В России растут продажи белорусских автомобилей
Продажи «легковушек» в России растут, в том числе, и благодаря союзному автопрому

РОСТ В ПОЛТОРА РАЗА
В 2024 году российский авторынок напоминал «КАМАЗ» в его лучших гонках на «Дакаре». Гнал со старта до финиша на максималках, несмотря на все ухабы на трассе, и в итоге превзошел самые смелые прогнозы – несмотря на нестабильный рубль, рост утильсбора и неподъемные кредиты. Клиенты активно покупали автомобили, стараясь опередить рост цен.
Продажи новых легковых автомобилей в России в 2024 году по сравнению с 2023-м выросли на 48,4 процентов, то есть почти в полтора раза, до 1,57 миллиона штук. Это лучший показатель с 2019 года, когда было реализовано 1,59 миллиона машин. В итоге наш рынок занял четвертое место в Европе, опередив Италию, и проиграв лишь таким монстрам автопрома, как Германия, Великобритания и Франция. И это при том, что средняя цена нового легкового автомобиля в России в 2024-м выросла на семь процентов, до 3,17 миллионов рублей.
КРУТЫЕ ВИРАЖИ BELGEE
Лидером авторынка и единственным представителем не китайского автопрома в топ-10 самых продаваемых брендов в стране стала «Лада». Еще одним исключением можно назвать белорусский Belgee, который, однако, производится совместно с Geely. В первой десятке марок совместный продукт Синеокой и Поднебесной показал еще и лучший рост - почти в тридцать раз.
- В 2024-м году реализовался отложенный спрос, сформировавшийся в 2022-23 годах, прежде всего за счет расширения предложения. В целом можно говорить о восстановлении рынка до уровней, которые мы наблюдали до 2022 года. Динамика рынка в 2024-м в целом соответствовала ожиданиям. Расширение предложение произошло за счет увеличения выпуска российских производителей, в том числе благодаря решению проблем с поставщиками комплектующих, частичному перезапуску мощностей, простаивавших после ухода западных производителей, а также увеличения импорта, преимущественно китайских брендов. Основными бенефициарами такого восстановления рынка стали производители с локализованным производством, такие как АвтоВАЗ и «Москвич», в том числе благодаря более привлекательному ценовому позиционированию по сравнению с импортом. Отчасти этим же можно объяснить и успех Belgee , - считает аналитик «Эйлер Аналитические Технологии» Владимир Беспалов.

ПЕРСПЕКТИВЫ: ПРОЕДЕТ ЛИ «КИА»?
Корейцы, убежавшие с нашего рынка, посматривают назад.
Belgee X50 начали продавать в России в сентябре 2023 года. С лета 2024 года к нему добавился кроссовер Belgee X70. У меня знакомый взял его на тест-драйв и остался, в целом, доволен. Уже многое в этой машине белорусского: диски выпускают в Союзном государстве, как и аккумуляторную батарею, и стекла, и покрышки. Сварка кузовных панелей, окраска, грунтование также происходит на заводе в Минской области. Сябры вынашивают планы локализовать штамповку и производство двигателей, а также пластиковых деталей (бамперы, спойлер, бензобак, элементы отделки салона), оптики, проводки, сидений.
А в более отдаленной перспективе - внесение изменений в конструкцию, что соответствует условиям приобретенной лицензии.
Впрочем, на фоне российско-американских переговоров, пошли слухи о том, что на наши дороги рассчитывают вернуться южнокорейцы - Hyundai и Kia, срулившие в 2022-м. Вот только дадут ли им второй шанс или «возвращаться – плохая примета»?
- В перспективе российское правительство будет по-прежнему стремиться к повышению уровня локализации продаваемых в стране автомобилей, поэтому доля рынка производителей с высокой степенью локализации будет расти, а доля рынка чистого импорта – сокращаться. Говорить о возвращении иностранных концернов в Россию, на мой взгляд, пока рано. Но даже если это произойдет, к ним будут предъявляться гораздо более жесткие требования с точки зрения локализации, - убежден Владимир Беспалов.
ХМУРИТЬСЯ НЕ НАДО, «ЛАДА»

Lada Granta вошла в рейтинг самых продаваемых автомобилей в Европе по итогам 11 месяцев 2024 года сообщило агентство Focus2move.
Российский бестселлер стал шестым в списке, опередив, например, Volkswagen Tiguan и Skoda Octavia.
КИТАЙСКИЙ ПРОРЫВ
Китайские автомобили быстро захватывают европейские рынки, а продажи электромобилей BYD во многих странах Старого Света январе превзошли продажи Tesla.
