Демарш Запада - это не только вызов, но и уникальный шанс занять пустующие ниши
Леонид Брич, заместитель председателя Комиссии ПС по экономической политике, промышленности и торговле, уверен, что народная мудрость - не было бы счастья, да несчастье помогло, - как нельзя лучше отражает ускоренные темпы нашего сотрудничества после безумных западных санкций
- Сегодня особое внимание уделяют развитию высокотехнологичных сфер. Чем мы можем гордиться?
- Беларусь сохранила и развивает заложенные в советские времена разработки в сфере микроэлектроники. Благодаря эффективной господдержке, привлечению инвестиций, разработке и внедрению в производство новых технологий в стране удалось сберечь уникальное высокотехнологичное производство.
Мы создаем новое поколение полупроводниковых приборов и интегральных микросхем, используя перспективные материалы и конструктивные решения. Несмотря на западные санкции, активно развиваем экономику, внедряем
в производство высокие технологии, новейшие IТ-разработки, реализуя на практике огромный научный потенциал. Такой подход - важнейший элемент технологической независимости и конкурентоспособности промышленности. Сегодня также успешно работаем над развитием космических технологий, медицины, биотехнологий, машиностроения, лазерной техники.
- Как выстраивается сотрудничество с Россией?
- Тесное научно-техническое взаимодействие Беларуси и России определяет перспективы развития наших стран. На крепком научном фундаменте базируются и согласованные президентами Беларуси и России 28 стратегических союзных программ. Ведь роль технологий в современном мире сложно переоценить. Без микроэлектроники невозможно представить развитие энергетики, машиностроения, химического и биотехнологического производств, авиа- и приборостроения, транспортных систем. Разработки специалистов предприятий «Планар», «Интеграл» помогут снизить зависимость от импортных поставок. Конечно, развитие инновационной экономики невозможно без опоры на национальные научные школы. На базе НАН Беларуси разрабатывают и изготавливают приборы, лазерную и измерительную технику, сложные программно-аппаратные комплексы космического назначения.
- Ваши прогнозы по развитию производства автомобилестроения в Союзном государстве?
- Поделюсь личным опытом. Если раньше отдавал предпочтение зарубежным авто, то сейчас с комфортом управляю белорусско-китайским автомобилем Geely. С уходом ряда западных производителей с рынка Союзного государства эти машины заняли освободившуюся нишу и на возросший спрос компания отвечает достойным предложением. Об этом говорит и статистика. Больше всего в 2022-м в Беларуси продали именно автомобилей этой марки.
Предприятие под Минском выпускает фары для белорусских и российских гигантов машиностроения. По качеству - не хуже западных конкурентов, которые ушли в санкционную тень. Основные покупатели белорусской продукции - ВАЗ и ГАЗ.
Еще один приоритет - создание электромобиля. В Беларуси есть потенциал в этой области, и его надо развивать. Ученые НАН создали серьезные разработки в тесном сотрудничестве с промышленными предприятиями страны. В том числе экспериментальные образцы беспилотной техники, среди которых трактор, грузовой электромобиль «МАЗ» и другие.
- На фоне ухода некоторых брендов отечественные производители не растерялись. Сможем укрепить потребительский патриотизм?
- Все, что мы выпускаем, - от одежды до продуктов - со знаком качества. Многие наши изделия уже завоевали доверие по всему миру. На Россию приходится восемьдесят процентов экспорта концерна «Беллегпром». До конца года в Грозном он планирует открыть концепт-стор «Да дому». Россияне заинтересованы в льняной и кожевенной продукции.
Предприятия создают новые товары высокого спроса, творчески подходят к обновлению ассортимента и повышению качества продукции. На сайте Министерства экономики есть перечень импортозамещающей продукции. В нем больше 2,7 тысячи позиций.
Продолжает активно работать по продвижению наших товаров и проводить мероприятия, направленные на повышение доли реализации отечественных товаров на внутреннем рынке МАРТ.
Законодательством для всех торговых объектов установили перечень обязательных к продаже продовольственных и непродовольственных товаров. Продвигаем отечественную продукцию. Производителям нужно использовать современные маркетинговые инструменты: открывать сети фирменной торговли, продавать через интернет-магазины, маркетплейсы.