САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Экономика

Автор Максим Чижиков

В Ногинске освоили сборку белорусских дизельных двигателей

Ногинский завод топливной аппаратуры исторически тесно связан с Минским моторным заводом

Движки ждут испытания и покраски.
Фото: Максим Чижиков


Укатили? До свидания


Подмосковный Ногинск - город с богатой историей, в том числе и промышленной. Правда, много лет он был связан в первую очередь с текстильным производством. Как напоминание о славном прошлом - сохранившиеся корпуса не работающей Глуховской мануфактуры Морозовых. А неподалеку - уже настоящее: Ногинский завод топливной аппаратуры (НЗТА). Исторически со времен СССР он был тесно связан с Минским моторным заводом (ММЗ) - поставлял для его двигателей топливные насосы.

Поэтому логично, что именно в Ногинске на его территории еще в 2011 году открылся «Торговый дом ММЗ», чтобы, как говорят на предприятии, приблизить продукцию к потребителю (другие два филиала - в Тюмени и Ростове-на-Дону): продают не только двигатели, но и спецтехнику - дизель-генераторы, дизель-компрессоры и насосы. Но в 2022-м в рамках одних лишь поставок стало тесновато, жизнь заставила расширяться.

Тут и ниша освободилась, когда с российского рынка в одночасье «укатили» все западные производители малолитражных дизельных двигателей, в частности Kubota, Yanmar, Lombardini, Yidong. Владимирский моторо-тракторный завод, фактически единственный, кто выпускал подобные моторы в  РФ, приказал долго жить еще раньше, окончательно обанкротившись в 2021 году. На «китайцев» особого спроса тоже нет. А без своего «сердца»-мотора техника, понятное дело, заглохнет. Вот и решили в ММЗ расширить линейку и открыть свое производство в стране-соседке. Для начала - трехцилиндровых дизельных двигателей мощностью от 35 до пятидесяти лошадиных сил.

Сертификат качества


Таксист, по совпадению тоже белорус, уверенно везет меня на «точку». Здание ММЗ ни с каким другим в Ногинске не перепутаешь: заводская вывеска почти во всю стену, флаги наших стран бодро развеваются на ветру. Во дворе «кипит» погрузка товара потребителям. Тут офис, сборочный цех - в другом здании.

- Мы получаем СКД-комплекты, собираем здесь, доукомлектовываем, испытываем и окрашиваем. После чего поставляем российским заводам-изготовителям, - рассказывает заместитель директора «Торгового дома ММЗ» по коммерческим вопросам Богдан Найденов.
Основную часть двигателя привозят из Беларуси. Остальные - российские, их устанавливают на месте. Соседство с НЗТА позволяет взять их топливный насос. Пальцы и вкладыши привозят из Тамбова, форсунки - с Алтая, с завода АЗПИ, турбины - с предприятия «Турбокомплект» из подмосковного Протвино. Настоящий продукт Союзного государства.
Трехцилиндровые ММЗ-3LD устанавливают на дизель-генераторы, компрессоры, различные виды погрузчиков, дорожные катки российского производства. И это только небольшая часть списка.

Главный плюс - у дизелей ММЗ, собранных в Ногинске, есть так называемый сертификат СТ-1, выданный Торгово-промышленной палатой РФ, который свидетельствует о российском происхождении товара. Они таким образом попадают под требования Постановления № 719 Правительства России, которое позволяет отечественным предприятиям спокойно их использовать. А значит, техника с дизелями ММЗ-3LD может участвовать в муниципальных и госзакупках в нашей стране.

Собирают в Ногинске и моторы помощнее - четырехцилиндровые. За девять месяцев этого года поставили заказчикам 250 двигателей. Пусть цифра не сильно смущает, это направление в принципе не такое массовое, скорее средне- или даже малосерийное.
На следующий год у предприятия серьезные планы: многие заводы в России адаптируют свою технику под эти моторы. На ММЗ ждут, что спрос вырастет.

Патриотический конвейер


Уже около двух десятков российских предприятий используют их «движки», по ним можно изучать промышленную географию СГ: это заводы «Раскат» и дорожных машин из Рыбинска, Ковровский электро-механический завод, «Казаньсельмаш», «Башагромаш», «Промтрактор» из Чебоксар. Также их можно использовать на «ГАЗелях» и «УАЗиках». На них пока стоят бензиновые двигатели. При необходимости устанавливается и белорусский дизель: конструкция мотора позволяет.

Идем в цех на экскурсию: словно по заказу шедший с утра дождь прекратился и сквозь тучи даже выглянуло солнце. Цех ММЗ - самый яркий на огромной территории НЗТА. Внутри тоже все блестит, и это сразу бросается в глаза.

Возле входа выстроились деревянные ящики с комплектами. Рядом уже готовые собранные образцы - их ждет теперь испытание и покраска. Рабочие ловко колдуют над очередным агрегатом. Сборка двигателей в Ногинске - это своего рода детский конструктор, только для взрослых: собирают мотор по винтикам. Отдельное помещение - для проверки двигателей в «боевых» условиях. Тут все операции четко расписаны. Если обнаруживается брак, двигатель проверят вновь и устранят все неполадки. Есть еще цех покраски. Там тоже жизнь не стоит на месте: сейчас идет установка новой камеры. Теперь увеличится скорость покраски и ее качество. Затем моторы доукомплектуют и отправят на склад, ожидать заказчика.

В Ногинске освоили сборку белорусских дизельных двигателей


Имей в виду

За первое полугодие 2023-го на ММЗ произвели почти 26 тысяч двигателей, темпы роста - 2,1 процента . Доля отгрузки по Беларуси - 66 процентов, экспорт - 34 процента. Поставки за пределы страны выросли за шесть месяцев на семнадцать процентов.
Темпы роста экспорта двигателей в Россию за шесть месяцев текущего года по отношению к 2022-му составили 12,3 процента. За эти полгода Минский моторный завод начал сотрудничество с новыми предприятиями из Тулы, Ижевска, Калуги, Санкт-Петербурга, Самары.


Справка «СВ»

ММЗ - производитель современных дизельных, газодизельных, газопоршневых двигателей. В июле этого года заводу исполнилось шестьдесят лет. Специализируется на разработке, проектировании и изготовлении современных трех-, четырех-, шести- и восьмицилиндровых моторов.
На заводе выпускают больше сотни модификаций силовых машин в диапазоне мощности от семи до 330 киловатт, предназначенных для установки на сельскохозяйственную, дорожно-строительную технику, автомобили и автобусы, энергоустановки, компрессоры и другие агрегаты.
Двигатели ММЗ поставляют на конвейеры пятидесяти предприятий Беларуси, стран СНГ и дальнего зарубежья. География поставок насчитывает сейчас восемнадцать стран Европы, Азии, Африки.
Недавно предприятие разработало новый газовый двигатель на базе дизельного. Он работает на сжатом или сжиженном природном газе.


ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Белорусские пограничники задержали в Вороновском районе двух мужчин с беспилотниками
  2. Госдума ратифицировала соглашение с Алжиром о сотрудничестве в исследовании космоса
  3. Владимир Путин доволен развитием отношений Москвы и Астаны
  4. Александр Лукашенко прибыл с рабочим визитом в Казахстан на саммит ОДКБ
  5. В Севастополе продолжается отражение комбинированной атаки ВСУ
  6. Вячеслав Володин: Необходимо наполнить рынок профессиональными рабочими и не уповать на мигрантов
  7. Два человека погибли при ударе ВСУ тактическими ракетами в Курской области
  8. Владимир Путин проводит переговоры с Касым-Жомартом Токаевым
  9. Владимир Путин прибыл в Астану с двухдневным визитом
  10. Главная ёлка Беларуси засияет в Минске 10 декабря
  11. Итальянские наемники в рядах ВСУ пожаловались на отсутствие необходимого
  12. Economist: Потери Украины за время СВО могут составлять до 500 тысяч человек убитыми и ранеными
  13. СМИ: Не менее шести бомб было размещено на «Северных потоках»
  14. Совет Федерации одобрил закон о действии полиса ОСАГО на территории Беларуси
  15. Александр Лукашенко поучаствовал в неформальном обеде с семьей премьера Пакистана

Парламентское Собрание

Депутаты активно расчищают дорогу на пути российско-белорусского сотрудничества

История Парламентского Собрания насчитывает больше четверти века. Внушительный срок для любой международной структуры.

Политика

Вячеслав Володин - об ответе Западу: Россия себя защитит. И у нас есть, чем это сделать!

Наша страна вправе использовать свое вооружение против военных объектов тех государств, которые нас атакуют

МНЕНИЯ

Мясорубка для ВСУ - на полных оборотах!

Михаил Васильев

Потери Вооруженных сил Украины в конфликте с Россией могут достигать полумиллиона

«Орешник» предлагают вырубить

Валерий Чумаков

В российской Википедии пытаются удалить статью о новом ракетном комплексе

Хватит засорять язык!

Олег Зинченко

Почему у нас такая тяга к иностранным словам?

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также