САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Экономика

Автор Евгений БЕЛЯКОВ

От Байкала и Амура мы продолжим магистраль

Как идет развитие Дальнего Востока и Арктики.

Один из стимулов, чтобы привлечь людей, — новое жилье и льготная ипотека
Фото: Руслан Шамуков/photo.roscongress.org


На прошлой неделе во Владивостоке прошел очередной Восточный экономический форум (ВЭФ). Это одно из главных деловых мероприятий страны, которое считается президентским. Владимир Путин назвал развитие Дальнего Востока «приоритетом на весь 21-й век». Отсюда и повышенное внимание к тому, что происходит на площадках форума. «СВ» выделяет основные результаты прошедшего ВЭФ.

Заводы и краболовы

О различных форумах, в том числе экономических, можно часто слышать подобные стереотипы. Мол, встретились, поговорили и разошлись. Никаких видимых эффектов — сплошная болтовня. Про ВЭФ такое сказать невозможно. Здесь все заточено под конкретные и осязаемые результаты.

К примеру, сейчас на Дальнем Востоке реализуется около трех тысяч инвестиционных проектов. Их общая стоимость — свыше 10 трлн рублей. Это те деньги, которые вложены или скоро будут вложены в экономику макрорегиона. И дадут соответствующий мультипликативный эффект.

При этом, по словам вице-премьера и полпреда президента в ДФО Юрия Трутнева, ни один из этих проектов не остановился из-за санкций. Чего не скажешь о некоторых зарубежных партнерах, которые отказались от сотрудничества с Россией.

- У них заводы закрываются. На Амурском газоперерабатывающем заводе нам руководитель проекта рассказывал, что одна немецкая компания, которая поставляла и налаживала оборудование, уволила 70% работников. Цеха стоят пустые — они себе сами на ногу наступили, — привел пример Юрий Трутнев.

На этом ВЭФ тоже было заключено несколько важных соглашений. Как с российскими, так и иностранными инвесторами. В частности, они традиционно касаются добычи полезных ископаемых, производства портового оборудования и транспорта, в частности краболовов. 

От Байкала и Амура мы продолжим магистраль

Расширение узких мест

Строительство заводов и фабрик на Дальнем Востоке и в Арктике — важное дело. Но это лишь один из приоритетов. Второй — ускоренное развитие логистики. Строятся новые дороги, расширяется Восточный полигон РЖД, большое внимание уделяется другой важной артерии — Северному морскому пути.

— Прямо ответить на ваш вопрос, какое значение имеет Севморпуть для страны, честно говоря, затруднительно, но можно сказать одним словом — огромное. Дальше надо разбивать на различные направления: транспорт, инфраструктура, экология, закрепление населения, перспективы изменения климата, на которые мы повлиять не можем, а мы можем только приспособиться, — задал тон дискуссии Сергей Иванов, специальный представитель президента России по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта.

О значении СМП говорят и цифры. Если в 2014 году по нему провезли лишь 4 млн тонн грузов, то в 2022 году перевезли уже 34 млн тонн грузов.

— Мы сейчас видим, что с учетом складывающейся конъюнктуры у нас меняются логистические цепочки с ориентацией на восточное направление, и в этой связи роль Северного морского пути как новой дополнительной транспортной артерии существенно возрастает, — пояснил Гаджимагомед Гусейнов, первый заместитель министра РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики.

По его словам, в министерстве ориентируются на рост грузопотока к 2030 году до 150 млн тонн. При этом будут расширяться и возможности Восточного полигона РЖД. Одно из наиболее важных событий форума - подписание соглашения об ускоренном расширении Байкало-Амурской магистрали.

— Мы этого все ждали. Этого ждет экономика не только Дальнего Востока, но и всей России. Бьемся за каждую тонну, расширение БАМа быстрыми темпами, выход на 250 миллионов тонн в год — это очень важная планка, — пояснил Алексей Чекунков, глава Минвостокразвития.

От Байкала и Амура мы продолжим магистраль

Без человеческого капитала развития не будет

И наконец, еще одна важная составляющая комплексного развития — улучшение условий для жизни людей. Довольно много проектов было посвящено именно этому. В частности, были утверждены мастер-планы развития 22 дальневосточных городов. Такая практика комплексного подхода к реформированию городского хозяйства целого макрорегиона в России применялась впервые.

— Чудесного преобразования, что все, кто хотят жить в Москве, завтра захотят жить в Анадыре, не произойдет, но мы шаг за шагом будем изменять среду для жизни и формировать миграционные процессы так, чтобы люди приезжали на Дальний Восток. Многое уже получается, молодежь в возрасте до 24 лет больше приезжает в регион, чем уезжает, это омолаживает Дальний Восток, — пояснил на итоговой пресс-конференции Юрий Трутнев.

По его словам, развитие региона происходит в понятной логике. Строительство новых заводов идет параллельно с улучшением городской инфраструктуры. То есть, людей сейчас привлекают не только более высокой зарплатой (она на 40% выше, чем в среднем по стране), но и сопоставимыми условиями для жизни.

— Если будет комфортно и выгодно жить в ДФО, то будет развитие территорий. И, наоборот, без учета человеческого фактора ничего не выйдет, — считает Екатерина Мовсесян, генеральный директор КРОС.

- Наличие людских ресурсов, качественная транспортная инфраструктура, современные города – все это создает предпосылки для того, чтобы не только государство помогало развитию регионов Дальнего Востока, но и бизнес, понимая перспективы, начал вкладывать деньги, — считает Александр Белогорцев, президент «Меркатор Холдинг», ведущего в России производителя дорожно-коммунальной техники, который активно работает на Дальнем Востоке. - Все это создает предпосылки для открытия новых компаний, привлечения иностранных партнеров. И геополитические предпосылки на сегодняшний день всецело способствует развитию Востока. Осталось засучить рукава и двигаться вперед.

Прямая речь

Борис Грызлов, посол России в Беларуси:

«Белорусские компании заняли свою нишу на Дальнем Востоке»От Байкала и Амура мы продолжим магистраль

— Для Беларуси укрепление связей с дальневосточными регионами России традиционно имеет особое значение. Белорусская делегация прибыла на форум с конкретными предложениями и новыми проектами, нацеленными на развитие промышленного сотрудничества, совместных производств, торговли и продвижение продукции из Союзного государства на перспективные внешние рынки. Обсуждались практические вопросы в сфере транспорта, логистики, использования портовой инфраструктуры, инициативы в области сельского хозяйства, в строительной и других отраслях.

Знаю по получаемым откликам, что встречи руководства регионов Дальнего Востока с белорусскими друзьями были весьма продуктивными. Они стали логичным продолжением регулярных контактов, постоянного обмена новыми идеями и решениями. Именно в таком ключе, например, налажено взаимодействие с Приморским краем. Напомню, что по итогам прошлого года торговый оборот этого региона с Республикой Беларусь составил 7,6 миллиарда рублей, причем с 2019 года этот показатель вырос в шесть раз. Белорусские машиностроительные гиганты заняли здесь нишу по поставкам комбайнов, мелиоративной и дорожной техники, машин для жилищно-коммунального хозяйства. Приморский край, в свою очередь, наращивает экспорт в Беларусь продовольственной продукции, прежде всего рыбы. Сейчас фокус смещается уже в сторону совместных проектов, в частности, в сфере деревообработки.

Форум наглядно показал, что пространство сотрудничества в рамках Союзного государства простирается от Калининграда до Владивостока, и это не фигура речи. За последние годы интенсивность и глубина межрегионального сотрудничества вышли на принципиально новый уровень, и мы не намерены останавливаться. Только с начала года делегации во главе с руководителями субъектов федерации посетили Беларусь 27 раз. Повестка этих визитов не «мельчает» – наоборот, речь идет о все более масштабных и амбициозных проектах, в том числе на Дальнем Востоке. Такая модель интеграции и, в более широком смысле, подход к выстраиванию партнерских связей доказали свою эффективность и могут служить образцом для зарубежных стран.

Справка «СВ»

Восьмой Восточный экономический форум прошел во Владивостоке с 10 по 13 сентября 2023 года. Девиз форума – «На пути к сотрудничеству, миру и процветанию». Участие в нем приняли более 7 тысяч человек из 62 стран мира.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Белорусские пограничники задержали в Вороновском районе двух мужчин с беспилотниками
  2. Госдума ратифицировала соглашение с Алжиром о сотрудничестве в исследовании космоса
  3. Владимир Путин доволен развитием отношений Москвы и Астаны
  4. Александр Лукашенко прибыл с рабочим визитом в Казахстан на саммит ОДКБ
  5. В Севастополе продолжается отражение комбинированной атаки ВСУ
  6. Вячеслав Володин: Необходимо наполнить рынок профессиональными рабочими и не уповать на мигрантов
  7. Два человека погибли при ударе ВСУ тактическими ракетами в Курской области
  8. Владимир Путин проводит переговоры с Касым-Жомартом Токаевым
  9. Владимир Путин прибыл в Астану с двухдневным визитом
  10. Главная ёлка Беларуси засияет в Минске 10 декабря
  11. Итальянские наемники в рядах ВСУ пожаловались на отсутствие необходимого
  12. Economist: Потери Украины за время СВО могут составлять до 500 тысяч человек убитыми и ранеными
  13. СМИ: Не менее шести бомб было размещено на «Северных потоках»
  14. Совет Федерации одобрил закон о действии полиса ОСАГО на территории Беларуси
  15. Александр Лукашенко поучаствовал в неформальном обеде с семьей премьера Пакистана

Парламентское Собрание

Депутаты активно расчищают дорогу на пути российско-белорусского сотрудничества

История Парламентского Собрания насчитывает больше четверти века. Внушительный срок для любой международной структуры.

Политика

Вячеслав Володин - об ответе Западу: Россия себя защитит. И у нас есть, чем это сделать!

Наша страна вправе использовать свое вооружение против военных объектов тех государств, которые нас атакуют

МНЕНИЯ

Мясорубка для ВСУ - на полных оборотах!

Михаил Васильев

Потери Вооруженных сил Украины в конфликте с Россией могут достигать полумиллиона

«Орешник» предлагают вырубить

Валерий Чумаков

В российской Википедии пытаются удалить статью о новом ракетном комплексе

Хватит засорять язык!

Олег Зинченко

Почему у нас такая тяга к иностранным словам?

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также