Сотни харвестеров и форвардеров отечественного производства работают в белорусских и российских лесах
Теперь лес валят не топорами и пилами, а умной техникой
Если бы фильм «Девчата» снимали в наше время, то у главного героя была бы не пила «Дружба», а харвестер от «Амкодора»
Пилы и топоры давно покинули наши леса - деревья не один десяток лет заготавливают с помощью умной техники. Харвестеры валят деревья, обрезают сучья, раскряжевывают хлысты на сортименты. Ему в помощь - форвардер, который предназначен для сбора, погрузки и транспортировки по лесовозным дорогам. Кабины укомплектованы компьютерами и джойстиками - работай играя! А программа сама посчитает, сколько и какой древесины заготовил работник лесхоза: ни украсть, ни схалтурить.
До недавних пор считалось, что важнейшие комплектующие для таких машин (например, тандемные мосты) могут выпускать только немцы. Они были монополистами на рынке. Но все изменилось!
Сейчас проходят испытания опытные образцы белорусского форвардера Amkodor FF1461 и харвестера Amkodor FH3061. Главное преимущество - максимальная локализация производства.
- Планировали использовать европейские комплектующие, но санкции подтолкнули к созданию собственной базы. Вместо немецких мостов и финских манипуляторов будут белорусские. Кипит работа над отечественной харвестерной головкой - в следующем году планируем выйти на производство, - рассказал заместитель генерального конструктора холдинга «Амкодор», главный конструктор машин для лесопромышленного комплекса Андрей Герман.
Начинали, конечно, не с нуля. Белорусы около двадцати лет целенаправленно занимаются лесными машинами. И успехи в этом есть. Сотни харвестеров и форвардеров отечественного производства работают не только в белорусских, но и в российских лесах. Дальше - больше. Россия выделила холдингу около 150 миллионов долларов для наращивания мощностей производства компонентной базы машин лесопромышленного комплекса.
- Свои комплектующие - это и безопасно в плане поставок, и выгодно с точки зрения экономики: иностранный харвестер на мировом рынке сейчас стоит около миллиона долларов, а наш - триста тысяч. Без инвестиций и поддержки государства создать такую технику невозможно. Вложения колоссальные, но отдача точно того стоит!
Один харвестер нового поколения заменяет тридцать человек с бензопилами и за час выполняет дневной объем работ.
- За два последних года мы создали двенадцать типов манипуляторов - у каждого своя задача. В Минлесхозе очень ждут машины малого класса для рубок ухода. Раньше такие закупали в Швеции - теперь делаем сами. Эти «малыши» помогают заготовить несколько миллионов кубометров древесины в год.
На российском рынке особенно востребованы многофункциональные восьмиколесные харвестеры и форвардеры нового поколения.
Эти гиганты обеспечивают проходимость и высокую производительность, например, в дремучих карельских чащах.