Российско-белорусская компания больше не нуждается в западных странах
Сейчас на основе белорусского техуглерода разрабатывают радиопротекторные материалы
СИМВОЛ ПРОГРЕССА
В фантастическом романе Ричарда Моргана с помощью видоизмененного углерода человечество достигает бессмертия. Компания Омск Карбон Групп пока не так амбициозна, но кто знает? Время бежит быстро. И развитие этого предприятия тоже в своем роде фантастика.
Ровно восемьдесят лет назад в голой степи вырос Омский сажевый завод. Тогда технический углерод назывался сажей. Прямо не завод, а Золушка какая-то.
Среди 130 сотрудников только у четверых было высшее образование, а мощность составляла десять тысяч тонн продукции в год.
Теперь же компания выпускает 36 марок этого продукта в России и Беларуси, включает в себя три завода, войдя в десятку мировых лидеров по объемам производства техуглерода. Где же применяется технический углерод? Диапазон огромный - от шин и электрических кабелей до источников питания и полиграфии.
- Технический углерод - символ научно-технического прогресса сегодняшнего дня, - уверен Председатель совета директоров Валерий Каплунат. - Мы стремимся равновесно продвигать нашу продукцию на разных рынках, чтобы никакие санкции, никакие политические шаги не помешали развитию нашего предприятия и отечественной экономики.
В АВАНГАРДЕ СНГ
На самом деле выгоду получают сразу две отечественные экономики - российская и белорусская. Помимо заводов в Омске и Волгограде, построено с нуля предприятие в Могилеве.
«Омск Карбон Могилев» – яркий и успешный пример промышленной кооперации экономик Беларуси и России. Его продукция фактически устранила импортозависимость Беларуси в области поставок технического углерода.
До санкций против стран Союзного государства семьдесят процентов продукта уходило в 34 страны мира, в основном в Европу. Теперь идет переориентация на азиатские рынки. Но главный приоритет, конечно же, – промышленность СГ.
По общему производства Омск Карбон Групп занимает первое место в России и СНГ. При этом баланс между эффективностью, защитой окружающей среды и безопасностью в компании неизменно сохраняют.
«ЖАЛКИЕ» ПРОЦЕНТЫ
Казалось бы - чего сложного? В печь подают нефтепродукт, а с другой стороны – газ. Когда нефтепродукт сгорает, то, что от него осталось, собирается на фильтрах - это и есть техуглерод. Но от сырья зависит, какая марка получится – из пиролизной смолы одна, из каталитического газойля (так называемое газовое масло) – другая, и так далее. Уловленный техуглерод подают в специальную систему мокрой грануляции, после чего сушат и фасуют в тару. Если кажется, что это просто, - попробуйте сами.
Хотя «Омск Карбон Групп» занимал только пятнадцать процентов рынка в ЕС (основные объемы поставляют США), заменить эти проценты к сегодняшнему моменту у них так и не вышло.
- «Мы произвели перезагрузку, и наш передовой продукт по-прежнему востребован в мировом экономическом пространстве. Мы ищем и находим новые резервы, - комментирует Валерий Каплунат. - Наша стратегия обусловлена жесткой конкуренцией и имеет ярко выраженный научный характер. Мы готовы встраиваться в технологическую цепочку предприятий, давая им конкурентное преимущество. С точки зрения географии, приоритетным остается азиатское направление и насыщение внутреннего рынка».
СТОП, РАДИАЦИЯ
«Омск Карбон Могилев» сотрудничает и с белорусскими учеными. Еще в 2019 году предприятие подписало соглашение с Институтом природопользования НАН Беларуси.
Для исследования физико-химических свойств технического углерода Могилевская площадка предоставляла в Институт образцы нескольких марок продукции. Ряд первичных испытаний был успешно проведен. Речь идет о создании на основе белорусского техуглерода радиопротекторных материалов для предотвращения поступления радиоактивного Cs137 (цезия 137) в животноводческую продукцию для снижения влияния последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС 1986 года.