На Иркутском авиазаводе скоро запустят в серию пассажирский суперлайнер МС-21 целиком из отечественных деталей и комплектующих
Иркутский авиазавод скоро запустит в серию целиком российский суперлайнер МС-21
На глазах у тысяч зрителей многотонный пассажирский самолет выполнил, казалось бы, совершенно невероятный трюк – почти под углом 90 градусов поднялся ввысь, а потом сделал резкий поворот. Фигуру высшего пилотажа, доступную прежде только боевым истребителям, лайнер МС-21-310 играючи демонстрировал в небе не раз на показательных выступлениях в честь отмечавшегося недавно юбилея авиазавода в Иркутске. Легендарному предприятию стукнуло 90 лет. От воздушных пируэтов крылатого исполина у зрителей захватывало дух!
Другой не менее захватывающий факт – самолет полностью наш, родной. От кончика носа до хвоста сделан из отечественных деталей. Мощный, прочный, маневренный и надежный. Импортозамещение в действии!
МС-21 - действительно, наша гордость. Пассажирский борт нового поколения, который собирают на Иркутском авиазаводе (является филиалом ПАО «Яковлев» и входит в госкорпорацию «Ростех»). Аббревиатура названия расшифровывается просто – магистральный самолет 21 века. Его стихия - рейсы на средние расстояния. В данном случае – до 5100 километров.
БУРЖУЙСКИМ ПАКОСТЯМ НАПЕРЕКОР
Оглядываясь назад, надо сказать, что путь в небо для МС-21 получился сложным. И все «благодаря» стараниям зарубежных на первом этапе, как представлялось, партнеров, а затем - откровенных вредителей. Дело в том, что новый самолет предназначен для эксплуатации в самом востребован сегменте авиаперевозок, где до этого безраздельно властвовали западные машины – Boeing-737 и Airbus-320. И буржуины сделали все, что убрать с воздушной арены российского конкурента, который по многим параметрам их явно превосходит. По экономичности, прежде всего. Действовали по принципу, в битве за пассажиров, читай - за барыши, все средства хороши. Даже самые подлые.
Изюминка МС-21 – крыло. Он первый в мире лайнер в своем классе, у которого оно из композита. Вот здесь и начались проблемы. На момент создания лайнера такие материалы мы сами не делали, положившись на импорт. На этом и сыграли заокеанские конкуренты. Притянув уши за санкционную статью, США в 2018 году перекрыли поставки композитов в Россию из Америки и Японии.
- Просто хамство с нарушением всех общепризнанных принципов и правил, - жестко прокомментировал поступок американцев Президент Российской Федерации Владимир Путин. Назвал вещи своими именами.
БУДУЩЕЕ НАЧИНАЕТСЯ
Выход был только один – делать самим. Подключили науку. В итоге решили проблему блестяще. Сегодня производство поставлено на поток. Изготавливают крыло в Ульяновске, а на авиазавод в Иркутск поставляется уже готовая консоль. По сравнению с привычным алюминием композит дает массу преимуществ.
- Позволяет создать крыло большого удлинения и более совершенной формы, и одновременно легкое. Улучшается аэродинамика, а значит, можно оснастить самолет более широким и комфортным салоном. Кроме того, позволит МС-21 расходовать примерно на 6% меньше топлива, - пояснили нам в госкорпорации «Ростех».
Первый заместитель председателя правительства России Денис Мантуров, поздравляя завод с 90-летним юбилеем, отметил, вся страна возлагает большие надежды на иркутских авиастроителей в связи с реализацией проекта МС-21:
- Именно в ваших руках сегодня находится будущее российского авиастроения, - подчеркнул вице-премьер.
В ПРОИЗВОДСТВЕ ЗАДЕЙСТВОВАНЫ ДЕСЯТКИ ПРЕДПРИЯТИЙ
История МС-21 как раз тот самый случай, когда, как в поговорке, нет худа без добра. В начале разработки самолета предполагалось, что доля импортных комплектующих составит где-то 60%. Но западные санкции, которые валом обрушились на Россию, заставили рассчитывать только на собственные силы. Очень многим экспертам такая амбициозная цель казалось неподъемной. Но президент и правительство четко поставили задачу. Промышленники вместе с учеными засучили рукава и в очередной раз утерли нос Западу, доказав нашим заклятым друзьям, а заодно и себе, что мы и сами можем все. По принципу – самодостаточности.
МС-21 без всякого натяга – всероссийский самолет. Комплектующие для него производят больше 50 предприятий из разных уголков страны. Панели фюзеляжа и хвостовое оперение также, как и крыло, изготавливают в Ульяновске, пилоны двигателей и обтекатели шасси - в Воронеже. В Обнинске делают остекление кабины экипажа, в Балашихе - колеса и тормоза, в Ярославле – шины, в Санкт-Петербурге - топливную систему. В подмосковном Раменском производят блоки навигации и посадки, а также системы предупреждения столкновения в воздухе, в Москве - системы механизации крыла, в Казани - рули высоты, закрылки и интерьеры. Нижний Новгород готовит системы приводов управления полетом и оборудование для кондиционирования воздуха. Наконец – барабанная дробь! – в Перми делают пламенное сердце крылатой машины – уникальные двигатели ПД-14. То, как они работают, оценят и пилоты, и пассажиры. Топлива расходуют существенно меньше, а еще они менее шумные и гораздо более экологичные, чем движки предыдущего поколения.
СКЕЛЕТ ОБРАСТАЕТ МЯСОМ
Комплектующие ритмичным потоком идут на Иркутский завод. Нам довелось увидеть, как из всех этих деталей рождается новая машина. Сейчас на авиазаводе собирают несколько серийных самолетов, все в разной степени готовности. Масштаб впечатляет! Два огромных ангара - агрегатной и окончательной сборки. И чем дальше идешь по производственной линейке, тем четче вырисовывается облик отечественной ласточки. Сначала появляется «скелет», то есть фюзеляж самолета. Удивительная возможность увидеть, как выглядит будущий лайнер изнутри! А затем на корпусе «вырастает» крыло, появляются двигатели, шасси, хвостовое оперение, кабина.
В фирменную ливрею производителя уже окрашены два опытных борта, им присвоены номера. Серийные машины оформят в стиле авиакомпаний, которые будут их использовать. Заказами авиазавод обеспечен на десять лет вперед. Так, с «Аэрофлотом» подписано соглашение о намерениях приобрести 210 самолетов МС-21. О поставке 45 лайнеров договорились с авиакомпанией Smartavia, еще 15 получит «Аврора», семь - «ИрАэро».
Планка задана высокая. Предприятие уверенно держит курс на серийное производство МС-21 в российском облике.
- Завод имеет традиции достижения высочайших результатов и освоил выпуск тридцати типов и модификаций самолетов. Это уникальный пример, когда опыт крупносерийного производства боевых самолетов конвертирован в реализацию важнейшего гражданского проекта - МС-21. Возложена задача по выпуску 270 самолетов в перспективе нескольких лет, - отметил генеральный директор Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Юрий Слюсарь.
НА НИЗКОМ СТАРТЕ
К этому активно готовятся. Реализуется масштабная инвестиционная программа.
- Это, прежде всего, строительство новых цехов, которые позволят выйти на запланированную мощность - не менее 36 самолетов МС-21 в год, - пояснил заместитель гендиректора ОАК по гражданской авиации, генеральный директор ПАО «Яковлев» Андрей Богинский.
Сегодня на Иркутском заводе трудятся больше 12 тысяч человек, и штат планируют расширять.
Серийный выпуск нового авиалайнера начнется уже в 2025 году. Об этом на минувшей неделе заявил в Совете Федерации глава госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов. В планах выпускать три самолета в месяц, тридцать шесть в год. По разным причинам сроки уже не раз сдвигались как говорят, вправо. Но дальше медлить нельзя. И эта стартовая дата, судя по всему, окончательная. Но уже сейчас можно сказать, что Россия вернулась в число мировых производителей национальных гражданских самолетов. В авангарде этого процесса – Иркутский авиазавод.
БЕЛАРУСЬ С ПОМОЩЬЮ РОССИИ ВОЙДЕТ В ЭЛИТНЫЙ ВОЗДУШНЫЙ КЛУБ
Авиастроители с берегов Ангары готовы расширят сотрудничество с Беларусью. Как раз об этом, о расширении взаимовыгодных связей, шла речь во время недавнего визита на завод Президент Беларуси Александра Лукашенко. С интересом осмотрел цех механообработки крупногабаритных деталей, а также цех окончательной сборки лайнеров МС-21.
Перспективы сотрудничества белорусский лидер обсудил с генеральным директором всемирно известного предприятия Александром Вепревым.
- Ты напрягаешь наших специалистов, - объяснял главный принцип Александр Лукашенко. - Если не получается, мне говоришь. Мы с тобой идем разбираемся. Но мне надо новейшие технологии. То есть мы хотим быть вмонтированы в ваши процессы по высоким технологиям. И это должно быть наше общее: Беларусь и Россия не должны делить. Как мы часто говорим: товар Союзного государства. Давайте уравняем в правах белорусские и российские товары, чтобы не было никаких проблем. И тогда исчезнут разговоры, кто кого поглощает и объединяет. Экономика все поглотит.
- Согласен, надо вперед смотреть, - кивнул директор завода.
- Но ведь не все смотрят. Потому тебя и ценят, - поддержал его высокий гость.
На заводе Александру Лукашенко подарили модель высокоманевренного истребителя Су-30СМ2.
- Мой любимый самолет, - заявил президент.
НЕ ПРОСТО «СУШКИ»
«Тридцатку» также делают в Иркутске. По оценкам даже западных экспертов это один из лучших, если не лучший истребитель в мире. Несколько таких машин уже стоит на вооружении ВВС РБ. Охраняют воздушные границы Союзного государства. Всего по контракту в Синеокую поставят 12 супер-сушек - целую эскадрилью.
На МС-21 также есть серьезные виды.
- Национальная авиакомпания «Белавиа» уже выражала заинтересованность в их приобретении и может стать одним из первых потенциальных эксплуатантов перспективного российского лайнера за рубежом, - рассказали нам на заводе.
Тем более, что сябры уже сейчас непосредственно участвуют в производстве комплектующих для него. В частности, поставляют подшипники.
- Мы неоднократно бывали на белорусских заводах авиационного профиля. Эти предприятия сохранили высочайшую производственную культуру. Поэтому сейчас от сотрудничества, которое у нас было по авиаремонту и военным программам, важно перейти к масштабированию наших задач по гражданской продукции. Потенциально, миллиарды рублей - это тот заказ, который мы можем разместить на белорусских авиационных предприятиях, - считает генеральный директор ОАК Юрий Слюсарь.
ВСЕПОГОДНЫЙ «ОСВЕЙ»
Перспективы сотрудничества – грандиозные. Ведь Беларусь вот-вот лихо, ногой распахнет дверь в элитный клуб стран-авиастроителей. И начнет в кооперации с Россией выпускать сама воздушную технику. Крылатым первенцем Синеокой станет 19-местный многоцелевой самолет «Освей», названый в честь второго по величине озера в РБ. Незаменимая машина на местных авиалиниях, сеть которых активно развивается в наших странах. Для России – это особенно важная тема, чтобы пассажирам не делать крюк через Москву, добираясь, скажем к родственникам, живущим в городе за 200-300 километров. Помимо местных маршрутов, воздушный универсал сможет в отдаленных и труднодоступных районах, куда, как в песне, только самолетом можно долететь. Приборы, которыми оснастят «Освей», позволят ему не сбиваться с курса и долетать точно по назначению в даже в сложных метеоусловиях.
На днях как раз Александр Лукашенко подписал Закон, которым ратифицировал межправительственное соглашение РФ и РБ о разработке и серийном производстве «Освея». В Беларуси его будут делать на базе ОАО «558 Авиационный ремонтный завод». Там с машинами марки СУ давно и прекрасно знакомы. Еще в советское время завод в Барановичах был головным предприятием по ремонту и модернизации тактических бомбардировщиков СУ-17, выпускавшихся, кстати, в Иркутске. Теперь иркутяне примут участие в совместной программе по созданию в Беларуси авиастроительной отрасли. Первый опытный «Освей» должен подняться в воздух уже в 2026 году. Так что, Беларусь, крылом к крылу с Россией, уверенно идет на взлет.
ЛУЧШИЙ НА РЫНКЕ
Разбираемся, в чем МС-21 лучше одноклассников Boeing и Airbus.
- Основные ТТХ. Размах крыльев – 35.9 метров. Высота – 11,5. Длина – 42,2. Максимальная дальность полета – 6400 километров. Вместимость – 165-210 пассажиров. Коммерческая нагрузка – до 21,3 тонн. Конструкция на 30% состоит из композиционных материалов легких и прочных.
- Во главу угла создатели машины поставили комфорт для пассажиров. Композитное крыло улучшило аэродинамику и позволило сделать фюзеляж шире, чем у конкурентов. Что исключает, например, образование привычной пробки, когда стюардесса везет между рядами тележку с питанием, предлагая чай и кофе.
- МС-21 имеет самый просторный салон среди подобных машин. Что ускоряет выход пассажиров при прилете.
Среднемагистральные борты летают, как такси. Бывает по три-четыре рейса в день. Сэкономленные на высадке минуты дают в итоге выгоды в часы. Снижаются затраты на обслуживание, повышается частота выполнения рейсов.
- Высота и глубина багажных полок для ручной клади также увеличены. Они на четверть вместительнее, чем на западных лайнерах. И намного прочнее. При штатной грузоподъемности 45 килограммов легко выдерживают все 80.
- При взлете у пассажиров на других машинах закладывает уши от перепада давления. На МС-21 неприятный эффект исключен. Уникальная система жизнеобеспечения поддерживает давление на постоянном уровне независимо от перепада высоты полета.
- Новейший двигатель ПД-14 значительно надежнее и экономичнее западных. Безотказно работает в диапазонах температур от -50 до +50 градусов. Летный час МС-21 с ПД-14 составит 2,1-2,3 тысячи долларов против 2,7-3,5 тысяч у основных западных конкурентов. Как говорится, почувствуйте разницу.
- Революционная конструкция ПД-14 исключает попадание в него птиц, что, бывает, становится причиной серьезный ЧП на других машинах при взлете.
- МС-21 – первый российский лайнер, где кабина пилотов изначально оборудована только отечественной авионикой. Вместо привычных штурвалов самолет управляется джойстиками. Их логика заметно отличается от логики джойстиков Airbus и Boeing. На МС-21 впервые реализован принцип «связанные ручки». Движения у командира и помощника совпадают один в один. Что исключает рассинхрон в действиях экипажа, особенно в напряженных ситуациях. И облегчает подготовку новых пилотов. Еще один плюс – в копилку экономичности борта.