В научно-практическом центре по земледелию НАН Беларуси делают ставку на сотрудничество с Россией
Специалисты районировали под запрос россиян полсотни новых сортов сельхозкультур
ГУДБАЙ, КОРПОРАЦИИ
Пока аграрии в Европе «удобряют» навозом городские площади в попытках выбить дотации из госбюджета, их белорусские коллеги уже вовсю бороздят поля. Посевная кампания набирает силу с каждым днем. Виды на урожай самые оптимистичные - природа благоволит.
- В последние лет пять мы стабильно получаем около десяти миллионов тонн зерна (включая рапс, кукурузу и другие культуры), - вводит в курс дела директор НПЦ по земледелию НАН Беларуси Сергей Кравцов. - Но что значит эта цифра для Беларуси? В среднем за год житель страны потребляет около ста килограммов хлебобулочных изделий. Но производим мы больше тонны зерна на каждого. Неплохо, правда?
Особенно в сравнении: в ЕС живет более четырехсот миллионов человек, на которых приходится 250 - 260 миллионов тонн зерна, в Китае на 1,4 миллиарда населения - около семисот миллионов тонн.
- Другое дело - Россия, где, как и у нас, сейчас имеют чуть больше миллиона тонн зерна на душу. Но так было не всегда. Скажем откровенно: помогли санкции, - без намека на иронию заявляет Сергей.
Рвануть вперед во многом удалось благодаря поддержке отечественных селекционеров и семеноводов.
- В какой-то момент наши аграрии оказались если не в полной, то в очень серьезной зависимости от импортных семян. Говоря простым языком, объегорили нас. В девяностые мировые аграрные корпорации начали предлагать свои семена (порой даже бесплатно), но с условием, что к ним в придачу будут идти и заграничные удобрения, гербициды и пестициды, сельхозтехника. Крупнейшие хозяйства получали гарантированный урожай, но какой ценой? Часть зерна по договоренностям нужно было отдать. При этом отечественные семеноводы оставались не у дел, наука не развивалась нормальными темпами. В итоге по некоторым культурам в той же России до санкций доля отечественных семян могла составлять меньше процента, - делится директор центра и повторяет: - Но санкции изменили ситуацию коренным образом.
За последние пять лет Россия полностью импортозаместила всю зерновую группу. А до конца 2024-го даже ввела ограничения на ввоз некоторых видов семян из недружественных стран. Это касается картофеля, пшеницы, ржи, ячменя, кукурузы, соевых бобов, подсолнечника и сахарной свеклы. В то же время белорусские специалисты районировали под запрос россиян полсотни новых сортов. Гудбай, корпорации! Справимся сами.
НАУКА ВНЕ ПОЛИТИКИ
НПЦ по земледелию заключил 36 договоров о сотрудничестве с российскими коллегами по обеспечению селекции и семеноводчества.
- Речь не только о приграничных регионах. Северо-запад, южные области, Сибирь и даже Камчатка - работаем со всеми. В наше время географические особенности имеют не такое значение, как раньше. Наука давно шагнула вперед: новые сорта и гибриды буквально программируем на компьютере. Говорить о чисто белорусских даже как-то некорректно. Ведь если возьмем последние разработки по кукурузе или рапсу, там будут и русские, и польские, и немецкие гены, - говорит Сергей Кравцов.
В Национальном банке семян генетических ресурсов хозяйственно полезных растений на базе центра хранят больше шестидесяти тысяч образцов со всего мира. Сформировали базовые, активные, признаковые, стержневые, генетические и ДНК-коллекции растений, не имеющие аналогов в мире.
Раньше, когда говорили про гибриды тех или иных культур, подразумевали исключительно импорт. А теперь спокойно создаем их своими силами.
- В Беларуси продолжают работать 42 фирмы по поставкам импортных семян кукурузы, рапса - двенадцать, зерновой группы - четырнадцать. Но если завтра они вдруг объявят санкции и ничего нам не привезут, посевная не остановится. Урожай по осени мы все равно соберем в привычных объемах, - уверенно заявляет директор центра. - Больше того, две недели назад к нам приезжали итальянцы, а два дня назад - голландцы. Говорят: хотим с вами сотрудничать. Пожалуйста, мы ни от кого не отгораживаемся и готовы работать с позиции национальных, союзных интересов. Наука остается вне политики, хотя конкуренцию тут никто не отменял.
ИНВЕСТИЦИИ В DOLCHE VITA
Чего не хватает для полного счастья? Сахарной свеклы. И белорусы, и россияне вынуждены закупать основной объем семян этой культуры за рубежом. Решать проблему планируем сообща, в том числе с помощью бюджета Союзного государства.
- Прямо сейчас сотрудники нашего центра занимаются разработкой конкретных предложений по созданию гибридов сахарной свеклы, кукурузы, рапса и озимой ржи. В будущем они могли бы стать полноценными союзными программами. Если ускоримся, получить гибриды, провести их испытания и передать в госкомиссии двух стран реально всего за три года, - считает Сергей Кравцов. - Тем более что работать мы начинаем не в чистом поле. В России есть три института сахарной свеклы, где работают тысячи людей, причем они расположены в разных климатических зонах. Есть такой и у нас. Мы постоянно на связи: вот недавно создали гибриды сорта сахарной свеклы «Алеся», один из них районирован в России. Но для полной «дольче виты» пока не хватает инвестиций и масштаба.
БЕЛОРУССКАЯ БУЛЬБА В БРЯНСКОМ МУНДИРЕ
Сябры предлагают иностранным компаниям вместе засеять экспериментальное поле.
- Миф о том, что импортные семена лучше отечественных, до сих пор сидит в головах у многих. Вот мы и подумали: было бы неплохо на практике сравнить все, что есть на нашем рынке. Без подвоха. Что выросло, то выросло, - рассказал Сергей Кравцов. - В итоге только одна компания откликнулась, но потом и она отозвала свое согласие. Вот вам и хваленое западное «качество»…
Но, с другой стороны, зачем далеко ходить? Просто посмотрите на Брянскую область, которая уже лидер в России по производству рапса и кукурузы.
- Мы сто процентов семян закупаем у Беларуси, - не скрывает губернатор Брянской области Александр Богомаз. - В 2022‑м взяли 250 тонн суперэлиты. Посеяли их и получили семь тысяч тонн семян, соответствующих уровню суперэлитных. Наш успех в том, что мы сотрудничаем с Беларусью и берем у нее самые лучшие сорта.
На Брянщине с участием белорусской стороны испытывают сорта озимой пшеницы, озимой ржи, ячменя, овса и гречихи, а также масличных культур. Сейчас брянские производители обратили внимание на белорусский опыт в промышленном производстве ягод. Партнерам интересны наработки в области выращивания черники, клюквы, малины.
А что по второму хлебу? Известно, что картофеля Брянская область собирает до 1,2 миллиона тонн в год. И что самое интересное - семенной материал тоже исключительно из Синеокой.
Справка «СВ»
На 122% Беларусь обеспечена семенами: при потребности в 158 тысяч тонн имеется 193 тысячи.