Иннопром-2024: Новинки белорусской промышленности заинтересовали посетителей и иностранные компании
Звездой выставки стал седельный тягач MAZ-X
РАДУЕТ ГЛАЗ
Одной из самых ожидаемых презентаций на белорусском стенде выставки «Иннопром» в Екатеринбурге стал седельный тягач MAZ-X. Внимание к этому железному жеребцу было приковано задолго до ее старта. Скоро новые гибридные «МАЗы» будут колесить по дорогам не только Союзного государства, но и стран ШОС. Например, Китая, Таджикистана, Казахстана.
MAZ-X оснащен низкопольной кабиной, просторной настолько, что позволяет водителю встать в полный рост. Он предназначен для работы в составе автопоезда и способен везти за собой полуприцеп массой до сорока тонн. Тягач оснащен специальным двигателем, работающим в одной связке с электрогенератором. Он подает электричество на моторы, приводящие в движения задние колеса. Это экономит топливо и увеличивает запас хода.
По словам министра промышленности Беларуси Александра Ефимова, все испытания для нового тягача планируют завершить к 2027 году. Тогда автомобиль запустят в серийное производство.
- Это гибрид, достаточно высокоэффективная машина, которая может преодолевать на одной заправке расстояния больше трех тысяч километров, - рассказал он. - Концепт уникальный, рассчитываем, что в серийном исполнении машина будет абсолютно в рыночной цене.
Еще немного деталей о новом MAZ-X. В нем будет два увеличенных посадочных места, куда точно поместятся водитель и его спутник. Например, экспедитор. И пообедать где будет - кабина оснащена специальной зоной с откидными столиками и даже техникой: мультиваркой и чайником.
ДЕНЬГИ ИЗ ВЕТРА
Суровое ноу-хау от белорусов называется скромно - BELAZ 7513М2. Огромный карьерный самосвал, знаменитый на весь мир, сможет питаться буквально воздухом. В обозримом будущем многотонные монстры будут ездить на водородном топливе, которое можно добывать буквально где угодно.
Сейчас подобный «БелАЗ» уже прошел испытания в Жодино. Там готовы выпустить опытную партию первых водородных самосвалов, вопрос только в реальных испытаниях. Сейчас ищут предприятие, которое отважится первым в мире опробовать такие машины на своих карьерах.
По словам специалистов, в обслуживании он не так уж и сложен. Заправляют его так же, как и ее дизельных собратьев. При этом водородный «БелАЗ» на тридцать-сорок процентов экономичнее.
Водород можно получать на самом предприятии. На Сахалине есть проект ветропарка, турбины которого генерируют электроэнергию. Далее при помощи электролиза вода разлагается на кислород и водород. Водород «сжимается», и им заправляют автомобиль.
ТЕЛЕВИЗОРЫ ИЗ БУДУЩЕГО
Знаменитый белорусский холдинг «Горизонт» представил на своем стенде сразу несколько необычных устройств, которые придутся по душе любителям высоких технологий у себя дома. Речь, например, о беспроводном сенсорном телевизоре с возможностью подключить телевидение без антенны.
Другое ноу-хау - миниатюрный персональный компьютер H-top MAK. Такие еще называют «неттопами». ПК размером с коробочку, при этом на «борту» у нее шестнадцать гигабайт оперативной памяти и новый процессор.
«ОСВЕЮ» БЫТЬ!
Авиаконструкторы уже приступили к разработке первого союзного самолета.
Главными гостями «Иннопрома» в Екатеринбурге стали премьер-министры России и Беларуси Михаил Мишустин и Роман Головченко. Последний рассказал об одной из главных новостей: белорусско-российскому легкомоторному самолету «Освей» - быть! Инженеры уже приступили к проектированию «птички».
- Буквально месяц назад подписали договор между Уральским заводом гражданской авиации и белорусской организацией на проектирование самолета, выдано техническое задание и специалисты приступили к соответствующей работе. Идем в графике, - рассказал Роман Головченко во время встречи с губернатором Свердловской области Евгением Куйвашевым.
Первый союзный самолет планируют выпустить уже в 2026 году, а план производства расписан аж до 2038 года. К этому времени с конвейеров должно сойти не меньше 178 фюзеляжей.
ВАЖНЫЙ «ГЕНЕРАЛ» И СВЕРХЭЛЕКТРИЧКА
Комфортные и скоростные - российские компании представили свои разработки.
Отечественный электробус с армейским названием «Генерал» встречал гостей выставки еще в городе: он возил их от метро до «Экспоцентра». Машина на восемьдесят процентов состоит из российских комплектующих.
Немного технических особенностей «Генерала». Электробус вмещает в себя до ста пассажиров. Тяговые батареи могут заряжаться тремя разными способами. Для города - более чем.
На борту климат-контроль, подсветка и места для колясок. Уже три города заинтересовались «Генералами». Общая сумма заказов - два миллиарда рублей. Электробусы соберут в Энгельсе. Кроме того, еще одного «офицера» выведут на линию в Екатеринбурге.
Другая новинка ждала прямо на входе. Речь о полноразмерном макете вагона будущего высокоскоростного российского поезда. Такие составы планируют запустить по ВСМ между Москвой и Петербургом в 2028 году. Они будут «летать» со скоростью до четырехсот километров в час. Магистраль также пройдет через Великий Новгород, Валдай и Новую Тверь.
ТРИ ЖЕЛЕЗНЫХ БРАТА
Технологическая интеграция наших стран идет семимильными шагами.
По словам премьер-министра России Михаила Мишустина, совсем недавно товарооборот между Минском и Москвой обновил очередной рекорд, а в ближайших планах - открытие целого ряда высокотехнологичных производств.
- Президент России Владимир Путин на Санкт-Петербургском международном экономическом форуме заявил о готовности создавать с заинтересованными государствами полноформатные, технологические и промышленные партнерства на равных. И ключевой приоритет - укрепление связей с дружественными экономиками, - сказал глава российского правительства. - Особое внимание уделили союзному станку, который в этом году презентовали в Екатеринбурге. В его создании участвуют четыре белорусских предприятия: «СтанкоГомель», завод «Красный борец», Гомельский завод станков и узлов и Станкостроительный завод имени Кирова.
Идея в том, чтобы создать полную локализацию производства взамен западным аналогам. В мае в Москве презентовали два агрегата: ленточно-отрезной автоматический и протяжной горизонтальный. В Екатеринбурге же публика увидела их третьего собрата - консольно-фрезерный станок с ЧПУ.