САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Экономика

Автор Валерий Чумаков

В России приступают к реализации сразу нескольких высокоскоростных железнодорожных магистралей

Это грандиозные инфраструктурные проекты.

От Москвы до Владивостока можно будет доехать за двое суток против нынешних шести.
Фото: Евгений Биятов/РИА Новости


Теперь уже можно сказать однозначно: ВСМ в России - быть!
Это стало очевидно после того, как Владимир Путин на церемонии открытия движения по третьей линии МЦД рассказал о начале реализации проекта скоростной железной дороги между Москвой и Петербургом и о новых проектах высокоскоростного движения до Казани, Минска и до Адлера, через новые регионы.

Встречаемся в Петушках


Россия в истории со строительством высокоскоростных железных дорог занимает далеко не ведущее место. Например, в Китае ввели в эксплуатацию 42 тысячи километров ВСМ и строят еще 28 тысяч. Во Франции действует без малого 3,5 тысячи километров, на которых скоростные поезда могут развивать скорость свыше трехсот километров в час, В Испании - 3,7 тысячи, в Германии - 3,6, в Японии - 2,8… Даже в Узбекистане есть магистраль протяженностью 741 километр, на которой поезда могут ходить со скоростью 250 километров в час.

А у России и Беларуси нет ни одной. Это тем обиднее, что скоростные поезда у нас есть. Тот же «Сапсан» способен развивать скорость 300 километров, вот только сделать ему это негде. В результате большую часть пути Москва - Санкт-Петербург он проходит с максимальной скоростью в  две сотни километров в час и только на одном участке, между Окуловкой и Малой Вишерой, может увеличивать ее до 250. На маршруте Москва - Нижний Новгород поезд способен развивать скорость 160 от Петушков до станции Вязники, а на остальном протяжении идет не быстрее стандартных 140 километров в час. Что называется, «вполсилы».

Стратегический план


Вопрос о строительстве в России ВСМ стоял уже давно. Еще в 2010 году приняли программу развития высокоскоростных железных дорог в России до 2030 года. В стратегических планах РЖД - строительство в 2030 - 2035 годах около 7 тысяч километров путей.

Планы были и раньше. Еще в конце восьмидесятых разработали проект ВСМ «Центр - Юг». По нему магистраль шла от Москвы до Харькова и дальше расходилась на два направления: одно в Крым, другое - через Ростов на Северный Кавказ. Однако, по понятным причинам, перспективный проект реализовать так и не удалось.
северный меридиан

Идея Северного широтного хода, о котором рассказал в своем выступлении на форуме «Один пояс - один путь» Президент России Владимир Путин, тоже не нова. Проект железнодорожной магистрали, которая свяжет Москву с Воркутой, Надымом, Новым Уренгоем и завершится в Дудинке, енисейском порту Северного морского пути, был еще в 2008 году включен в «Стратегию развития железнодорожного транспорта в РФ до 2030 года». Сроки реализации из-за недостаточного финансирования переносились не раз. Хотя его экономическая выгода, учитывая, что дорога пройдет через самые богатые природными ресурсами регионы, очевидна. Теперь проект переживает второе рождение.

Одновременно с ним будут строиться «меридианные» дороги, которые свяжут большие северные промышленные центры Урала, Сибири, Дальнего Востока и порта Севморпути с проходящей по континенту ВСМ. Конечно, они будут не скоростными, но в данной ситуации такой выход вполне приемлем.

В России приступают к реализации сразу нескольких высокоскоростных железнодорожных магистралей

Аналог «Сапсана»


Завод компании «Синара» появится под Москвой.


Но мало построить дорогу, по ней еще что-то должно ездить. Это, конечно, могли быть «Сапсаны». Однако немецкий концерн Siemens AG объявил о приостановке поставок и обслуживания поездов.
Но без электровозов магистрали не останутся. «Инжиниринговый центр железнодорожного транспорта», совместное предприятие РЖД и «Синара - Транспортные машины», еще в прошлом году представил проект отечественного высокоскоростного поезда.

- Сейчас работаем над техническим проектом, - рассказывает директор ИЦ ЖТ Александр Кирейцев, - и закончим в 2024 году. Сборку головного образца поезда начнем в первой половине 2026-го. Завершим - в 2027 году. До конца 2028-го состав пройдет испытания и сертификацию.

Демонстрационная скорость нового поезда составит четыреста километров в час, максимальная - 360.
«Синара» обещает построить для их производства под Москвой завод и передать РЖД до 2032 года от пятидесяти до 75 электропоездов, на восемь вагонов каждый.

Москва и Питер станут гигаполисом


Первые две дороги уже существуют на бумаге


Магистраль Москва - Казань, под номером два, с продолжением до Екатеринбурга, собирались заложить еще в 2017 году, но проект отложили из-за проблем с финансированием. Сегодня его оценивают в 823 миллиарда рублей. По словам доцента кафедры «Управление транспортным бизнесом и интеллектуальные системы» РУТ Дмитрия Роменского, «он рассчитан полностью, дорога лежит на карте и в виде томов проектной документации».
Проект ВСМ Москва - Санкт-Петербург протяженностью 680 километров утвердили в 2021 году. Дорога пройдет по шести регионам - также по Ленинградской, Новгородской, Тверской и Московской областям. Стоимость строительства Минтранс оценивает примерно в 1,7 триллиона рублей. Предполагается, что она будет полностью окупаемой и не потребует солидных бюджетных вливаний.

В зоне ее охвата живет больше тридцати миллионов человек, а это примерно пятая часть населения России. Как сказал вице-премьер РФ Марат Хуснуллин, «строительство ВСМ Москва - Петербург приведет к тому, что оба города станут одним большим гигаполисом».

Правда, и здесь еще не решили все вопросы. Например, ВСМ можно построить в расчете на максимальную скорость 250 километров, а  можно - на четыреста. Или применить комбинированное решение, но пока окончательного мнения нет. Это ведет к тому, что строительство первой ВСМ может затянуться лет на пять. Пока планируется, что ее сдадут в 2028 году, а уже к 2030-му услугами в год будут пользоваться около 22,6 миллиона пассажиров.

До Минска - всего пара остановок


Ездить в соседнюю страну будет удобнее


Еще в 2019 году приняли концепцию проекта «Магистраль СГ». Правда, по ней с Минском предполагалось связать не Москву, а Санкт-Петербург. И уже от столицы РБ протянуть дальше, через Брест - на Варшаву, Берлин и Гамбург, соединить сухопутным маршрутом крупнейшие балтийские порты. В нынешних условиях от такого продолжения пока придется отказаться.

Сегодня уже известен примерный маршрут, по которому граждане и гости Союзного государства будут добираться из одной столицы в другую. В пути состав будет делать две остановки - в Можайске и Смоленске.

Экспресс к морю


Отдельная ветка пройдет через новые регионы


ВСМ-3 - Москва - Адлер должны начать строить в 2024 году, а закончить к 2035-му. Общая протяженность составит 1,5 -1,6 тысячи километров, которые высокоскоростной состав будет проходить за восемь часов. По прогнозам Минтранса, пассажиропоток на маршруте составит 9,5 миллиона человек в год.

Планируется, что у нее будут ответвления на Донецк и Луганск. А ближе к морю железнодорожная линия пройдет по горам маршрутом Кривенковская - Калеж - Сочи с ответвлением на Лазаревское.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Путин провел переговоры с Мишустиным до общей встречи с правительством
  2. Лукашенко планирует присутствовать на параде Победы 9 мая в Москве
  3. МИД РФ предупредил Лондон о последствиях применения Украиной британского оружия
  4. Путин: Работа в интересах России не прекращается
  5. Глава Еврокомиссии призвала Пекин надавить на Россию, чтобы урегулировать конфликт на Украине
  6. Постпреды стран СНГ возложили цветы в парке Победы в Минске
  7. Путин: Нам предстоит запускать новые национальные проекты, новые федеральные программы
  8. Путин: В 2022 году началась в прямом смысле слова экономическая агрессия против России
  9. Путин: Ничего у наших противников не получилось
  10. Городской совет Парижа принял решение о переименовании моста Пон-Аваль в мост Красной Армии
  11. Госдума запретила иноагентам участвовать в выборах в качестве кандидатов
  12. Минобороны: Силами Черноморского флота в районе Крымского полуострова уничтожено пять безэкипажных катеров ВСУ
  13. Слуцкий: Игнорирование «красных линий» будет дорого стоить Вашингтону
  14. Польша отказалась от участия в инаугурации президента РФ
  15. Вячеслав Володин: открытый реестр злостных неплательщиков алиментов позволит взыскать денежные средства в пользу ребенка

Парламентское Собрание

Гайдукевич о Шмидте: В ЕС нет никакой демократии и свободы

Томаш Шмидт подвергался преследованиям и был вынужден покинуть страну из-за несогласия с политикой и действиями правительства Польши

МНЕНИЯ

Гори, гори ясно

Сергей Андреев

В Германии дотла сгорел один из заводов оборонной компании Diehl, которая поставляла Украине ракеты

Запад развернул артиллерию угроз против мировой безопасности

Леонид Слуцкий

На фоне освобождения российскими войсками пядь за пядью исконно русских земель от бандеровцев и неонацистов, в Париже, Лондоне, Вашингтоне, в прибалтийских столицах нарастает паника и русофобская истерия

Время расплаты

Анатолий Заусайлов

Западные кредиторы требуют от Незалежной возврата долгов

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также