САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Российские и белорусские ученые разрабатывают грузовик на самом легком топливе

В Союзном государстве появление такой техники - ближайшее будущее

Перспективный большегруз способен проехать без подзарядки от Минска до Москвы. Но главное, что в нем все детали – союзные./span>
Фото: БелТА


Два баллона на тысячу километров


Пока коллективный Запад перекрывает кислород на пути поставок нам ноу-хау, российские и белорусские инженеры самостоятельно разрабатывают транспорт будущего - на водороде. Сегодня модели на самом легком и бесцветном газе есть в линейках многих крупных автопроизводителей: Honda, Toyota, Hyundai, Audi, BMW, Ford. Пока нельзя назвать этот транспорт массовым (в основном из-за дороговизны он с трудом пробивает себе дорогу), хотя в Китае на смену электробусам активно приходят водоробусы. В Союзном государстве появление такой техники - ближайшее будущее.

На конференции «Топливные элементы и энергоустановки на их основе» в подмосковной Черноголовке о перспективном проекте по созданию водородных грузовиков заявил руководитель Центра водородных технологий (ЦВТ) компании АФК «Система» Юрий Добровольский. Разрабатывают машину вместе со специалистами «БКМ Холдинга» («Белкоммунмаш»).

Сябров в качестве партнеров выбрали из большого списка претендентов. Водородная тематика занимает конструкторов «БКМ Холдинга» уже давно. Они, в частности, разработали дизель-электрический гибридный автобус: в 2019-м началась его эксплуатация в Минске и Слуцке, а в прошлом году компания представила электрогрузовик «Vitovt Truck Electro Prime». Так вот, новый водородный большегруз - внешне его точная копия. Просто две концепции разрабатывали параллельно. Машина на водороде в любом случае электромобиль, потому что ее приводит в движение электромотор. Энергия получается не из розетки,
а из-за химической реакции с водородом. Баллон с пятью килограммами газа заправляют около трех минут. Двух емкостей хватит на тысячу километров.

Биполярный элемент


«Железо» - с белорусов, а вся начинка от россиян. Топливные элементы для машины разрабатывают специалисты российского Центра водородных технологий. Их проектируют с жидкостным охлаждением, мощностью в сотню киловатт. На создание одного такого элемента инженерам требуется около двух месяцев. И тут импортозамещение реально работает: они почти полностью изготовлены из комплектующих, спроектированных и сделанных в России. Только один элемент - биполярная пластина - на базе японской технологии. Но ее не слепо копируют, а добавляют свое.

Грузоподъемность водородного грузовика составит около двенадцати тонн. Ожидается, что большегруз сможет проезжать на водородном генераторе от пятисот до тысячи километров. Примерная цена такого транспорта - до тридцати миллионов рублей, в зависимости от комплектации. Что, конечно, недешево на фоне обычных самосвалов.

К концу следующего года вместе с БКМ планируют выпустить двадцать грузовиков, так что инженерам придется ускориться с созданием топливных элементов. Потенциальный же рынок грузовых водородомобилей Юрий Добровольский оценивает как «гораздо более емкий». У них уже есть заказ на первые тридцать машин. Так что это вполне конкретный коммерческий проект.

- Заказ окупит нам полностью проект, - заявил он.
Тем не менее, говоря о транспорте на водороде в перспективе, Юрий Добровольский пояснил, что пока это «нишевые решения». Хотя компания рассчитывает в некоторых областях выйти на среднесерийное производство - когда речь будет идти о сотнях машин.
Модельный ряд

Российские и белорусские ученые разрабатывают грузовик на самом легком топливе

Экспериментальный Aurus серийным пока не стал.
Фото: Павел Бедняков/РИА Новости


«Ниву» и «КАМАЗ» переведут на газ


Сразу несколько автозаводов в России пытаются экспериментировать с новыми технологиями.

В России производство машин на водороде в зачаточном состоянии. Занимались этой темой на «АвтоВАЗе». Направление называлось АНТЭЛ - «автомобиль на топливных элементах». Были даже отдельные экземпляры, «Нивы», например. Начинание быстро сошло на нет.
В 2021 году НАМИ презентовал водородный Aurus. Сегодня о нем ничего не слышно.

В начале 2022 года планировалось запустить в эксплуатацию такие электромобили на базе «ГАЗели Next». Собирать их должны были в Германии. Само собой, проект заморозили.

Планирует выпуск водородного электробуса «КамАЗ». Впервые водоробус КамАЗ-6290, собранный с  использованием западных комплектующих, представили в 2021 году. Но с тех пор столько воды утекло. Сейчас, по словам генерального директора компании Сергея Когогина, формируют альтернативную компонентную базу из деталей как отечественных, так и из дружественных стран, которая компенсирует отсутствие европейских поставок. Новую модель представят в 2024 году.


ПЛЮСЫ


Менять масло, другие технические жидкости, как сейчас в двигателе внутреннего сгорания или трансмиссии, не придется. Не нужны будут и свечи, системы охлаждения, нейтрализации отработанных газов и многое другое.

По сравнению с электромобилями силовая установка и источник энергии работают более стабильно даже на морозе.

По эффективности бензин, дизтопливо или любая современная батарея с водородом и рядом не стояли - один грамм этого газа дает в три раза больше энергии, чем грамм бензина.

Водородные двигатели практически бесшумны.

Есть гигантское преимущество и с точки зрения экологии: выброс углекислого газа и тяжелых металлов у таких машин равен нулю. В атмосферу улетают кислород и водяной пар. Теоретически все это положительно скажется не только на экологии, но и на стоимости эксплуатации.


МИНУСЫ


Из-за сложной и энергозатратной технологии производства, множества нюансов хранения и транспортировки водород - достаточно дорогой продукт, и, соответственно, грузовики на водородном топливе затратнее в эксплуатации. И это если закрыть глаза на изначальную стоимость покупки такого «экспериментального» транспорта.

Еще одна преграда - отсутствие инфраструктуры. В мире пока слишком мало водородных заправочных станций, а в России официально их нет совсем. Есть экспериментальная заправка в Подмосковье при научном центре в Черноголовке.

Для использования в двигателях водород сжимают в 850 раз, из-за чего давление газа достигает семисот атмосфер. В сочетании с высокой температурой это повышает риск самовоспламенения.

В Союзном государстве нужно переходить от конкуренции к кооперации. Развивать новые производства. Белорусские и российские отрасли должны действовать в единой связке. Например, «Ростсельмаш» и «Гомсельмаш» вчера были конкурентами, а сегодня они работают вместе, поставляя в том числе компонентную базу на конвейеры друг друга. Наши крупнейшие предприятия МАЗ, «Гомсельмаш», МТЗ покупают продукцию Ярославского моторного завода, замещая в том числе ушедших с рынка европейских и американских производителей. Уфимский трамвайно-троллейбусный завод изготавливает свою продукцию с участием Минского автомобильного завода. На международной выставке «Иннопром» БелАЗ, МАЗ, МТЗ, «Амкодор», «Гомсельмаш», BKM Holding («Белкоммунмаш») и другие производители показали большую линейку техники. Гостям продемонстрировали беспилотные модели и эксклюзивный гусеничный трактор от Минского тракторного завода. Особое внимание привлек и стенд БелАЗа, где презентовали макеты самосвалов с высокой российско-белорусской интеграционной составляющей - больше шестидесяти процентов. Конечно, на фоне западных ограничений наши предприятия столкнулись с проблемами бесперебойного обеспечения комплектующими и  материалами. Но это не повод опускать руки. Самое время вызовы превращать в возможности.
Леонид БРИЧ, заместитель председателя Комиссии ПС по экономической политике, промышленности и торговле

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. В Смоленске состоялось заседание оргкомитета фестиваля «Молодежь – за Союзное государство»
  2. В России «портивших вид» бойцов СВО загнали в вагоны перед прибытием пассажирского поезда
  3. Дмитрия Губерниева попросили не возвращаться в Россию
  4. Владимир Путин поздравил Николаса Мадуро с переизбранием на пост Президента Боливарианской Республики Венесуэла
  5. Слуцкий: Франция обвиняла Россию в попытках дестабилизации Олимпийских Игр
  6. Лукашенко и Путин договорились к заседанию ВГС закрыть все проблемные вопросы по линии совбезов и правительств
  7. За ночь над территорией России были уничтожены 39 украинских беспилотников
  8. В Госдуме рассказали, какие законы вступят в силу в России в августе
  9. В ЧВК «Вагнер» рассказали о пятидневном бое с тысячью исламистами в Мали
  10. В Бресте открыли памятник из сплава монет СССР «Живая память благодарных поколений»
  11. В День ВМФ Владимир Путин принял военно-морской парад и открыл памятник адмиралу Ушакову
  12. Патриарх Кирилл наградил Владимира Путина орденом Александра Невского
  13. Набиуллина сообщила о максимальном за последние 16 лет перегреве экономики в РФ
  14. Польские и украинские политики поспорили о Волынской резне
  15. Экс-замминистра обороны Булгаков за 2018 год заработал 15,2 млн рублей

Парламентское Собрание

Елена Афанасьева: Бюджет - не для «поющих трусов»!

России нужна не цензура, а кодекс поведения артистов и порядок их финансирования.

Политика

При Украине люди в Новороссии даже не мечтали о том, что делается здесь для них сегодня в России

На минувшей неделе там заработали сразу несколько крупных новых социальных объектов

МНЕНИЯ

Закатай губу

Павел Родионов

Но нашлись и те, кому сатанинский бал понравился.

Пора вспомнить, к чему приводит желание сидеть на двух стульях

Олег Зинченко

Сейчас не время миндальничать

Позор Франции

Вячеслав Володин

Под таким названием войдёт в историю церемония открытия Олимпийских игр 2024 в Париже.

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также