«Ангара-А5» приходит на смену космическому старичку «Протону»
Новый российский космический «тяжеловес» стартовал с Восточного
СТРОПТИВЫЙ ХАРАКТЕР
Российская космонавтика к своему празднику, 12 апреля, сделала себе отличный подарок. 11-го числа на космодроме Восточный состоялся первый запуск тяжелой ракеты-носителя «Ангара-А5». Изначально старт планировался на 9 апреля, но его отменили за две минуты до пуска - из-за сбоя системы наддува бака окислителя центрального блока. Вторую попытку назначили на следующий день. Но полет снова отменили за считаные секунды до старта - на этот раз из-за проблем в системе контроля запуска двигателя.
- Это было испытание и стартового комплекса на Восточном: он практически полностью автоматизирован. Много датчиков. Вот система и обнаружила отклонения от нормы, - говорит академик Российской академии космонавтики имени Циолковского Игорь Маринин.
Такие переносы при испытаниях на самом деле не редкость. Эти инциденты помогают выявить потенциальные источники проблем. В следующий раз их можно будет избежать.
И вот наконец, с третьей попытки, долгожданный запуск ракеты состоялся. Со строптивым характером «Ангары» сладили.
До этого ракета трижды успешно стартовала из Плесецка. Но космодром в Архангельской области - площадка, которая изначально не задумана для использования в гражданских целях. Она и так прилично загружена.
К тому же Восточный находится южнее, чем Плесецк, а значит, ближе к экватору, и, соответственно, оттуда можно запускать ракету с более весомыми грузами, а топлива будет сжигаться меньше: экономия налицо.
Особенность этого комплекса в Амурской области еще и в том, что он универсален. Отсюда в перспективе смогут стартовать ракеты тяжелого класса с разными модификациями разгонных блоков, в том числе на основе водородного топлива, над которыми уже работают, а также пилотируемые корабли.
ЗАМЕНА «ПРОТОНУ»
«Ангара-А5» приходит на смену космическому старичку «Протону» (ракеты этой серии были созданы шестьдесят лет назад), который запускали только с Байконура. Теперь все типы ракет могут стартовать с российской территории. А значит, космическая программа не будет зависеть от отношений и договоренностей с Казахстаном.
Уникальность «Ангары» - в ее модульности. Ракету, как конструктор, можно собирать из разного количества блоков. В ее конструкции - варианты ракетоносителя от легкого до тяжелого класса. А еще, в отличие от «Протона-М», который работает на ядовитом гептиле, новый космический грузовик использует экологически чистую топливную пару - керосин и жидкий кислород.
Запуск стал первым и для разгонного блока «Орион», который успешно доставил на орбиту полезную нагрузку, в частности малый космический аппарат «Гагаринец».
Тяжелые ракеты - самые важные. Эти рабочие лошадки способны на то, что не под силу другим: вывести на орбиту спутники связи, метеоспутники, модули орбитальной станции.
Причем не просто на орбиту, а на геостационарную, необходимую именно для обеспечения космической связи, которая имеет принципиальное значение и для нашей обороноспособности, и для бытового комфорта.
Грузоподъемность «Ангары» 23 - 24 тонны - примерный вес одного модуля будущей Российской орбитальной станции, которую планируют развернуть к 2027 году. Ракета с водородным блоком сможет поднять уже до 38 тонн, что позволит космическому тяжеловесу запускать лунные станции «Луна-26» и «Луна-27». «Ангара» также может участвовать в проекте «Сфера» (аналог американской Starlink), предусматривающем запуск сотен спутников и космических аппаратов для бесперебойной связи, включая интернет-доступ, по всей России.
- Нам предстоит очень много работы с этой ракетой. А еще в 2028 году будем запускать ею пилотируемый корабль, - заявил глава Роскосмоса Юрий Борисов.
ОСТОРОЖНО, МЕТЕОРИТНЫЙ ДОЖДЬ
В Москве к празднику установили неземные дорожные знаки
Самые массовые гулянья по случаю Дня космонавтики прошли на ВДНХ. И это не случайно, ведь соседние с выставкой районы тесно переплетены с покорением звездных пространств: тут и Музей космонавтики, и дом-музей Сергея Королева. Даже названия улиц и гостиниц связаны с покорением космоса.
Все началось с шествия «Заряд в будущее» в сопровождении оркестра Минобороны. А для молодоженов, заключавших брак на ВДНХ, в подарок от корпорации «Роскосмос» - сертификат на посещение космодрома Байконур. И, конечно, состоялся большой праздничный концерт, в котором участвовала группа «Земляне».
Ко Дню космонавтики в Москве установили и «космические» дорожные знаки: в районе ВДНХ, на Мясницкой улице и возле Кремля. Так, например, над идущим по пешеходному переходу человеком нависает летающая тарелка, а автобус наполняют люди в скафандрах. Под некоторыми знаками вывесили таблички: «Вы приближаетесь к горизонту событий!», «Осторожно, метеоритный дождь!», «Остановка на Земле запрещена».
В столице также частично воссоздали легендарный проезд Юрия Гагарина из аэропорта Внуково после возвращения из полета. Кортеж проехал по Ленинскому проспекту. Ретроавтомобили стартовали от Института космических исследований и финишировали на смотровой площадке РАН.