Добавленную стоимость надо создавать интеллектом
Закон о поддержке креативной экономики заработал с февраля

ДОБАВЛЕННАЯ СТОИМОСТЬ
Экономическая мощь государства – это не только количество надоев, центнеров с гектара, выдача на-гора чугуна и стали. Есть и другие сферы деятельности, в которых не обойтись без творческого воображения, развитого эстетического вкуса и нестандартного мышления. О важности креативной экономики для Союзного государства неоднократно говорил заместитель Председателя Комиссии ПС по экономической политике Денис Кравченко. Более того – с февраля в России заработает закон, инициатором которого он являлся – «О развитии креативных (творческих) индустрий в РФ». Так что это вообще такое?
- Креативные индустрии – это отдельный вид экономической деятельности, отличающийся созданием повышенной добавленной стоимости за счет интеллектуальной и уникальной деятельности, - поясняет парламентарий. - Некоторые виды креативных индустрий дополняют реальный сектор экономики в части предоставления услуг для улучшения клиентского опыта и повышения конкурентоспособности продукции.
- Звучит весомо. А если привести конкретные примеры?
- Сюда можно отнести отрасль дизайна, связи с общественностью, выставочную деятельность и даже разработку игр.
В России, например, особенно активно развиваются IT экосистемы, тот же Яндекс. Или, скажем, промышленный дизайн, который через внешний вид существенно влияет на стоимость промышленной продукции. Можно посмотреть на ряд гражданской продукции в области общественного транспорта, компьютерной техники или автомобилей.
Беларусь же стала очень известна в мире своей отраслью компьютерных игр – «Мир танков», например. А теперь производит спортивные симуляторы и симуляторы грузового автотранспорта. К креативным индустриям можно так же отнести народно-художественные промыслы, особо развитые в наших странах.

ЕДИНЫЕ КРИТЕРИИ
- Когда все эти направления стали рассматривать как единую сферу?
- В девяностых годах прошлого века к традиционным культурным направлениям добавилась возможность высокой коммерциализации. И это очень серьезные цифры. Судите сами - уже сейчас в разных странах мира доля креативной экономики составляет от 4 до 8 процентов ВВП.
При этом креативные индустрии тесно завязаны на уникальном культурном коде той страны, где они представлены. Фактически, сейчас, этот сектор экономики вписывает уникальные культурные характеристики в современный повседневный потребительский опыт.
- И в чем же суть вашего закона, который вы с коллегами подготовили?
- Она заключается в описании самого сектора креативной экономики и закрепления за ним единого связующего координатора. Благодаря единому законодательному описанию отрасли мы смогли создать единые критерии и классификатор креативных индустрий. Это дает регионам нашей страны универсальный инструмент для их развития и возможность разрабатывать единые меры поддержки на федеральном уровне.
ЧЕРЕЗ ТЕРНИИ К ЗВЕЗДАМ: «ВОСТОЧНЫЙ» - ТОЛЬКО НАЧАЛО
Дела земные не мешают нам смотреть в небо
Существует российская лунная программа, Китай работает в этом направлении, Илон Маск нацелился на Марс. Парламентарий напомнил, что в основе всего этого наработки российских ученых.
- Есть такая философия как русский космизм, ее основоположник Николай Федоров, - объяснил Денис Кравченко. - Именно прочитав его труды, Циолковский увлекся космонавтикой. Если посмотреть чертежи нашего великого ученого и наработки, вы очень удивитесь. Там все есть - и сам корабль, и его конструкция, схема, как должны отходить ступени, выход человека в открытый космос, и многое другое.
Но важно помнить, что Циолковский задумывал космонавтику как межпланетные перелеты. Нынешнее мировые достижения в этой области – ничтожная часть того замысла. Космические станции, которые вращаются вокруг земли, находятся на высоте всего-то четыреста километров. Мы даже не оторвались, так сказать, от материнской груди. И даже не освоили ближайший спутник Земли – Луну. В том числе – в качестве межпланетного космопорта, ведь для того, чтобы оторваться от Луны требуется гораздо меньше энергии.
- И что же, это все реально?
- Безусловно. Но ни одна страна в мире не сможет реализовать в полном объеме масштабных проектов, связанных с межпланетным перелетом. Поэтому кооперация наших ближайших стран, таких как Россия и Беларусь, имеет важнейшее приоритетное значение для развития космонавтики.
- Как оцениваете нынешний этап сотрудничества?
-Очень высоко. Мы обеспечили полет коллеги из Беларуси Марины Василевской. Он имел большой резонанс. Строительство космодрома «Восточный». Только наши ближайшие союзники допущены – белорусы. Это очень закрытая территория, самый современный в мире космодром. Сейчас идет строительство третьей очереди. Вторая площадка практически завершена. В 2024 году осуществили пуск ракеты-носителя «Ангара». Теперь мы два вида ракет-носителей можем пускать с этого космодрома. Это очень важно.
«Восточный» очень компактный и достаточно молодежный. Развивается рядом с городом Циолковский, который буквально заново построен. С хорошими такими культурными, развлекательными и досуговыми центрами рядом.
Ну, а что касается межпланетных перелетов, я думаю, что Россия и Беларусь могут стать фундаментом для следующего космического клуба ведущих мировых держав, которые почтут за честь к нам присоединиться.

ПРЕОДОЛЕНИЕ: ЧЕСТНОЕ СЛОВО ЛЕГЧЕ ВОЗДУХА
Глобальная кооперация оказалась ловушкой
- Мы с достойными цифрами и показателями встретили 25- летите Союзного государства, - не без гордости говорит Денис Кравченко. - И это не только космонавтика, но и авиация, микроэлектроника, атомная промышленность и многие-многие другие.
- Насколько интересны белорусские ноу-хау в микроэлектронике?
- По моим данным, белорусские разработки опережают российские. Мы, конечно, стремимся подтягиваться. Я не буду говорить в абсолютных величинах, но это действительно вызывает у нас уважение. И здорово, что президент Беларуси сумел сохранить это важное направление в промышленности.
- Давайте напомним, что у нас по авиации.
- «Уральский завод гражданской авиации» развивает отношения с белорусским «558 Авиационным ремонтным заводом» и с Минским заводом гражданской авиации № 407» по созданию хорошего, конкурентоспособного регионального проекта «Освей». Это турбовинтовой лайнер, который будет перевозить 19 пассажиров. Он очень нужен России.
Мы сегодня развиваем новейшую нашу технику, это «Сухой Суперджет Нью» (SJ-100), с учетом деструктивной позиции западных партнеров. Они долго нам навязывали глобальную кооперацию, как это было принято. Ведь у «Боинга» и «Аэрбаса» производство расположено более чем в ста государствах. А потом объявили рекордное количество санкций и лишили нас обещанных поставок в рамках кооперации, вероломно отказавшись от собственных обязательств. Что ж, это их выбор. Мы стали ближе с нашими белорусскими партнерами. Кроме того, я знаю, что белорусские предприятия участвуют в проектах производства среднемагистрального лайнера МС-21. Это тоже очень важно. Сегодня четыре лайнера осуществляют налеты, которые необходимы по требованию безопасности.
Отдельно мы сейчас модернизировали ИЛ-96 и ТУ-214. Я обо всем не могу рассказывать, но здесь тоже идет партнерское взаимодействие. У нас отличные перспективы.