От Байкала и Амура мы продолжим магистраль
Как идет развитие Дальнего Востока и Арктики.
На прошлой неделе во Владивостоке прошел очередной Восточный экономический форум (ВЭФ). Это одно из главных деловых мероприятий страны, которое считается президентским. Владимир Путин назвал развитие Дальнего Востока «приоритетом на весь 21-й век». Отсюда и повышенное внимание к тому, что происходит на площадках форума. «СВ» выделяет основные результаты прошедшего ВЭФ.
Заводы и краболовы
О различных форумах, в том числе экономических, можно часто слышать подобные стереотипы. Мол, встретились, поговорили и разошлись. Никаких видимых эффектов — сплошная болтовня. Про ВЭФ такое сказать невозможно. Здесь все заточено под конкретные и осязаемые результаты.
К примеру, сейчас на Дальнем Востоке реализуется около трех тысяч инвестиционных проектов. Их общая стоимость — свыше 10 трлн рублей. Это те деньги, которые вложены или скоро будут вложены в экономику макрорегиона. И дадут соответствующий мультипликативный эффект.
При этом, по словам вице-премьера и полпреда президента в ДФО Юрия Трутнева, ни один из этих проектов не остановился из-за санкций. Чего не скажешь о некоторых зарубежных партнерах, которые отказались от сотрудничества с Россией.
- У них заводы закрываются. На Амурском газоперерабатывающем заводе нам руководитель проекта рассказывал, что одна немецкая компания, которая поставляла и налаживала оборудование, уволила 70% работников. Цеха стоят пустые — они себе сами на ногу наступили, — привел пример Юрий Трутнев.
На этом ВЭФ тоже было заключено несколько важных соглашений. Как с российскими, так и иностранными инвесторами. В частности, они традиционно касаются добычи полезных ископаемых, производства портового оборудования и транспорта, в частности краболовов.
Расширение узких мест
Строительство заводов и фабрик на Дальнем Востоке и в Арктике — важное дело. Но это лишь один из приоритетов. Второй — ускоренное развитие логистики. Строятся новые дороги, расширяется Восточный полигон РЖД, большое внимание уделяется другой важной артерии — Северному морскому пути.
— Прямо ответить на ваш вопрос, какое значение имеет Севморпуть для страны, честно говоря, затруднительно, но можно сказать одним словом — огромное. Дальше надо разбивать на различные направления: транспорт, инфраструктура, экология, закрепление населения, перспективы изменения климата, на которые мы повлиять не можем, а мы можем только приспособиться, — задал тон дискуссии Сергей Иванов, специальный представитель президента России по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта.
О значении СМП говорят и цифры. Если в 2014 году по нему провезли лишь 4 млн тонн грузов, то в 2022 году перевезли уже 34 млн тонн грузов.
— Мы сейчас видим, что с учетом складывающейся конъюнктуры у нас меняются логистические цепочки с ориентацией на восточное направление, и в этой связи роль Северного морского пути как новой дополнительной транспортной артерии существенно возрастает, — пояснил Гаджимагомед Гусейнов, первый заместитель министра РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики.
По его словам, в министерстве ориентируются на рост грузопотока к 2030 году до 150 млн тонн. При этом будут расширяться и возможности Восточного полигона РЖД. Одно из наиболее важных событий форума - подписание соглашения об ускоренном расширении Байкало-Амурской магистрали.
— Мы этого все ждали. Этого ждет экономика не только Дальнего Востока, но и всей России. Бьемся за каждую тонну, расширение БАМа быстрыми темпами, выход на 250 миллионов тонн в год — это очень важная планка, — пояснил Алексей Чекунков, глава Минвостокразвития.
Без человеческого капитала развития не будет
И наконец, еще одна важная составляющая комплексного развития — улучшение условий для жизни людей. Довольно много проектов было посвящено именно этому. В частности, были утверждены мастер-планы развития 22 дальневосточных городов. Такая практика комплексного подхода к реформированию городского хозяйства целого макрорегиона в России применялась впервые.
— Чудесного преобразования, что все, кто хотят жить в Москве, завтра захотят жить в Анадыре, не произойдет, но мы шаг за шагом будем изменять среду для жизни и формировать миграционные процессы так, чтобы люди приезжали на Дальний Восток. Многое уже получается, молодежь в возрасте до 24 лет больше приезжает в регион, чем уезжает, это омолаживает Дальний Восток, — пояснил на итоговой пресс-конференции Юрий Трутнев.
По его словам, развитие региона происходит в понятной логике. Строительство новых заводов идет параллельно с улучшением городской инфраструктуры. То есть, людей сейчас привлекают не только более высокой зарплатой (она на 40% выше, чем в среднем по стране), но и сопоставимыми условиями для жизни.
— Если будет комфортно и выгодно жить в ДФО, то будет развитие территорий. И, наоборот, без учета человеческого фактора ничего не выйдет, — считает Екатерина Мовсесян, генеральный директор КРОС.
- Наличие людских ресурсов, качественная транспортная инфраструктура, современные города – все это создает предпосылки для того, чтобы не только государство помогало развитию регионов Дальнего Востока, но и бизнес, понимая перспективы, начал вкладывать деньги, — считает Александр Белогорцев, президент «Меркатор Холдинг», ведущего в России производителя дорожно-коммунальной техники, который активно работает на Дальнем Востоке. - Все это создает предпосылки для открытия новых компаний, привлечения иностранных партнеров. И геополитические предпосылки на сегодняшний день всецело способствует развитию Востока. Осталось засучить рукава и двигаться вперед.
Прямая речь
Борис Грызлов, посол России в Беларуси:
«Белорусские компании заняли свою нишу на Дальнем Востоке»
— Для Беларуси укрепление связей с дальневосточными регионами России традиционно имеет особое значение. Белорусская делегация прибыла на форум с конкретными предложениями и новыми проектами, нацеленными на развитие промышленного сотрудничества, совместных производств, торговли и продвижение продукции из Союзного государства на перспективные внешние рынки. Обсуждались практические вопросы в сфере транспорта, логистики, использования портовой инфраструктуры, инициативы в области сельского хозяйства, в строительной и других отраслях.
Знаю по получаемым откликам, что встречи руководства регионов Дальнего Востока с белорусскими друзьями были весьма продуктивными. Они стали логичным продолжением регулярных контактов, постоянного обмена новыми идеями и решениями. Именно в таком ключе, например, налажено взаимодействие с Приморским краем. Напомню, что по итогам прошлого года торговый оборот этого региона с Республикой Беларусь составил 7,6 миллиарда рублей, причем с 2019 года этот показатель вырос в шесть раз. Белорусские машиностроительные гиганты заняли здесь нишу по поставкам комбайнов, мелиоративной и дорожной техники, машин для жилищно-коммунального хозяйства. Приморский край, в свою очередь, наращивает экспорт в Беларусь продовольственной продукции, прежде всего рыбы. Сейчас фокус смещается уже в сторону совместных проектов, в частности, в сфере деревообработки.
Форум наглядно показал, что пространство сотрудничества в рамках Союзного государства простирается от Калининграда до Владивостока, и это не фигура речи. За последние годы интенсивность и глубина межрегионального сотрудничества вышли на принципиально новый уровень, и мы не намерены останавливаться. Только с начала года делегации во главе с руководителями субъектов федерации посетили Беларусь 27 раз. Повестка этих визитов не «мельчает» – наоборот, речь идет о все более масштабных и амбициозных проектах, в том числе на Дальнем Востоке. Такая модель интеграции и, в более широком смысле, подход к выстраиванию партнерских связей доказали свою эффективность и могут служить образцом для зарубежных стран.
Справка «СВ»
Восьмой Восточный экономический форум прошел во Владивостоке с 10 по 13 сентября 2023 года. Девиз форума – «На пути к сотрудничеству, миру и процветанию». Участие в нем приняли более 7 тысяч человек из 62 стран мира.