САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Российские и белорусские ученые разрабатывают грузовик на самом легком топливе

В Союзном государстве появление такой техники - ближайшее будущее

Перспективный большегруз способен проехать без подзарядки от Минска до Москвы. Но главное, что в нем все детали – союзные./span>
Фото: БелТА


Два баллона на тысячу километров


Пока коллективный Запад перекрывает кислород на пути поставок нам ноу-хау, российские и белорусские инженеры самостоятельно разрабатывают транспорт будущего - на водороде. Сегодня модели на самом легком и бесцветном газе есть в линейках многих крупных автопроизводителей: Honda, Toyota, Hyundai, Audi, BMW, Ford. Пока нельзя назвать этот транспорт массовым (в основном из-за дороговизны он с трудом пробивает себе дорогу), хотя в Китае на смену электробусам активно приходят водоробусы. В Союзном государстве появление такой техники - ближайшее будущее.

На конференции «Топливные элементы и энергоустановки на их основе» в подмосковной Черноголовке о перспективном проекте по созданию водородных грузовиков заявил руководитель Центра водородных технологий (ЦВТ) компании АФК «Система» Юрий Добровольский. Разрабатывают машину вместе со специалистами «БКМ Холдинга» («Белкоммунмаш»).

Сябров в качестве партнеров выбрали из большого списка претендентов. Водородная тематика занимает конструкторов «БКМ Холдинга» уже давно. Они, в частности, разработали дизель-электрический гибридный автобус: в 2019-м началась его эксплуатация в Минске и Слуцке, а в прошлом году компания представила электрогрузовик «Vitovt Truck Electro Prime». Так вот, новый водородный большегруз - внешне его точная копия. Просто две концепции разрабатывали параллельно. Машина на водороде в любом случае электромобиль, потому что ее приводит в движение электромотор. Энергия получается не из розетки,
а из-за химической реакции с водородом. Баллон с пятью килограммами газа заправляют около трех минут. Двух емкостей хватит на тысячу километров.

Биполярный элемент


«Железо» - с белорусов, а вся начинка от россиян. Топливные элементы для машины разрабатывают специалисты российского Центра водородных технологий. Их проектируют с жидкостным охлаждением, мощностью в сотню киловатт. На создание одного такого элемента инженерам требуется около двух месяцев. И тут импортозамещение реально работает: они почти полностью изготовлены из комплектующих, спроектированных и сделанных в России. Только один элемент - биполярная пластина - на базе японской технологии. Но ее не слепо копируют, а добавляют свое.

Грузоподъемность водородного грузовика составит около двенадцати тонн. Ожидается, что большегруз сможет проезжать на водородном генераторе от пятисот до тысячи километров. Примерная цена такого транспорта - до тридцати миллионов рублей, в зависимости от комплектации. Что, конечно, недешево на фоне обычных самосвалов.

К концу следующего года вместе с БКМ планируют выпустить двадцать грузовиков, так что инженерам придется ускориться с созданием топливных элементов. Потенциальный же рынок грузовых водородомобилей Юрий Добровольский оценивает как «гораздо более емкий». У них уже есть заказ на первые тридцать машин. Так что это вполне конкретный коммерческий проект.

- Заказ окупит нам полностью проект, - заявил он.
Тем не менее, говоря о транспорте на водороде в перспективе, Юрий Добровольский пояснил, что пока это «нишевые решения». Хотя компания рассчитывает в некоторых областях выйти на среднесерийное производство - когда речь будет идти о сотнях машин.
Модельный ряд

Российские и белорусские ученые разрабатывают грузовик на самом легком топливе

Экспериментальный Aurus серийным пока не стал.
Фото: Павел Бедняков/РИА Новости


«Ниву» и «КАМАЗ» переведут на газ


Сразу несколько автозаводов в России пытаются экспериментировать с новыми технологиями.

В России производство машин на водороде в зачаточном состоянии. Занимались этой темой на «АвтоВАЗе». Направление называлось АНТЭЛ - «автомобиль на топливных элементах». Были даже отдельные экземпляры, «Нивы», например. Начинание быстро сошло на нет.
В 2021 году НАМИ презентовал водородный Aurus. Сегодня о нем ничего не слышно.

В начале 2022 года планировалось запустить в эксплуатацию такие электромобили на базе «ГАЗели Next». Собирать их должны были в Германии. Само собой, проект заморозили.

Планирует выпуск водородного электробуса «КамАЗ». Впервые водоробус КамАЗ-6290, собранный с  использованием западных комплектующих, представили в 2021 году. Но с тех пор столько воды утекло. Сейчас, по словам генерального директора компании Сергея Когогина, формируют альтернативную компонентную базу из деталей как отечественных, так и из дружественных стран, которая компенсирует отсутствие европейских поставок. Новую модель представят в 2024 году.


ПЛЮСЫ


Менять масло, другие технические жидкости, как сейчас в двигателе внутреннего сгорания или трансмиссии, не придется. Не нужны будут и свечи, системы охлаждения, нейтрализации отработанных газов и многое другое.

По сравнению с электромобилями силовая установка и источник энергии работают более стабильно даже на морозе.

По эффективности бензин, дизтопливо или любая современная батарея с водородом и рядом не стояли - один грамм этого газа дает в три раза больше энергии, чем грамм бензина.

Водородные двигатели практически бесшумны.

Есть гигантское преимущество и с точки зрения экологии: выброс углекислого газа и тяжелых металлов у таких машин равен нулю. В атмосферу улетают кислород и водяной пар. Теоретически все это положительно скажется не только на экологии, но и на стоимости эксплуатации.


МИНУСЫ


Из-за сложной и энергозатратной технологии производства, множества нюансов хранения и транспортировки водород - достаточно дорогой продукт, и, соответственно, грузовики на водородном топливе затратнее в эксплуатации. И это если закрыть глаза на изначальную стоимость покупки такого «экспериментального» транспорта.

Еще одна преграда - отсутствие инфраструктуры. В мире пока слишком мало водородных заправочных станций, а в России официально их нет совсем. Есть экспериментальная заправка в Подмосковье при научном центре в Черноголовке.

Для использования в двигателях водород сжимают в 850 раз, из-за чего давление газа достигает семисот атмосфер. В сочетании с высокой температурой это повышает риск самовоспламенения.

В Союзном государстве нужно переходить от конкуренции к кооперации. Развивать новые производства. Белорусские и российские отрасли должны действовать в единой связке. Например, «Ростсельмаш» и «Гомсельмаш» вчера были конкурентами, а сегодня они работают вместе, поставляя в том числе компонентную базу на конвейеры друг друга. Наши крупнейшие предприятия МАЗ, «Гомсельмаш», МТЗ покупают продукцию Ярославского моторного завода, замещая в том числе ушедших с рынка европейских и американских производителей. Уфимский трамвайно-троллейбусный завод изготавливает свою продукцию с участием Минского автомобильного завода. На международной выставке «Иннопром» БелАЗ, МАЗ, МТЗ, «Амкодор», «Гомсельмаш», BKM Holding («Белкоммунмаш») и другие производители показали большую линейку техники. Гостям продемонстрировали беспилотные модели и эксклюзивный гусеничный трактор от Минского тракторного завода. Особое внимание привлек и стенд БелАЗа, где презентовали макеты самосвалов с высокой российско-белорусской интеграционной составляющей - больше шестидесяти процентов. Конечно, на фоне западных ограничений наши предприятия столкнулись с проблемами бесперебойного обеспечения комплектующими и  материалами. Но это не повод опускать руки. Самое время вызовы превращать в возможности.
Леонид БРИЧ, заместитель председателя Комиссии ПС по экономической политике, промышленности и торговле

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Комитет по экономической политике рекомендовал принять во втором чтении законопроект о запрете продажи энергетиков детям
  2. Ветераны СВО и их семьи будут бесплатно посещать федеральные учреждения культуры
  3. Глава Минобороны Андрей Белоусов посетил один из полигонов Ленинградского военного округа
  4. Подоляк назвал соглашение Украины с Россией «сделкой с дьяволом»
  5. В Минобороны Украины заговорили о снижении мобилизационного возраста в случае «изменения ситуации на фронте»
  6. Помпео: Трамп может предоставить Украине ленд-лиз в 5 млрд долларов
  7. Хакерская группа RaHDit обнародовала данные более 3200 иностранных наемников в рядах ВСУ
  8. Венгрия обвинила Украину в шантаже из-за остановки транзита нефти
  9. Советник Патриарха Балашов заявил, что монастырь Эсфигмен на Афоне могут взять силой
  10. Обвиняемый в подрыве машины в Москве признался, что действовал по заказу СБУ
  11. СМИ: Приговоренный к казни в Беларуси немец делал фото «Искандеров» для СБУ
  12. Небензя: Необходимо выяснить у ООН, почему Киев вдруг заговорил о переговорах
  13. Путин поручил подготовить план строительства национального центра «Россия»
  14. Александр Лукашенко поздравил Президента Кубы с Днем национального восстания
  15. Глава МИД Индонезии Марсуди попросила подарить ей брошь как у Захаровой

Парламентское Собрание

Большая часть союзного бюджета уходит на социальные проекты

От Бреста до Владивостока у каждого должны быть равные возможности для развития, труда и творчества.

Политика

При Украине люди в Новороссии даже не мечтали о том, что делается здесь для них сегодня в России

На минувшей неделе там заработали сразу несколько крупных новых социальных объектов

МНЕНИЯ

15 баз на сундук мертвеца

Валерий Чумаков

Финские власти подписали с США первое военное соглашение

Памятник безумию

Павел Родионов

Власти Латвии, похоже, сбрендили совсем. Начали установку противотанковых заграждений на границе с РФ.

Горизонтальные связи

Татьяна Вахромеева

Россия укрепляет свои позиции на международной арене, пока некоторые кричат об ее псевдоизоляции.

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также