САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Экономика

Автор Максим Чижиков

МИСИС дает возможность порулить БЕЛАЗом

В аудиториях Университета МИСИС можно поуправлять БЕЛАЗом и виртуально посетить производство самосвалов в Жодино.

Фото: НИТУ МИСИС

За рулем своего БЕЛАЗа я нарушил все возможные и невозможные правила. Забыл включить сигнал в начале движения, мчался по карьеру, словно Михаэль Шумахер, со скоростью шестьдесят километров в час, при том, что разрешенная в два раза меньше, обгонял другой транспорт, который, на мой взгляд, двигался, совсем уже по-черепашьи, и мешал мне на пути к разгрузке (знаков и разделительных полос, кажется, нет). В конце концов, я припарковал груженный под завязку 90-тонник прямо в отвал, судорожно вспоминая, какая из трех педалей - тормоз. То ли крайне левая, то ли та, что посередине. Миссию я явно провалил. Поэтому, когда вылезал из кабины, чувствовал себе неловко, словно нашкодивший мальчишка. Уф, как же хорошо, что это все происходило на учебном тренажере, который стоит в аудитории «Эксплуатация автомобилей» Университета науки и технологий МИСИС. Так что ни один БЕЛАЗ, и ни один карьер в итоге не пострадали.

- У нас школьники, которые приходят в гости, также лихачат, нарушают скоростной режим, - то ли успокоили, то ли подкололи меня сотрудники университета.

Живо и увлекательно проходят занятия и у студентов. От желающих сесть за баранку самой большой машины в мире нет отбоя – приходится занимать даже перерывы между занятиями.

Тренажер почти полностью копирует кабину БЕЛАЗа. Программное обеспечение – российское. Можно моделировать по желанию любые сценарии, как по погоде и по времени года, - если желаешь, садись за баранку в снег или в дождь. Есть возможность варьировать грузоподъемность машины. Хочешь - начинай с самого маленького 30-тонника, а можешь сразу стартовать с гиганта в 450 тонн. Их, кстати, на БЕЛАЗе выпущено всего четыре штуки - в качестве эксперимента.

- Это только на первый взгляд может показаться, что тут нет ничего сложного, так – игрушка. На самом деле она очень много позволяет показать людям, которые попадают к нам на первый-второй курс. У них уже скоро начнутся спецпредметы, а они еще не особо понимают о какой технике идет речь.

- А тут они едут на большой машинке. Это ж прикольно. О, а я еще и не просто еду, а что-то везу с собой. То есть к ним приходит осознание того, что они управляют самосвалом, у которого в кузове еще и 90 тонн. И пусть они, возможно, больше никогда не сядут за его руль, но ребята видят, как меняется поведение машины, понимают, насколько важно будет правильно проектировать такую технику. И у них потом, конечно, к работе становится совсем другое отношение, - уверяет ассистент кафедры горного оборудования, транспорта и машиностроения НИТУ МИСИС Александр Пецык.

Компетенции, полученные во время обучения, позволят выпускникам быть конкурентоспособными на рынке труда. Кстати, несколько ребят работают в торговом доме «БЕЛАЗ» в России.

ПОГРУЖАЕМСЯ В МИР ИНТЕРАКТИВНЫХ САМОСВАЛОВ

Когда-то инженеры Горного университета (сейчас он - часть большой «вселенной» НИТУ МИСИС) помогали разрабатывать первые карьерные самосвалы в Жодино. С развалом СССР порвались и связи. И вот теперь дорога сотрудничества снова проложена: карьерный самосвал приехал в аудитории университета.

Самая свежая новинка, которую презентовали буквально перед Новым годом, - VR-лаборатория БЕЛАЗ. Надеваешь специальные очки и вуаля - полное погружение в интерактивный мир карьерных самосвалов. Можно досконально изучить изнутри конструкцию, принципы работы и обслуживания техники, включая сборку и разборку основных узлов, погулять по конвейеру завода, причем абсолютно безопасно и увлекательно.

В 2021-м году МИСИС вместе с белорусским автогигантом открыли в Горном институте аудиторию «Гидравлика. Гидромеханика». Это учебная лаборатория, в которой студенты изучают гидравлический привод и основы его функционирования, в том числе, и на примере карьерных самосвалов. Уверен: выбор не случаен. Сейчас гидравлика – одна из наиболее уязвимых точек в союзном автопроме.

В аудитории три учебных стенда с оборудованием, подаренных заводом из Жодино.

– Они позволяют нам моделировать различные варианты гидравлического привода, смотреть, как они работают, как управляются, снимать параметры этого процесса, - проводит экскурсию доцент кафедры горного оборудования, транспорта и машиностроения НИТУ МИСИС Александр Кривенко.

На одном из стендов меня привлекают многочисленные трубочки, соединенные друг с другом. Для чего они?

- Это измерительные приборы, которые оценивают, сколько энергии теряется, когда жидкость переходит из одной трубы в другую. Все это напрямую связано с экономичностью работы оборудования, - объясняет Александр Кривенко.

Такие вот наглядные пособия нужны студентам, чтобы потом понимать, как работают горные машины и оборудование.

«ЧЕЛЛЕНДЖ» ПРОЙДЕН

Сотрудничество растет и расширяется, как и линейка белорусских автосамосвалов.

- Договорились с БЕЛАЗом о том, что в ближайшее время в филиале нашего университета в городе Губкин тоже будет открыта лаборатория автозавода, - говорит заведующий кафедрой горного оборудования, транспорта и машиностроения НИТУ МИСИС Василий Зотов.

На площадке МИСИС БЕЛАЗ организует встречи со студентами и школьниками, приглашают лекторов, ведущих специалистов с предприятий, которые рассказывают про компанию.

Разрабатывают вместе с белорусами на кафедре и кейсы для Московской предпрофессиональной Олимпиады: если школьники решат задание правильно и займут призовое место, то станут студентами вуза без вступительных испытаний.

В свою очередь, студенты Университета МИСИС участвуют в чемпионате по решению машиностроительных кейсов BELAZ-CHALLENGE, который проходит в Жодино.

- Ребятам дают задание, они находят его техническое решение, а потом защищают перед экспертами завода. Без призов не уезжаем, - сообщает Василий Зотов.

ЕСТЬ ТРЕНАЖЕР БЕЛАЗА И В ПИТЕРЕ

Весной 2022 года был открыт необычный центр компетенций и в Санкт-Петербурге в Горном университете.

Он, конечно, рассчитан на студентов, но доступ к нему получают и те, кто хочет освоить дополнительные навыки и знания. А работники отрасли смогут повысить тут квалификацию. То есть если вы - начинающий горный инженер и вдруг захотели сесть за баранку или за джойстик самого большого авто в мире, вам сюда.

У каждой аудитории тут свой профиль. Одна - это учебно-тренажерный комплекс. Выглядит он как кабина настоящего «БЕЛАЗа», имитирующая движение машины на ухабах. Создается ощущение, что едешь в настоящем самосвале. В ней студенты будут оттачивать навыки работы на горной технике, в том числе и во время внештатных ситуаций.

В другой аудитории слушатель выступает в качестве диспетчера, который онлайн следит за работой на карьере. А в третьей - ученик дистанционно управляет многотонной машиной, которая находится за тысячи километров от тебя - в Кузбассе, например, или на испытательном полигоне в белорусских Микашевичах.


НЕ ТОЛЬКО ТРЕНАЖЕРЫ

Университет науки и технологий МИСИС подписал соглашения о сотрудничестве с НПЦ НАН Беларуси по материаловедению, республиканским центром трансфера технологий, Центром системного анализа и стратегических исследований Национальной академии наук Беларуси, Белорусским национальным техническим университетом, Институтом физиологии НАН Беларуси.

Совместно с белорусской академией наук НИТУ МИСИС уже второй год проводит «Форум инноваций. Россия-Беларусь».

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Владимир Путин внес на ратификацию договор с Беларусью о гарантиях безопасности
  2. Минобороны: ВС РФ освободили населенный пункт Барановка в ДНР
  3. Минобороны: ВС РФ освободили населенный пункт Новомлынск Харьковской области
  4. Названы имена молодых ученых - лауреатов премии президента России за 2024 год
  5. В Беларуси в рамках государственной инвестиционной программы планируется финансирование 82 объектов
  6. Астрахань накрыло облако с запахом газа
  7. Минтранс России начинает проверку танкерного флота
  8. Владимир Джабаров: Главу Еврокомиссии по праву можно назвать одним из главных русофобов Европы
  9. Леонид Слуцкий: Зеленский боится, как огня, наступления мира, который обрушит его преступную власть
  10. Леонид Слуцкий: Многие вспоминают о 80-летии Ялтинской конференции, но лишь в России говорят о ее уроках
  11. Обязательную отработку для выпускников медвузов хотят ввести в России
  12. В Краснодарском крае из-за падения обломков БПЛА загорелись нефтепродукты
  13. Новые ограничения для мигрантов вступили в силу в России
  14. Более 30 человек пострадали в Анталье в ДТП с автобусом
  15. Дональд Трамп заявил о планах США «занять сектор Газа»

Парламентское Собрание

Виктор Пинский: Интеграция – наш приоритет

О том, как успешно приводили к одному знаменателю нормативные акты России и Беларуси в 2024 году, «СВ» обсудило с Председателем Комиссии ПС по законодательству и Регламенту Виктором Пинским.

Политика

Правительство Беларуси сложило полномочия

Президент Беларуси Александр Лукашенко отправил в отставку Правительство Республики

МНЕНИЯ

Враги народа во власти

Михаил Васильев

Никто больше не вредит странам Запада, чем их собственные лидеры

Звезда, догнавшая героя

Павел Родионов

80 лет исполнилось знаменитой «Атаке века» подводной лодки С-13 под командованием Александра Маринеско

Кого славить будем?

Валерий Чумаков

Национализм начинается уже с приветствия

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также