САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Экономика

Автор Максим Чижиков

Гигантские карьерные самосвалы переходят на более экологичное топливо

Техника, работающая на газу, водороде и на электричестве – сейчас модный тренд, признак технической прогрессивности и чуть ли не синоним светлого экологического будущего.


И если городской и частный автопарк в Союзном государстве уже активно переходит на альтернативное топливо, то что происходит с машинами посерьезней?

Журналистов, приехавших на БелАЗ, обычно первым делом везут на площадку, где представлена линейка гигантских самосвалов, выпущенных за последние годы. Каких тут только нет моделей: от самых больших в мире 450-тонников (штучный заказ) до электрического БелАЗа. На этом электрокаре еще могут и покатать. На палубе гиганта ощущаешь себя, как на океанском лайнере: высоко и ничего не страшно. Пока этот 90-тонник на батарейках (в качестве силовой установки тут аккумуляторные батареи) существует в единственном экземпляре. Недостаток таких машин лишь в том, что аккумулятор слишком тяжелый, из-за этого страдает грузоподъемность самосвала.

Была идея заряжать грузовик, как троллейбус, от контактной сети.

- Потренировались, попробовали, можно реализовывать, но, к сожалению, электроэнергия то подорожает, то подешевеет. И вот этот баланс вечно меняется. А экономика показывает, что окупаемость дополнительных капитальных вложений — достаточно длинная, - сетует главный конструктор по карьерной технике «БелАЗ» Леонид Трухнов.

ВОДОРОДА КРУГОВОРОТ

Выпустили в Жодино и гибридный самосвал. Часть мощностей берется от аккумуляторов, часть - от дизеля малой мощности. Грузовик даже представили на Форуме регионов Беларуси и России в 2022-м году в Гродно.

В другой версии дизель заменили водородной силовой установкой. Это не двигатель внутреннего сгорания, а грубо говоря, электрохимический реактор. Таким машинам в Японии и Корее уже давно дается зеленый свет. Прототип отработал хорошо. Но его нынешняя мощность - пока лишь треть от необходимой на реальной машине.

- Топлива для него, к моему удивлению, производится достаточно много. На любом нефтеперерабатывающем и металлургическом заводе, комбинате по производству азотных удобрений объемы производства от пятидесяти тысяч кубов водорода в час до двухсот тысяч. Осталось только его сжать, заправить в бак и поехать, - убежден Леонид Трухнов.

Обычные самосвалы заправляются на двенадцать часов работы. Аккумуляторные и водородные – на шесть-восемь часов. Но опять же, увеличение времени хода - это вопрос технологий, которые развиваются и потихоньку идут дальше, считают на заводе.

Самое перспективное направление, по словам Леонида Трухнова, - это грузовики, работающие на газе. Поэтому в Жодино и ухватились за эту тему. На заводе уже выпустили одиннадцать 90-тонных БелАЗов, работающих на сжиженном топливе. Еще один опытный образец машины уже помощнее: испытания проходит 130-тонный самосвал. Есть, увы, привычные сложности с двигателями: ни в России, ни в Беларуси такой мощности их не производят (ярославские моторы хороши для машин поменьше – 30 и 45 тонн), поэтому, вздыхает главный конструктор, приходится брать китайские.

Несмотря на это, на БелАЗе готовы и к серийному выпуску газовых 90-тонников. Все упирается в сложности с заправкой.

- К сожалению, есть проблема в наличии самого газа на карьерах в России. Поэтому и была подписана дорожная карта между «Газпромом» и «БелАЗом», чтобы синхронизировать эти работы. «Газпром» обеспечивает инфраструктурой карьеры, а «БелАЗ» к этому времени организовывает серийное производство газовых машин, - строит планы Леонид Трухнов.

ЗАПРАВКА ДЛЯ КОМБАЙНА ДОЛЖНА БЫТЬ ПРЯМО В ПОЛЕ

«Гомсельмаш» сегодня — это два сборочных производства в Беларуси и одно совместное — «Брянсксельмаш», где доля капитала с белорусской стороны составляет 51%, а с российской — 49%.
В год совместно с «Брянсксельмашем» в Россию поставляется 1,5 тысячи машин (вплоть до, казалось бы, мало ассоциирующегося с сельским хозяйством Магадана) — 85 процентов от общего экспорта предприятия. Это примерно четверть российского рынка. Самый популярный комбайн среди наших покупателей — GS-12.
На заводе каждый комбайн, можно сказать, союзный: двигатели - ярославские, металл -  тоже. Лишь шесть процентов деталей все еще иностранные.
Первый зерноуборочный комбайн, работающий на сжиженном газе, выехал из ворот предприятия еще семь лет назад. Тестировали его в Башкирии. А после санкций 2022-го пришлось заново перестраивать компонентную базу.

Недавно гомельские машиностроители возобновили работу над созданием газового комбайна, который значительно экологичнее обычного дизельного. Но кочек на пути этой программы куда больше, чем в поле.  И в одиночку тут не справиться, только вместе с Россией.

- Сегодня надо создать инфраструктуру: это и СПГ-заводы, и обязательно передвижные заправщики для нашей техники. Потому что это автомобиль может легко уехать, приехать на заправку. А комбайн должен работать в поле, и это к нему должен приехать заправщик. Ну и, соответственно, чтобы была конкурентная цена газа при заправке в поле по сравнению с дизельным топливом, - рассуждает генеральный конструктор НТЦК ОАО «Гомсельмаш» Сергей Федорович.

- Газовый двигатель уже готов?

- Технические вопросы, конечно, остались. Есть партнеры в России, которые занимаются этим делом серьезно. Есть опыт производства газовых двигателей в Китае. Поэтому это не новинка, где требуется принимать какие-то решения. После развития инфраструктуры будем тоже готовы предложить технологию.

Такой комбайн не только экологичный, но и экономичный. Правда, выгода будет, когда один газовый заправщик станет обслуживать десять-пятнадцать машин.

- Я думаю, в начале года будут совместные разработки, - заявил первый заместитель директора центра продаж и сервиса по Российской Федерации Дмитрий Данцов.

Минский автозавод тоже – в тренде. Более того, МАЗ стал одним из крупнейших в ЕАЭС производителей техники, работающей на голубом топливе, благодаря поставкам автобусов. Но в «газовой» линейке у предприятия есть не только городской транспорт, но и грузовая техника. Например, самосвал МАЗ-65012K, который впервые представили в прошлом году на «ИННОПРОМе» в Екатеринбурге. Баллоны с топливом у него- российского производства. Мусоровоз МАЗ-590423 также работает на газе.


БЕСПИЛОТНЫЕ ТЯЖЕЛЫЕ ГРУЗОВИКИ НЕ ПРОШЛИ

Пилотные проекты многотонных «беспилотников» БелАЗ, казались весьма перспективными. Сейчас два 130-тонных самосвала катаются на карьерах российской компании СУЭК, а два 90-тонника проходят испытания на полигоне Микашевичи в Брестской области. Они работают в режиме то без пилота, то с водителями.

- Но опять же, капитальные вложения в инфраструктуру, которая обеспечивает наблюдение и безопасность движения самосвалов, стоят столько, что на сегодняшний день большой экономической целесообразности это направление не представляет.

В Австралии, где рабочих рук не так много и, наверное, деньги не такие дорогие, беспилотников, конечно, гораздо больше, - сетует Леонид Трухнов.

Пока отказались от идеи беспилотных комбайнов и на «Гомсельмаше».

- Мы видим, сколько сил, средств и времени потрачено для того, чтобы создать беспилотные автомобили. А ведь у них какая функция: загрузить пассажиров и доставить до назначения
Комбайн- это все-таки устройство, у которого гораздо больше функций. Основную, то есть вождение машины, мы уже сегодня оптимизируем, делая системы автоматического вождения по спутникам. То есть за руль можно не браться, только для разворота. А вот полная автоматизация процесса уборки не уверен, что возможна, - говорит генеральный конструктор НТЦК ОАО «Гомсельмаш» Сергей Федорович.

СКАЗАНО

Сергей Митин, Председатель Комиссии Парламентского Собрания по промышленности и торговле:

- Как считают специалисты, будущее транспорта - водородные двигатели. Но это достаточно трудоемкое направление, требующее специфической инфраструктуры и обслуживания. И промежуточным этапом, который может продлиться очень длительный период времени, станет переход на газомоторное топливо. И это не пропан-бутан, который одно время широко применялся, а природный газ, который сжижается специальными установками.

В этих направлениях в Союзном государстве сегодня идет серьезная работа. Нас поразил, конечно, БелАЗ, который уже сегодня делает такие карьерные самосвалы и стал лидером. Хотя там тоже своя специфика - для горнорудной промышленности. Но мы видим перспективу и в сельском хозяйстве, и в автомобилестроении. Три комиссии союзного парламента: по транспорту, по энергетике, по промышленности и торговле, - объединили свои усилия и будут в этом направлении работать.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Алексей Оверчук: Граждане России и Беларуси испытывают дискриминацию при получении виз
  2. Начались продажи билетов на матч сборных Беларуси и России по хоккею
  3. С назначением Сергея Глазьева ожидается технологический и цифровой прогресс
  4. Десантники из Беларуси прибыли в Москву для подготовки к Параду Победы
  5. ВЦИОМ: 80,2 процентов россиян доверяют Владимиру Путину
  6. Вячеслав Володин: Нововведения обеспечат защиту сбережений для тех, кто планирует образование детей, крупные покупки или накопление средств
  7. Вячеслав Володин: Наша задача — сделать все, чтобы защитить память о тех, благодаря кому мы сегодня живем
  8. Сергей Глазьев и Алексей Оверчук обсудили приоритетные вопросы союзной повестки
  9. Системами ПВО прошедшей ночью сбиты 79 беспилотников
  10. Беларусь планирует купить у РЖД систему продажи билетов на технологиях России
  11. Игорь Сергеенко: День Победы - напоминание о бессмертном подвиге наших предков
  12. В Санкт-Петербурге проходит выставка «Госзаказ» с продукцией производителей Беларуси
  13. В Беларуси ко Дню Победы украсили вокзалы и поезда
  14. В Минске выразили недовольство отсутствием дипломатов России и Беларуси на памятной акции ФРГ
  15. Ученики школ и студенты России и Беларуси напишут «Союзный диктант» от «Движения первых»

Парламентское Собрание

Зачем в Волгограде собирают молодежь

Международный патриотический форум имеет большое идеологическое значение

Политика

Владимир Путин: Наш опыт СВО изучают во всех армиях мира

Россия должна быть на шаг впереди во всем, что касается передовых разработок в области вооружения и техники. Такую задачу Владимир Путин поставил на заседании Военно-промышленной комиссии

МНЕНИЯ

Война - жизнь, мир - смерть

Равиль Атжанов

Зеленский не пойдёт на мир ни на каких условиях

Европейские крысы начинают пожирать друг друга

Олег Зинченко

Украинская гнида пока прячется среди них.

Образцовый фашизм

Анатолий Заусайлов

80 лет назад, 22 апреля, части 1-го Белорусского фронта освободили концентрационный лагерь «Заксенхаузен»

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также