САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Экономика

Автор Валерий Чумаков

В России приступают к реализации сразу нескольких высокоскоростных железнодорожных магистралей

Это грандиозные инфраструктурные проекты.

От Москвы до Владивостока можно будет доехать за двое суток против нынешних шести.
Фото: Евгений Биятов/РИА Новости


Теперь уже можно сказать однозначно: ВСМ в России - быть!
Это стало очевидно после того, как Владимир Путин на церемонии открытия движения по третьей линии МЦД рассказал о начале реализации проекта скоростной железной дороги между Москвой и Петербургом и о новых проектах высокоскоростного движения до Казани, Минска и до Адлера, через новые регионы.

Встречаемся в Петушках


Россия в истории со строительством высокоскоростных железных дорог занимает далеко не ведущее место. Например, в Китае ввели в эксплуатацию 42 тысячи километров ВСМ и строят еще 28 тысяч. Во Франции действует без малого 3,5 тысячи километров, на которых скоростные поезда могут развивать скорость свыше трехсот километров в час, В Испании - 3,7 тысячи, в Германии - 3,6, в Японии - 2,8… Даже в Узбекистане есть магистраль протяженностью 741 километр, на которой поезда могут ходить со скоростью 250 километров в час.

А у России и Беларуси нет ни одной. Это тем обиднее, что скоростные поезда у нас есть. Тот же «Сапсан» способен развивать скорость 300 километров, вот только сделать ему это негде. В результате большую часть пути Москва - Санкт-Петербург он проходит с максимальной скоростью в  две сотни километров в час и только на одном участке, между Окуловкой и Малой Вишерой, может увеличивать ее до 250. На маршруте Москва - Нижний Новгород поезд способен развивать скорость 160 от Петушков до станции Вязники, а на остальном протяжении идет не быстрее стандартных 140 километров в час. Что называется, «вполсилы».

Стратегический план


Вопрос о строительстве в России ВСМ стоял уже давно. Еще в 2010 году приняли программу развития высокоскоростных железных дорог в России до 2030 года. В стратегических планах РЖД - строительство в 2030 - 2035 годах около 7 тысяч километров путей.

Планы были и раньше. Еще в конце восьмидесятых разработали проект ВСМ «Центр - Юг». По нему магистраль шла от Москвы до Харькова и дальше расходилась на два направления: одно в Крым, другое - через Ростов на Северный Кавказ. Однако, по понятным причинам, перспективный проект реализовать так и не удалось.
северный меридиан

Идея Северного широтного хода, о котором рассказал в своем выступлении на форуме «Один пояс - один путь» Президент России Владимир Путин, тоже не нова. Проект железнодорожной магистрали, которая свяжет Москву с Воркутой, Надымом, Новым Уренгоем и завершится в Дудинке, енисейском порту Северного морского пути, был еще в 2008 году включен в «Стратегию развития железнодорожного транспорта в РФ до 2030 года». Сроки реализации из-за недостаточного финансирования переносились не раз. Хотя его экономическая выгода, учитывая, что дорога пройдет через самые богатые природными ресурсами регионы, очевидна. Теперь проект переживает второе рождение.

Одновременно с ним будут строиться «меридианные» дороги, которые свяжут большие северные промышленные центры Урала, Сибири, Дальнего Востока и порта Севморпути с проходящей по континенту ВСМ. Конечно, они будут не скоростными, но в данной ситуации такой выход вполне приемлем.

В России приступают к реализации сразу нескольких высокоскоростных железнодорожных магистралей


Аналог «Сапсана»


Завод компании «Синара» появится под Москвой.


Но мало построить дорогу, по ней еще что-то должно ездить. Это, конечно, могли быть «Сапсаны». Однако немецкий концерн Siemens AG объявил о приостановке поставок и обслуживания поездов.
Но без электровозов магистрали не останутся. «Инжиниринговый центр железнодорожного транспорта», совместное предприятие РЖД и «Синара - Транспортные машины», еще в прошлом году представил проект отечественного высокоскоростного поезда.

- Сейчас работаем над техническим проектом, - рассказывает директор ИЦ ЖТ Александр Кирейцев, - и закончим в 2024 году. Сборку головного образца поезда начнем в первой половине 2026-го. Завершим - в 2027 году. До конца 2028-го состав пройдет испытания и сертификацию.

Демонстрационная скорость нового поезда составит четыреста километров в час, максимальная - 360.
«Синара» обещает построить для их производства под Москвой завод и передать РЖД до 2032 года от пятидесяти до 75 электропоездов, на восемь вагонов каждый.

Москва и Питер станут гигаполисом


Первые две дороги уже существуют на бумаге


Магистраль Москва - Казань, под номером два, с продолжением до Екатеринбурга, собирались заложить еще в 2017 году, но проект отложили из-за проблем с финансированием. Сегодня его оценивают в 823 миллиарда рублей. По словам доцента кафедры «Управление транспортным бизнесом и интеллектуальные системы» РУТ Дмитрия Роменского, «он рассчитан полностью, дорога лежит на карте и в виде томов проектной документации».
Проект ВСМ Москва - Санкт-Петербург протяженностью 680 километров утвердили в 2021 году. Дорога пройдет по шести регионам - также по Ленинградской, Новгородской, Тверской и Московской областям. Стоимость строительства Минтранс оценивает примерно в 1,7 триллиона рублей. Предполагается, что она будет полностью окупаемой и не потребует солидных бюджетных вливаний.

В зоне ее охвата живет больше тридцати миллионов человек, а это примерно пятая часть населения России. Как сказал вице-премьер РФ Марат Хуснуллин, «строительство ВСМ Москва - Петербург приведет к тому, что оба города станут одним большим гигаполисом».

Правда, и здесь еще не решили все вопросы. Например, ВСМ можно построить в расчете на максимальную скорость 250 километров, а  можно - на четыреста. Или применить комбинированное решение, но пока окончательного мнения нет. Это ведет к тому, что строительство первой ВСМ может затянуться лет на пять. Пока планируется, что ее сдадут в 2028 году, а уже к 2030-му услугами в год будут пользоваться около 22,6 миллиона пассажиров.

До Минска - всего пара остановок


Ездить в соседнюю страну будет удобнее


Еще в 2019 году приняли концепцию проекта «Магистраль СГ». Правда, по ней с Минском предполагалось связать не Москву, а Санкт-Петербург. И уже от столицы РБ протянуть дальше, через Брест - на Варшаву, Берлин и Гамбург, соединить сухопутным маршрутом крупнейшие балтийские порты. В нынешних условиях от такого продолжения пока придется отказаться.

Сегодня уже известен примерный маршрут, по которому граждане и гости Союзного государства будут добираться из одной столицы в другую. В пути состав будет делать две остановки - в Можайске и Смоленске.

Экспресс к морю


Отдельная ветка пройдет через новые регионы


ВСМ-3 - Москва - Адлер должны начать строить в 2024 году, а закончить к 2035-му. Общая протяженность составит 1,5 -1,6 тысячи километров, которые высокоскоростной состав будет проходить за восемь часов. По прогнозам Минтранса, пассажиропоток на маршруте составит 9,5 миллиона человек в год.

Планируется, что у нее будут ответвления на Донецк и Луганск. А ближе к морю железнодорожная линия пройдет по горам маршрутом Кривенковская - Калеж - Сочи с ответвлением на Лазаревское.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Белорусские пограничники задержали в Вороновском районе двух мужчин с беспилотниками
  2. Госдума ратифицировала соглашение с Алжиром о сотрудничестве в исследовании космоса
  3. Владимир Путин доволен развитием отношений Москвы и Астаны
  4. Александр Лукашенко прибыл с рабочим визитом в Казахстан на саммит ОДКБ
  5. В Севастополе продолжается отражение комбинированной атаки ВСУ
  6. Вячеслав Володин: Необходимо наполнить рынок профессиональными рабочими и не уповать на мигрантов
  7. Два человека погибли при ударе ВСУ тактическими ракетами в Курской области
  8. Владимир Путин проводит переговоры с Касым-Жомартом Токаевым
  9. Владимир Путин прибыл в Астану с двухдневным визитом
  10. Главная ёлка Беларуси засияет в Минске 10 декабря
  11. Итальянские наемники в рядах ВСУ пожаловались на отсутствие необходимого
  12. Economist: Потери Украины за время СВО могут составлять до 500 тысяч человек убитыми и ранеными
  13. СМИ: Не менее шести бомб было размещено на «Северных потоках»
  14. Совет Федерации одобрил закон о действии полиса ОСАГО на территории Беларуси
  15. Александр Лукашенко поучаствовал в неформальном обеде с семьей премьера Пакистана

Парламентское Собрание

Депутаты активно расчищают дорогу на пути российско-белорусского сотрудничества

История Парламентского Собрания насчитывает больше четверти века. Внушительный срок для любой международной структуры.

Политика

Вячеслав Володин - об ответе Западу: Россия себя защитит. И у нас есть, чем это сделать!

Наша страна вправе использовать свое вооружение против военных объектов тех государств, которые нас атакуют

МНЕНИЯ

Мясорубка для ВСУ - на полных оборотах!

Михаил Васильев

Потери Вооруженных сил Украины в конфликте с Россией могут достигать полумиллиона

«Орешник» предлагают вырубить

Валерий Чумаков

В российской Википедии пытаются удалить статью о новом ракетном комплексе

Хватит засорять язык!

Олег Зинченко

Почему у нас такая тяга к иностранным словам?

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также