САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Экономика

Автор Борис Орехов

50 лет назад стартовал самый грандиозный проект XX века - строительство Байкало-Амурской магистрали

Легендарную железную дорогу строила вся великая советская страна

Комсомольско-молодёжные отряды на БАМ ехали с большим воодушевлением.
Фото: РИА Новости


ПРИДУМАЛИ ЕЩЕ ПРИ ЦАРЕ


Но началу предшествовал очень длинный и порою драматический пролог.

Железную дорогу, протяженностью больше четырех тысяч километров, задумали еще при царе-батюшке Николае II. Экспедиция военных инженеров даже разведала участок от Усть-Кута до реки Муи (там сейчас, как раз проходит, трасса) и вынесла вердикт, что сооружение «транспортной линии в этих местах не представляется возможным».
К задумке вернулись уже при Советской власти. В 1932 году появился даже специальный декрет. Однако попытка призвать добровольцев на стройку окончилась тогда провалом. Из необходимых тридцати тысяч человек удалось привлечь около лишь двух. Решение – бесплатный труд заключенных.

Реализацию проекта поручили особому управлению ОГПУ. И первыми строителями стали узники ГУЛАГа. Успели проложить несколько десятков километров, но тут грянула Великая Отечественная война. И проект пришлось опять задвинуть на потом. А уже смонтированные участки разбирали и отправляли рельсы на нужды фронта. Например, на Волгу, где в 1942 строили пути к Сталинграду, чтобы подвозить войска, технику и снаряды для предстоящего грандиозного наступления.

КОМСОМОЛЬЦЫ, ВПЕРЕД!


После войны работы пытались возобновить. Построили 1200 километров – начальный и концевой участки пути. Но потом опять дали отбой. Слишком дорого. Деньги порез нужны на восстановление страны. Дорога подождет.

А тут бац – геологи открыли в Восточной Сибири грандиозные запасы нефти, газа, руды. Но без дороги их никак не освоишь. Выход один - строить. Военный фактор, опять же. Отношения с Китаем тогда обострялись, и в случае серьезного конфликта перебрасывать войска было можно только по железке.

Насчет необходимых кадров, сделали ставку на молодежь. Партия сказала: «Надо!» - комсомол ответил: «Есть!». На XVII съезде ВЛКСМ в апреле 1974 года БАМ был объявлен всесоюзной ударной комсомольской стройкой. И прямо из Кремлевского дворца тайгу отправился первый молодежный десант – 600 человек.

ВОЛОСЫ ПРИМОРАЖИВАЛИСЬ К ПОДУШКЕ


Они же первыми ощутили на себе все «прелести» сибирского экстрима. Летом полчища комаров, зимой морозы за минус 50 и сугробы в человеческий рост. Жилье в палатках и вагончиках.

- Случалось, утром просыпались, а волосы к подушке примерзли, как приклеились. И на глаза не можешь открыть – ресницы льдом прихватило. Но мы были молодыми, нас ничего не пугало. Романтика! Я сейчас вспоминаю те дни, как самое лучшее время, - рассказывает один из первопроходцев Иван Соколов.

За ними на стройку века отравились уже тысячи смельчаков. Ехали целыми поездами.

- Причем, люди разных профессий. У меня в бригаде были девчонки-учительницы, воспитательницы детских садов. Некоторые отправлялись на стройку сразу после школы. Представьте, мне тогда было 23 года, и в нашей бригаде я был самым старшим. Но не ныли, не пищали. И дружно жили – была взаимовыручка невероятная, - вспоминает участник стройки Леонид Казаков.

ТАЕЖНОЕ «ЧИСТИЛИЩЕ»


Вкалывали ребята на совесть. Если надо, целыми сутками. Тянули «железку» через вековую тайгу, болота, горные хребты. На многих участках глубина вечной мерзлоты достигала сотен метров. Вгрызались! Техника, разумеется, была. Но хватало и ручной работы. Порой не могли просто разогнуть пальцы на руках, потому что целый день в них была лопата, лом и шпалоподбойка.

- Но никто не ныл, не пищал. Была цель. И мы упрямо шли вперед. Понимали: это нужно Родине. Бамовцы – вообще особая когорта людей. Мы строили трассу, трасса строила, закаляла нас. Я проработал там восемь лет, с самого начала. И за все это время из нашей бригады сбежали домой всего четыре человек. Кто-то уезжал, но потом все равно возвращался - говорит ветеран легендарной дороги Алексей Кузнецов.

За всего годы через бамовское «чистилище» прошло больше двух миллионов человек. В пиковые периоды там работали одновременно 130 000 строителей. Трассу в буквальном смысле прокладывал весь Советский Союз. Многие станции и населенные пункты возводили одной республикой или городом. Так Северобайкальск построен ленинградцами. Станция «Алонка» – молдаванами, «Новый Ургал» - украинцами, «Новый Уоян» - литовцами. Трудами москвичей построена столица БАМа – сорокатысячная Тында. Город, словно, один большой монумент эпохи освоения Сибири. Архитектура без излишеств. Все просто, и главное - надежно.

50 лет назад стартовал самый грандиозный проект XX века - строительство Байкало-Амурской магистрали

Сейчас магистраль живёт и востребована. 
Фото: Станислав Красильников / РИА Новости


СЯБРОВ МОЗОЛИСТЫЕ РУКИ


Весомый в общее дело внесли представители и тогда, и сейчас союзной республики


В 1975 году в Белоруссии объявили комсомольский призыв. И в тайгу рванул народ со всей Синеокой. Брали по конкурсу – на одно место претендовали бывало сразу пятнадцать ребят. Такой был порыв. Поначалу из-за сложных бытовых условий на месте отказывали семейным или тем, кто собирался пожениться. И тогда парни и девушки забирали заявления из загсов, и все равно ехали вместе просто без штампа в паспорте.

- Мы взялись за строительство поселка Серебряный Бор - от первого колышка до последнего кирпичика. Грунт - промерзшая скальная порода. Ее можно «клевать» только кирками, которых у нас не было. Поэтому первое, что мы сделали - отыскали кузницы, где сами выковали кирки для работы, - вспоминает командир одного из первых студотрядов БГУ Владимир Карягин.

Всего в «стройке века» участвовали больше шестидесяти тысяч белорусов. Помимо, Серебряного бора, возвели с нуля станцию и поселок Золотинка. У белорусских БАМовцев существовал даже свой гимн - песня «Золотинка» Игоря Лученка. Проложили сквозь нехоженую чащу дорогу к Нерюнгринскому угольному разрезу. А главное возвели в городке Шимановск на берегу реки Большая Пера комбинат стройндустрии. После чего на БАМ начались бесперебойные поставки бетона, цемента, щебенки, арматуры, панелей для жилых домов, сменявших, наконец времянки.

ЖАХНУЛИ ПО «СЕВЕРНОМУ СИЯНИЮ»


Мозолистую свою руку сябры приложили и к эпохальному для магистрали событию – укладке «золотого звена», состыковавшего шедшие навстречу друг другу западную и восточную ветки пути. Это случилось 1 октября 1984 года. Победу, конечно, отметили – «Северным сиянием».

- Какие стаканы, что вы! Наливали шампанское и коньяк прямо в свои монтажные каски – и из касок пили. И с того времени у нас традиция такая, когда встречаемся обязательно повторяем ту праздничную процедуру, - улыбается, тогдашний бригадир проходчиков Василий Изотов.

А уже через три недели по магистрали, которая пересекла всю Восточную Сибирь и Дальний Восток пошли поезда. Мечта, почти век казавшаяся неосуществимой, стала реальностью. Затраты превысили запланированные в четыре раза, составив в итоге почти восемнадцать миллиардов полновесных советских рублей. Цифры, сопоставимые с вложениями СССР в космическую отрасль.

РАСПИСАНИЕ НА ЗАВТРА

Трассу ждут колоссальные перемены


Окончательной датой завершения строительства БАМА считается 5 декабря 2003 года, когда открылось движение по Северомуйскому тоннелю. По своей протяженности – 15,343 километра – он является самым длинным тоннелем в России и пятым в мире. По условиям строительства он не имеет аналогов: вечная мерзлота, обилие подземных вод, осыпи, обвалы, тектонические разломы. Проходчики с Восточного и Западного участков, с перерывами, пробивались навстречу друг другу целых 26 лет. Сработали ювелирно – при сбойке путей отклонения составили всего лишь несколько миллиметров.

Но на этом история не заканчивается. В своем послании Федеральному собранию Владимир Путин анонсировал значительное расширение провозной способности Байкало-Амурской магистрали. 

- В свое время мы, извините за моветон, «зевнули» немножко. Вовремя кое-что не сделали. Ну, ладно, теперь должны наверстать, и наверстаем, - уверен президент.
Развитие магистрали это, в первую очередь, строительство еще 2000 тысяч километров путей, на тех участках, где это возможно, и дальнейшая дороги, которая на большей части обслуживается пока тепловозным транспортом. Сооружение трех новых тоннелей, в том числе, дублера Северомуйского, и нескольких мостов через реки.   Основная цель - увеличение грузопотока с нынешних 12-14 до 30-50 миллионов тонн в год. Россия развернулась на Восток. И время снова гудит – БАМ.

В ЧЕСТЬ ЛЕГЕНДАРНОГО ГЛАВРЕДА


Отныне одна из станций на БАМе будет носить имя Владимира Сунгоркина.

Такое решение компания «РЖД» приняла в честь юбилея дороги. Станция находится рядом с поселком Душкачан в районе Бурятии на 1095-м километре трассы. Легендарный главред «Комсомольской правды» приехал на БАМ собкором «КП » в 22 года. И проработал на разных участках магистрали с 1976 по 1985 год.

Именно из его ярких репортажей страна узнавала о героическом труде строителей. Ветераны-бамовцы стали инициаторами того, чтобы увековечить его имя.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Смирнов рассказал о мародерства ВСУ в курском приграничье
  2. Сенатор высказалась о переходе главы МИД Венгрии на русский язык
  3. С 1 января в Беларуси увеличится базовая ставка бюджетников
  4. Захарова указала на ненужность беженцев с Украины в Швейцарии
  5. За участниками СВО рабочие места будут сохраняться на весь срок контракта
  6. Вячеслав Володин напомнил, какие законы вступают в силу в ноябре
  7. Беларусь и Россия представят концепцию безопасности Союзного государства
  8. Лукашенко рассказал, что в 2022 году ему звонили украинские генералы, чтобы остановить бои под Киевом и сдаться в плен
  9. Сергей Лавров исключил возможность окончания украинского конфликта ничьей
  10. Сергей Лавров: Беларусь не направляла Украине приглашение на Минскую конференцию
  11. Лавров назвал «формулу мира» тупой, а «план победы» Зеленского шизофреническим
  12. Владимир Путин обсудил с Маратом Хуснуллиным строительство жилья и дорог
  13. Лавров: Беларусь и Россия завершают подготовку двустороннего межгосударственного договора о гарантиях безопасности
  14. Российская армия взяла под контроль Ясную Поляну в ДНР
  15. Олег Гайдукевич подал документы в ЦИК для выдвижения кандидатом в Президенты Беларуси

Парламентское Собрание

Парламентарии убеждены, что на социальные мероприятия нельзя жалеть денег, ведь они – лицо Союзного государства

Парламентское собрание РФ и Беларуси решает социальные вопросы Автор Максим Чижиков

Политика

Константин Сивков: 5 ноября США будут выбирать между глобалистами и антиглобалистами

Военный эксперт, политолог, заместитель президента Российской академии ракетных и артиллерийских наук Константин Сивков о схватке глобалистов и антиглобалистов накануне выборов в США.

МНЕНИЯ

Преднамеренное злодейство

Павел Родионов

Сербы в очередной раз показали, что помнят, кто освобождал Европу от нацизма

Клин клином вышибаем

Олег Зинченко

Когда франко-англосаксоны угомонятся, весь западный мир окажется должным России денег

Западу не нравится «Грузинская мечта»

Анатолий Заусайлов

Вот он и раскачивает лодку протестов в Тбилиси


ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также