне руководителей наших государств. Теперь дело за исполнительной властью, за правительствами одной и другой страны: они должны договориться, чтобы все было хорошо. Уверен, что так и будет, - заявил Виктор Николайкин.
ШАГ ВПЕРЕД
Уже после визита в Россию, принимая с докладом премьер-министра Александра Турчина, Президент Беларуси сообщил, что «и по нефти, и по газу были даны Президентом России поручения, чтобы с этим разобрались».
- Поэтому в этом направлении надо просто доработать эти вопросы. Выработать формулу ценообразования и так далее, - заявил Александр Лукашенко.
То же самое, по его словам, касается не только нефти, но и ценообразования на другие энергоресурсы, в частности на газ:
- Мы же говорим о единых рынках. Мы же не просим: дайте это, дайте то. Мы должны на рыночных условиях, как и по электроэнергии, это сделать. У нас есть эта проблема, и наши правительства не могут эту проблему решить даже сейчас, когда мы спиной к спине стоим и отстреливаемся на определенных позициях. Поэтому надо делать шаги дальше.
Сейчас Минск платит за газ 128,52 доллара за тысячу кубометров, эта цена действует с 2021 года.
ДОГОВОРИЛИСЬ: ОДИН РЫНОК – НА ДВОИХ
Переход к нему будет поэтапным.
Договор о формировании объединенного рынка электрической энергии – как вишенка на торте нашего сотрудничества.
- К его подписанию мы шли достаточно длительный период. Благодаря этому договору нам удалось выстроить траекторию объединения электроэнергетических рынков в Беларуси и России. Учитывая то, что они немножко по-разному на настоящий момент функционируют, нам удалось найти компромиссные точки, с помощью которых мы определили, как будем работать на следующих этапах, - заявил замминистра энергетики Беларуси Денис Мороз.
Следующий этап - подписание правил работы на общем электроэнергетическом рынке.
- В настоящий момент этот документ находится в высокой степени готовности и проходит внутригосударственное согласование. Думаю, что в ближайшее время мы этот документ подпишем, - сообщил Денис Мороз.
По его словам, формирование общего рынка будет происходить поэтапно. На первом - обеспечат взаимодействие между субъектами хозяйствования на уровне уполномоченных организаций. В дальнейшем создадут систему, когда все потребители и производители энергии в Беларуси смогут взаимодействовать с такими же потребителями и производителями в России.
- Целью формирования общего электроэнергетического рынка является, во-первых, повышение надежности работы энергетических систем. Чем больше участников в энергетической системе, тем более надежной она становится. Вторая цель - расширение возможностей для потребителей по выбору поставщиков энергетических ресурсов. Это обеспечивает выравнивание условий хозяйствования для экономических субъектов, повышение конкурентоспособности обеих стран, - констатировал Денис Мороз.
МИРНЫЙ АТОМ: ВТОРОЙ ПОДХОД
Александр Лукашенко попросил Владимира Путина построить вторую АЭС в Синеокой.
Пример сотрудничества - строительство АЭС в Островце. Сябры нашу работу оценили, да так, что на недавней встрече Александра Лукашенко и Владимира Путина обсуждали возможность возведения в Беларуси второй атомной станции. Потребление электричества в Синеокой растет - за счет увеличения числа электромобилей, майнинга, а также перевода жилья на электрическое отопление. Большой объем энергии будет требовать и развитие промышленности.
- Поэтому мы попросили россиян, если есть возможность, построить вторую электростанцию. Мы ее построим сами, кроме реактора, - сказал Александр Лукашенко. - Специалисты у нас есть.
По поводу места размещения этого объекта, он предположил, что это может быть на восточных границах: «Если вдруг что. Брянская и прочие области, новые регионы России мы можем обеспечить электричеством».
Александр Лукашенко не исключил, что в будущем западные соседи возобновят закупку электроэнергии из Беларуси, потому что это выгодно.
ОПЫТ: ЧЕРНОЕ, НАДЕЖНОЕ ЗОЛОТО
В свое время Россия и Беларусь уже нашли решение проблемы налогового маневра.
У Москва и Минск уже есть опыт выходить из сложных ситуаций. Так стороны долго не могли уладить разногласия, возникшие из-за изменения цен после проведения Россией так называемого налогового маневра в нефтяной сфере. Он предусматривал поэтапное снижение экспортной пошлины на черное золото с тридцати процентов в 2019 году до нуля к 2024 году и одновременное повышение налога на добычу полезных ископаемых. Россия компенсировала убытки от налогового маневра своим нефтеперерабатывающим заводам, но белорусские НПЗ льгот не получили. Цена нефти для Минска увеличилась до уровня мировой, что делала невыгодным реэкспорт нефтепродуктов.
Вопрос решился подписанием в 2022-м году договора между Беларусью и Россией об общих принципах налогообложения по косвенным налогам - налогу на добавленную стоимость (НДС) и акцизам. Помимо унификации подходов к их взиманию, он выровнял условия для белорусских и российских субъектов хозяйствования.
- Они будут работать в едином правовом налоговом поле, - заявил тогда премьер-министр Беларуси Роман Головченко.