САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Экономика

Автор Борис Орехов

Западные санкции против отечественного самолетостроения провалились

Мы выиграли битву за небо

МС-21 уже сейчас называют суперлайнером. Надежный и экономичный он непременно подвинет на рынке авиаперевозок конкурентов из Эйрбас и Боинг.
Фото: Пресс-служба ОАК


Недавний премьерный полет полностью импортозамещенного лайнера «Суперджет-100» стал знаковой вехой в истории отечественного авиапрома. И доказательством, что все старания заокеанских друзей приземлить нашу крылатую отрасль лопнули, как воздушный шарик.

Несъедобная начинка


Почему именно «Суперджет»? Потому что он, как никакой другой российский борт, был напичкан иностранной начинкой. На момент создания машины - на семьдесят процентов. Цель - повысить экспортный потенциал самолета.

В кооперации главное - надежность поставщиков. А здесь-то как раз Запад подложил нам большую свинью. В битве за пассажиров, читай за деньги, все средства хороши. Даже самые грязные. «Суперджет» в эксплуатации показал высокую надежность и экономическую эффективность. И грозил потеснить в ближнемагистральном сегменте европейских и американских конкурентов. И тогда в ход пошли санкции. А после начала СВО все кооперационные связи разорвали окончательно. Замаячила перспектива, что суперджеты замрут на земле из-за отсутствия забугорных комплектующих.

Заглянули за горизонт


Надо отдать должное прозорливости наших авиастроителей. Вариант с обнулением западных поставок они предвидели заранее. Программу импортозамещения для «Суперджета» начали еще в 2019 году. Это и позволило поднять в воздух машину с отечественными бортовыми системами меньше чем через два года после начала СВО и беспрецедентных санкций. От эскизного проекта до первого полета практически новой машины прошло всего четыре года. Срок - рекордный для мировой авиации.

Всего заменили порядка сорока систем и агрегатов, созданных на десятках предприятий Ростеха. Радиостанции и аппаратуру внутренней связи разработало НПП «Полет». Навигационную систему создали специалисты КРЭТ. На самолете установили отечественные шасси, вспомогательную силовую установку, системы управления, кондиционирования воздуха и многое другое.

Лайнер, по сути, пережил второе рождение. Родным, что самое важное, будет и двигатель - ПД-8, созданный в Рыбинске взамен французского SaM146. Первый полет капитально обновленной машины состоялся в конце августа. После сертификационных испытаний ее запустят в серийное производство. После чего тему импортозависимости «Суперджета» можно будет считать закрытой, надеемся, навсегда.

Ноу-хау


Помахали штатам ручкой


Отечественные технологии не имеют аналогов.
На заводе корпорации «Иркут» планируют начать производство еще одной прорывной крылатой, такой долгожданной новинки - лайнера МС-21.

Борьба без правил 


Этот среднемагистральный самолет очень нужен именно в России с ее огромными расстояниями. Дальность полета машины - больше пяти тысяч километров. Что позволит напрямую связать между собой европейскую часть страны с Дальним Востоком. В своем классе он станет лучшим в мире. Хотя в его истории был момент, когда казалось, что он никогда не поднимется. Постарались опять же наши «друзья».

Как и «Суперджет», МС-21 изначально создавали в кооперации с западными производителями. Пока те не поняли, что помогают русским создавать суперборт, который, встав на крыло, неминуемо подвинет в небе их «боинги» и «эйрбасы». И постарались приложить максимум усилий, чтобы проект прекратил свое существование. Изюминка лайнера - крыло из композитных материалов, которое также называют «черным». Оно позволяет значительно повысить летные характеристик лайнера. Такие материалы мы сами тогда не делали, полагаясь на импорт из США.

Чем и воспользовались заокеанские конкуренты, прекратив совсем поставки композитов в Россию.

- Просто хамство с нарушением всех общепризнанных принципов и правил, - жестко прокомментировал поступок американцев Владимир Путин.

Детали печатают на принтере


Многим специалистам казалось, что на программе МС-21 можно поставить крест. Но они ошиблись: уже в конце 2021 года самолет с крылом из отечественных композитов совершил первый полет. Производство полностью родных крыльев для МС-21 налажено сразу на двух заводах - «Аэрокомпозит-Ульяновск» и «КАПО-Композит» в Казани. Причем технология, созданная в России, не имеет аналогов. Крылья получаются прочнее и долговечнее, чем из западных материалов. Разобрались и с двигателем, помахав ручкой все тем же американцам. Вместо их Pratt & Whitney PW1400G в серию МС-21 пойдет с родным «пламенным сердцем» - ПД-14. Это, кстати, первый авиадвигатель, созданный с нуля в современной России.

Целый сгусток различных ноу-хау. Главное - он легче и экономичнее западных аналогов. К тому же часть деталей, а всего их в движке почти шесть тысяч, изготавливают с помощью 3D-печати, здесь мы стали мировыми пионерами. А ведь движок создать потруднее, чем сам самолет. Мы и тут уложились в рекордные сроки - десять лет, начиная от старта программы. Те же американцы свой Pratt & Whitney PW1400G мурыжили почти вдвое дольше. Теперь пускай сами на нем летают.

Мы в очередной раз доказали всему миру, что Россия была и остается авиационной супердержавой. Школа, основательно заложенная еще в советское время, никуда не делась. Нашим боевым самолетам нет равных в небе. Теперь мы и в гражданском секторе не только догоняем, но и обгоняем конкурентов, обеспечивая технологическую независимость страны, что в сегодняшней мировой ситуации просто жизненно необходимо.

Союзный борт


Подставили надежное плечо


К выпуску пассажирских лайнеров активно подключается Беларусь.

Собственных самолетов в Синеокой никогда еще не строили. Но в советское время здесь создали первоклассную базу по ремонту авиатехники сразу на нескольких предприятиях.

Уникальное наследство удалось не только сохранить, но и вплотную подойти к производству крылатых машин вместе с Россией. На крупнейшем в стране 558-м авиаремонтном заводе в Барановичах начали уже предметно прорабатывать возможность выпуска первого в истории страны самолета. Технические моменты обсуждают с Уральским заводом гражданской авиации. Уже подписали совместный план по разработке и серийному изготовлению двухмоторного регионального самолета.

- Сейчас одна из главных задач - принять решения о финансировании проекта, после чего работа пойдет более быстрыми темпами. И реализация может начаться в ближайшее время, - рассказал главный инженер предприятия Андрей Тучин.

О совместном проекте во время недавнего визита в Ярославль говорил и Посол РБ в РФ Дмитрий Крутой:

- Решение принято. Правда, пока говорить окончательно о модели, объемах финансирования и даже вместимости этого самолета рано. Проектные работы уже начались, и их окончание ожидается до конца года.

Речь, как уверяют эксперты, идет о выпуске аналога чешского девятнадцатиместного турбовинтового самолета L-410 с дальностью до 1,2 тысячи километров. Много лет его из западных комплектующих собирали на Урале. Сейчас из-за санкций такой возможности больше нет. А потребность в малой авиации огромная: во многих российских регионах это едва ли не главный вид транспорта. И подключение к проекту белорусских друзей ускорит реализацию крылатой задумки. На свет появится первый союзный самолет. 

Взаимодействие в воздушной отрасли только этим проектом не ограничивается. Белорусские предприятия начнут производство широкой номенклатуры комплектующих для пассажирских лайнеров. Уже подписали контракты на поставку в Россию 1,3 тысячи компонентов и деталей для МС-21, семисот-восьмисот - для Ту-204 и Ту-214. И это только базовая программа расширения кооперации. Импортозамещение в авиапроме - задача масштабная. И тут без надежного помощника никак. Вместе нашим странам любая задача по плечу. А Запад пусть скрипит зубами от бессильной ярости. Все его расчеты санкциями обломать нам крылья оказались пшиком. Летаем и будем летать. 

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Александр Лукашенко утвердил прогнозные параметры развития страны на 2025 год
  2. СМИ: Израиль обсуждает возможный разговор Нетаньяху с Путиным
  3. Кравцов о борьбе с буллингом: Будем усиливать психологическую службу в детских лагерях
  4. Путин назвал энергетику одной из ключевых стратегических сфер развития
  5. Приоритетом председательства Беларуси в ЕАЭС станет активная цифровизация
  6. В Wildberries опровергли сообщение о продаже БПЛА в Беларуси
  7. Вячеслав Володин: Необходимо проработать вопрос газификации школ
  8. Володин призвал профильные министерства и ведомства контролировать состояние детских лагерей
  9. Вячеслав Володин: За организацию незаконной миграции будут конфисковывать имущество
  10. Володин призвал Роспотребнадзор контролировать тех, кто работает в пищеблоках в детских лагерях
  11. Госдума во втором чтении приняла законопроект по борьбе с фиктивными браками мигрантов
  12. Леонид Слуцкий: Рютте уже провозгласил сохранение приоритетов по поддержке Украины
  13. Владимир Джабаров: Договор о стратегическом сотрудничестве с Ираном может быть подписан на саммите БРИКС в Казани
  14. Рютте: Каждая страна НАТО решит, разрешать ли Киеву удары вглубь России
  15. Рафаэль Гросси: В Беларуси на самом высоком уровне выражается серьезная приверженность к обеспечению ядерной безопасности

Парламентское Собрание

Виктор Николайкин: «Сильными мы будем тогда, когда у нас будет сильная экономика»

В Москве на заводе «Москвич» прошло совместное заседание Комиссий Парламентского Собрания по бюджету, налогам, финансовому рынку и по экономической политики

Политика

Александр Лукашенко - об ответе на агрессию НАТО: Россия весь арсенал применит

Беларусь тоже наготове. А Запад боится - при всей его воинственности, к Третьей мировой войне не готов

МНЕНИЯ

Мучение Дарвина

Олег Зинченко

И даже спустя 165 лет после обнародования, дарвинизм становится предметом споров

Шура, это конец?

Анатолий Заусайлов

Визит Зеленского в США иначе как провалом не назовешь

Похоронная звезда Зеленского

Михаил Васильев

Просроченный президент запатентовал торговую марку на массу услуг

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также