САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Экономика

Автор Кристина Хилько

Поможет ли сэкономить Союзному государству уход от бензина или дизеля?

Парламентарии и эксперты обсудили тему на совместном заседании трех комиссий.

Парламентарии с интересом слушали о том, как строили индустриальный парк, а вместе с ним и экономику будущего.
Фото: БелТА


СЛОВНО ЗА ВЕЛИКОЙ КАМЕННОЙ СТЕНОЙ


Осень в Беларуси пока останется формальностью - на календаре сентябрь, а на улице все еще солнечное и жаркое лето. Такой бонус от природы оценили и парламентарии, осматривая масштабы китайско-белорусского индустриального парка «Великий камень». На уникальной территории в получасе езды от Минска прошло совместное заседание трех Комиссий ПС: по энергетике, транспорту, промышленности и торговле. Гостей приветствовал глава администрации «Великого камня» Александр Ярошенко:

- Новых резидентов все больше. Уже 135 из тринадцати стран. И хотя парк называется китайско-белорусским, на самом деле он международный. География участников разнообразная. У нас выгодное географическое положение - до Москвы 650 километров, до порта Клайпеда - пятьсот, чуть больше до Калининграда. Вначале к нам заходили компании, которые занимались преимущественно логистикой и складской деятельностью, а сегодня приоритет отдаем высокотехнологичным производствам.

Территория комплекса - больше ста квадратных метров. Улочки, светофоры, современные застройки - он напоминает мини-город, где предприниматель может воплотить в жизнь бизнес-идею любого масштаба. Самые популярные направления - машиностроение, биотехнологии, фармацевтика и медпродукция.

Льготные условия и преференции не только привлекают проекты в парк, они помогают производствам быстро запуститься, стать эффективными.

- Почему «Великий камень»? - интересуются депутаты.

Оказывается, разгадка в названии деревни, которая находится неподалеку. Кстати, улицы здесь тоже «каменные»: Малахитовая, Сапфировая, Жемчужная, Гранатовая.

АНТИКРИЗИСНОЕ РЕШЕНИЕ


Среди преимуществ газа - экологичность, нетоксичность, эффективность. Его удобно хранить, транспортировать и потреблять.

Заместитель председателя Комиссии ПС по энергетике Павел Завальный задал тон встрече:

- Развитие сектора газомоторного топлива будет способствовать росту энергетической и экологической безопасности Союзного государства, внесет значительный вклад в повышение конкурентоспособности экономики. У России огромная ресурсная база природного газа и значительные возможности добычи, так что потенциал производства можно назвать неограниченным по сравнению с возможностями производства нефтепродуктов. Развитие газомоторного сектора будет иметь синергетический эффект для смежных отраслей наших государств - машиностроения, производства заправочного оборудования. И укрепит технологический суверенитет Союзного государства.

Природный газ, по сути, - антикризисное решение для отраслей, в которых присутствуют большие топливные затраты. В первую очередь это пассажирские, грузовые перевозки, сельхозтехника, службы такси.

- Малый и средний бизнес, такой как таксопарки, активно переходит на использование сжиженного и компримированного природного газа. Это приводит к тому, что Беларусь, например, занимает по результатам 2023 года третье место по дешевизне стоимости транспорта услуг в сфере такси, - привел данные замминистра энергетики Беларуси Денис Мороз.

Например, LADA Vesta создали на универсальной платформе, которая предусматривает применение разных энергоустановок - этот «двойной стандарт» закладывали сразу в процессе проектирования автомобиля. В итоге эксперты подсчитали - при работе на сжатом природном газе снижение затрат на топливо больше чем в три раза. Пробег полностью заправленного автомобиля - больше тысячи километров без дозаправки.

По словам Дениса Мороза, в мире тренд на газомоторное топливо:

- Эксперты прогнозируют, что в 2030 году доля газомоторного топлива составит около десяти процентов общего объема потребления топлива в мире.

На встрече прозвучало предложение о создании союзного седельного тягача совместными силами МАЗа и КАМАЗа. Готовы детально обсудить этот вопрос. Даже если это производство займет несколько лет, для наших стран это будет выгодный проект. Десятки тысяч предприятий будут стоять в очереди за нашим седельным тягачом. При этом ставка должна быть на отечественное производство. Должны создать транспорт своими силами.
Евгений МОСКВИЧЕВ, председатель Комиссии ПС по транспорту


ОБРАЗЕЦ ДЛЯ ПОДРАЖАНИЯ


Транспорт, дорожно-строительную, карьерную и сельхозтехнику нужно модернизировать.


Председатель Комиссии ПС по промышленности и торговле Сергей Митин акцентировал внимание на аграрном секторе. В наших странах отрасль экономики развита, каждая посевная и уборочная кампании требуют огромных объемов топлива, соответственно, переход с дизельного моторного топлива на газомоторное мог бы дать колоссальный финансовый и экологический эффект:

- Россия увеличила экспорт продукции АПК до 45 миллиардов долларов. Что касается техники: из 387 тысяч тракторов 53 процента произвели в Беларуси. Сколько из них сегодня на газомоторном топливе? Каждый год в России тратят около шести миллионов тонн дизеля. А у нас разные климатические условия: когда в Мурманске лежит снег, на юге уже вспахивают землю. И цена на топливо резко растет. Давайте активнее переводить технику на газ. Привезем образцы в частные хозяйства, колхозы и покажем, как все работает и какая выгода получается.

Гордиться есть чем. «Гомсельмаш» не первый год выпускает комбайн на газовом топливе. А представители БелАЗа рассказали, что производственные мощности компании позволяют вместе с российскими и китайскими коллегами производить самосвалы на СПГ. Не отстает и МАЗ.

По мнению парламентариев, следует провести комплексную работу по диверсификации используемых видов топлива на городском пассажирском и магистральном грузовом транспорте, а также в дорожно-строительной, карьерной и сельскохозяйственной технике.

ПЛЮС ЗАВОД


Автопарк на экологичном топливе нужно активно расширять.


На начало 2024 года в России было больше восьмисот газозаправочных станций - почти в четыре раза больше, чем в 2012 году.

Но авто на метане - всего крошечный процент от общего числа техники. Газозаправочные станции особо не загружены. Основная причина нежелания водителей переходить на метан - высокая стоимость установки газобаллонного оборудования. Но, как заверила генеральный директор компании «Газпром гелий сервис» Любовь Бриш, вложения окупаются, можно существенно сэкономить на топливе. Важна и поддержка государства, например, возможность установить спецоборудование за счет госсубсидий. Эксперт также рассказала, что в Беларуси заинтересованы в производстве сжиженного природного газа:

- Договорились с Правительством Беларуси о строительстве завода по аналогии с таким же производством в Волгоградской области.

Ноу-хау расположится на территории «Великого камня». Годовой объем производства СПГ составит 3,6 тысячи тонн, основными потребителями будут МАЗ и БелАЗ. Подписали соглашение о сотрудничестве с БелАЗом и российской компанией «Кузбассразрезуголь» о форматировании газомоторного кластера карьерных самосвалов.

Не обошлось без ложки дегтя. Эксперты сошлись во мнении: тормозит развитие рынка газомоторного топлива недостаточный уровень развития заправочной и сервисной инфраструктуры и загвоздки в нормативно-правовой базе, низкий спрос на технику на экотопливе, дефицит информации о его преимуществах.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Генсек НАТО утверждает, что военные КНДР уже задействованы в Курской области
  2. Латвийский журналист Юрий Алексеев намерен просить политического убежища в Беларуси
  3. Украинский коптер атаковал машину в Курской области, погибли два человека
  4. Жозеп Боррель: Украинский конфликт сейчас отошел на второй план
  5. В Финляндии начали конфискацию госимущества РФ
  6. Астраханская и Могилевская области подписали новое соглашение о сотрудничестве
  7. Путин заявил о рекордно низком уровне безработицы
  8. Владимир Путин: Российская промышленность задает хороший опережающий тон
  9. Бориса Грызлова и Владимира Андрейченко наградили Почетной грамотой Парламентского Собрания
  10. Instasamka станет солисткой группы «Ленинград»
  11. Владимир Путин: России угрожать бессмысленно. Нас это только взбадривает
  12. Bild: Россия намерена до конца 2026 года взять под контроль Харьков и Днепр
  13. Александр Лукашенко: Минск готов участвовать в модернизации морского порта на Сахалине
  14. Лукашенко заявил, что Беларусь и Россия могут выйти на полное импортозамещение
  15. Лукашенко заявил о планах 5 декабря провести Высший госсовет Союзного государства

Парламентское Собрание

Парламентарии убеждены, что на социальные мероприятия нельзя жалеть денег, ведь они – лицо Союзного государства

Парламентское собрание РФ и Беларуси решает социальные вопросы Автор Максим Чижиков

Политика

Александр Лукашенко: Высший Госсовет состоится в декабре

Александр Лукашенко: Высший Госсовет состоится в декабре Автор Михаил Васильев

МНЕНИЯ

Отдайте нам Чубайса!

Валерий Чумаков

Начать процедуру экстрадиции бывшего главы РАО «ЕЭС России» призвал спикер Государственной Думы Вячеслав Володин


Западу настал полный БРИКС

Анатолий Заусайлов

Саммит в Казани показал, что изолировать Россию невозможно

Полет «хромой утки»

Анатолий Заусайлов

Джо Байден все-таки добрался до Германии

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также