Калийные удобрения, цены на поезда, атомная энергия, о чём ещё договорились союзные депутаты
Проезд на поездах, самолетах, автобусах и доставка грузов от Бреста до Дальнего Востока должны быть по справедливым тарифам

ВЫГОДНЫЙ ПУТЬ КРАСНОГО ЗОЛОТА
Столица красного золота встретила союзных парламентариев весенним теплом и солнцем. Солигорск славится всемирно известным градообразующим предприятием «Беларуськалий» – брендом страны. У въезда в город проступают соляные горы - те самые, красные, которые создают впечатление фантастических марсианских пейзажей.
Солигорску еще нет и семидесяти лет. За короткое время город шахтеров превратился в мощный и динамично развивающийся промышленный центр, в котором строятся жилые микрорайоны, образовательные, спортивные и другие социальные объекты. Здесь, в уютном Дворце культуры на уникальной территории в полутора часах езды от Минска и прошло совместное заседание сразу трех Комиссий ПС: по энергетике, транспорту, промышленности и торговле.
Любой здравомыслящий человек понимает, западные санкции по ограничению поставок наших калийных удобрений ведут к недополучению урожаев сельскохозяйственных культур во всем мире. Но Брюссель и Вашингтон вместо реальной борьбы с голодом на планете ставят во главу угла свои политические амбиции.
Калийные удобрения — ключевая позиция белорусской экспортной корзины и стратегическая отрасль экономики страны. Транзита калия на мировые рынки помогают обеспечить российские порты.
Евгений Москвичев, Председатель Комиссии Парламентского Собрания по транспорту уверен: министерствам транспорта двух стран следует убрать все препоны, чтобы увеличить объемы калийных удобрений, поставляемых на экспорт:
- Мы хотим, чтобы объемы перевозок железной дорогой, речным и морским транспортом устраивали производителей удобрений, в частности — производителя белорусского калия. Ведутся переговоры с перевозчиками. Ключевая задача - установить привлекательные тарифы для производителей, что позволит увеличить объем экспорта и доходы.
По словам парламентария, российские порты готовы перевозить в год около двадцати миллионов тонн грузов «Беларуськалия». Важно максимально задействовать терминалы для экспорта того же калия или нефтепродуктов, загрузить порты от Санкт-Петербурга до Мурманска.
Депутаты также рекомендовали профильным министерствам продолжить работу по обеспечению равных (недискриминационных) условий для российских и белорусских перевозчиков.
БИЛЕТЫ ЗА ПОЛЦЕНЫ
Парламентарии уверены: нужно сделать максимально простым передвижение между Россией и Беларусью. Тем более, скоро сезон отпусков, а это пик и туристических поездок.
К лету уже вовсю готовятся отечественные авиакомпании - заявляют о популярных маршрутах и новых направлениях. Так, чаще всего белорусы летают в Москву, Питер, Калининград. За два года запущено десять новых авиарейсов из РБ в регионы РФ. Можно с комфортом долететь в Ульяновск, Архангельск, Минеральные воды, Самару, Челябинск, Махачкалу.
Депутаты ПС снова вернулись к вопросу формирования единой транспортной системы Союзного государства: от авиаперелетов до железной дороги.
Дмитрий Зверев, статс-секретарь - заместитель Министра транспорта РФ, рассказал, что в России категории граждан, которые имеют право на бесплатный проезд, отличаются от региона к региону. Им может быть предоставлен полностью бесплатный проезд, скидки на покупку проездного, а также компенсация его стоимости. Например, пенсионеры могут купить билет в полцены со скидкой пятьдесят процентов на различный рейсы: от междугородних автобусов до поездов и самолетов.
- Сначала нужно синхронизировать льготы в наших странах. Это поможет снизить цены, начать, например, можно с железнодорожной перевозки, - уверен Зверев.
Те же субсидии на перелеты внутри России есть давно. Но просто взять и под копирку перенести эту практику на Союзное государство нельзя: требуется серьезное финансирование из союзного бюджета, нужно устранить бюрократические барьеры. Понять, какие маршруты самые востребованные.
На встрече были предложены пилотные маршруты: возобновление авиаперелетов между Псковом и Минском с использованием существующих механизмов субсидирования.
- Нужно рассмотреть льготы по категориям. Если они совпадают, то вопрос будет решаться намного быстрее. Обращаюсь к Министерствам транспорта двух стран и Посткому. Если увидите недопонимание, мы, как народные избранники, поможем решить возникшие вопросы. Тянуть не стоит. Да, в России пригородные железнодорожные перевозки датируются субъектами, но у нас есть бюджет Союзного государства. Вопрос не стоит откладывать в долгий ящик, - поручил Евгений Москвичев.
ЗАКОЛЬЦОВАННЫЙ ТОК: КИЛОВАТТЫ ВЫГОДЫ
Атомная энергетика открывает новые возможности развития
Председатель Комиссии Парламентского Собрания по энергетике Илья Икан напомнили, что кольцо БРЭЛЛ, соединяющее энергосистемы Беларуси, России, Эстонии, Литвы и Латвии, по инициативе прибалтийских государств недавно было разорвано. Повышения тарифов на электроэнергию там не избежать. Но разве в своем желании навредить СГ прибалтийские режимы когда-нибудь думали об интересах своих граждан?
- В тоже время БелАЭС укрепляет энергетическую безопасность Беларуси. Мы успешно развиваем совместно с российскими коллегами масштабный высокотехнологический проект, продолжается техническая поддержка научного сопровождения. Выстроены необходимые цепочки поставок запчастей и оборудования. Большая работа проведена в области импортозамещения. Важный приоритет – подготовка и повышение квалификации кадров для энергетической отрасли Беларуси. В стране планируется строительство пункта захоронения радиоактивных отходов. Проект реализуется совместно с Росатомом. Ход разработки программы Союзного государства «Обеспечение безопасности при обращении с радиоактивными отходами» парламентарии рассмотрят на ближайших комиссиях, - отметил депутат.
Электродома, авто на зарядке, сокращение импорта газа и выбросов в атмосферу. Атомная энергетика открывает новые возможности для инновационного развития национальной экономики, уверен замминистра энергетики РБ Денис Мороз:
- Белорусская АЭС обеспечивает около сорока процентов внутренних потребностей страны в электроэнергии. Как сказал Президент – БелАЭС должна быть самой безопасной станцией в мире, и мы над этим работаем совместно с коллегами из России. В прошлом году было обучено 62 работника, в основном руководители, по программам технической академии Росатома.
Еще эксперты обсудили, как распределять потребности природного газа на территории Союзного государства. Денис Мороз предложил не распыляться и четко определить заинтересованных в этом топливе. По сути, - это антикризисное решение для отраслей, в которых присутствуют большие транспортные затраты: пассажирские, грузовые перевозки, сельхозтехника, службы такси.
Павел Завальный, заместитель председателя Комиссии Парламентского собрания по энергетике, уверен: развитие газомоторного сектора будет иметь синергический эффект для смежных отраслей наших государств — машиностроения, производства заправочного оборудования — и укрепит технологический суверенитет Союзного государства.
ДОСЛОВНО
- На особом контроле в наших странах развитие международных транспортно-логистических коридоров. Строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва – Минск находится в фокусе внимания депутатов. Первая очередь масштабного проекта – это строительство магистрали Москва – Санкт-Петербург. Ветка в Беларусь - часть второго и третьего этапа. Обсуждается также проект строительства автомобильной дороги «Один пояс – один путь» из Китая через Казахстан и семь субъектов России до Минска. Геополитические процессы, санкционные ограничения привели к разрыву традиционных цепочек поставок и переформатированию логистики, став для Беларуси и России новой точкой роста.