И кочегары нам нужны, и плотники, и монтажники-высотники... Как России увеличить рабочий класс?
Хороший сварщик сегодня в Москве получает пятьсот тысяч рублей. Ребята со стержнем возглавили топ самых высокооплачиваемых профессий. Помимо них востребованы также слесари и операторы станков с ЧПУ - их заработок доходит до 350 тысяч.
Такие цифры озвучили в столичной мэрии. А еще хорошо с получкой у строителей и дальнобойщиков-водителей.
Пока все мечтают быть SMMщиками, юристами и блогерами, рабочие получают реальные деньги. Но вот беда - на рынке труда квалифицированные кадры в дефиците. Как решить эту проблему? Обсудить это на «правительственный час» в Госдуму пригласили профильных министров.
- Эта тема у нас звучала с вами ранее. При подготовке к «правчасу» провели анализ более полутора тысяч комментариев. Половина которых посвящены необходимости подготовки квалифицированных кадров и повышению престижа рабочих специальностей, - начал разговор Председатель Государственной Думы, Председатель Парламентского Собрания Союза Беларуси и России Вячеслав Володин. - От качества подготовки квалифицированных рабочих кадров во многом зависят развитие экономики и технологический суверенитет нашей страны.
Последние годы нехватку рабочих рук решали просто - Минтруд постоянно расширял перечень профессий для упрощенного получения вида на жительство.
- Это вы тот человек, который занимается привлечением мигрантов на рабочие места. И люди должны знать своих героев, - обратился спикер ГД к главе Минтруда Антону Котякову. - Что нужно сделать, чтобы наполнить рынок труда профессиональными рабочими и не уповать на мигрантов, которые приедут и все проблемы решат? Мы с вами должны делать все для того, чтобы на оборонные предприятия, на стройки, на заводы, на сельхозпредприятия пришли подготовленные кадры.
В стране вовсю идет импортозамещение, строятся фабрики и заводы. Для безопасности страны кипит работа военпрома.
- У нас заводы стали работать круглосуточно, дефицит кадров огромный. Мы должны идти к решению задач, которые ставит президент. Если задачи эти стоят, тогда нам надо находить решения, принимать законы, - сказал Вячеслав Володин.
И принимать скорее. Потому что старые методы уже не сработают. Депутаты приняли законы, чтобы остановить поток нелегальных мигрантов - ими работодатели в будущем дыры прикрыть не смогут. Только за минувший год численность мигрантов в России сократилась больше чем на два миллиона человек. Сейчас в стране, по данным МВД РФ, находится 6,2 миллиона иностранных граждан.
С МЕНЕДЖЕРАМИ ПЕРЕБОР
Печальная статистика: выпуск квалифицированных рабочих с 2016 по 2022 год снизился на 12,5 процента. В первую очередь постараются сократить для учащегося сроки его перехода от парты к станку.
- Центры занятости с 1 июля 2025 года будут персонально сопровождать студентов, предлагая стажировки, практики на конкретных промышленных предприятиях. Чтобы они знали, где будут работать, - отчитался Антон Котяков.
Вот только придется здорово постараться, чтобы ребята пошли учиться. Председатель Госдумы привел цифры, что по сравнению с восьмидесятыми годами поступающих в колледжи стало меньше в пять раз:
- Вот главный вопрос сегодня у нас: сделать все для того, чтобы повысить престиж рабочих профессий. Проходят обучение по рабочим специальностям десять процентов студентов. Это сварщики, слесари, токари, электрики. У нас запрос на них.
Остальное - бухгалтеры, юристы и многочисленные менеджеры. В общем, набор профессий, избыток которых на рынке труда колоссальный. Шансы устроиться по записи в дипломе стремятся к нулю. Но их все равно продолжают выпускать пачками. А нужных предприятиям спецов обучают по остаточному принципу.
НАДБАВКА ДЛЯ НАСТАВНИКА
Еще одна из существенных проблем среднего профессионального образования - платное обучение. Ребята из глубинки просто не могут наскрести суммы, которые запрашивают всевозможные колледжи. Да и жить им негде.
- Кто пойдет? Где здесь престиж? Где общежития? Они в самом тяжелом положении. Где стипендии? Они самые маленькие. Если брать начальное профессиональное образование, то его совсем убрали из повестки, а среднее профессиональное - материальной базы нет, деньги платить надо, стипендий нет, - озвучил проблемы Вячеслав Володин.
Чем дальше в лес - тем больше дров. Все как в народной пословице. В ПТУ и с преподавателями беда - с теми, кто технический расклад сделает и покажет, как деталь на станке выточить.
- Нужно замотивировать опытных специалистов передавать свои знания студентам колледжей и техникумов. Раньше в ПТУ преподавали мастера производственного обучения с реальным опытом работы на предприятиях. Там были специальные надбавки, и зарплату они получали выше, чем даже обычный работник профтехучилища, - отметил Председатель Госдумы. - Сегодня в школах есть надбавки за классное руководство. Очень хорошо, что президент их установил. Давайте обсудим: если хотим готовить профессиональные рабочие кадры, нам надо начинать с тех, кто будет передавать эти знания. За прошедшее время в школе стало работать престижнее, чем в техникуме, в колледже. Ну а ПТУ не стало.
КЛЮЧЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1. Коммерциализация среднего профессионального образования
2. 41,4 процента специалистов среднего звена в прошлом году обучались на платной основе.
3. Перекос в сторону специальностей, не связанных с рабочими профессиями. В 2023 году доля таких выпускников среднего звена составила 59 процентов, при этом 23 процента - юристы, экономисты, управленцы.
4. Несоответствие учебных программ и направлений подготовки реальным запросам рынка, в том числе с учетом реализации крупных проектов в регионах, а также планов по их запуску.
5. Состояние учебных зданий, общежитий и уровень материально-технической базы учреждений СПО.
РАБОТАТЬ РУКАМИ НУЖНО НАЧИНАТЬ НА УРОКАХ ТРУДА
Спикер ГД копнул глубже. По его мнению, поднять престиж рабочего человека без подготовки в школах будет сложно:
- Как можно проводить профориентацию, если в школах нет уроков труда? В итоге отказались (уроки труда вернули в школы с 1 сентября этого года. - Ред.), а теперь говорим: надо сварщиком быть, крановщиком, слесарем, токарем. В школах не хотели вводить эти уроки, отметали, а теперь удивляемся, почему у нас никто не идет обучаться рабочим профессиям.
А ведь и правда, советские мальчишки умели и гвоздь забить, и табуретку смастерить. Умели держать в руках рубанок и работали с металлом. А сейчас «мамины пирожочки» в состоянии разве что на перемотку ленты «ТикТока» в смартфоне нажать.
РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ
1. Получение рабочей профессии сделать бесплатным.
2. При поступлении в учреждение СПО выпускнику не сдавать после девятого класса ОГЭ и по итогам окончания одиннадцатого класса - ЕГЭ.
3. Учебные планы СПО должны быть скорректированы в сторону практических знаний и навыков.
4. Материально-техническая и лабораторная база СПО должна соответствовать уровню сегодняшних производств.
5. Необходимо обеспечить всех нуждающихся общежитием на время обучения в СПО.
6. Специальности и подготовка рабочих кадров должны быть ориентированы на конкретные производства.