Союзное государство не идеально, но результативно и содержательно
Участники ПМЭФ-2023 - о том, что мешает развитию бизнеса в наших странах
РЕКОРДНАЯ «ЯВКА»
На площадках ПМЭФ было необычайно людно - «явка» на мероприятие побила все мыслимые и немыслимые рекорды. В первый же день всех удивили гости из ОАЭ с эффектным стендом, который украшал слоган «Все невозможное возможно» на русском и арабском языках. В соседнем помещении развернулась Калмыкия - там играли на домре и иочине, а чуть дальше - Чечня и Дагестан. Немало было гостей из Китая и стран Востока.
- Петербургский форум уже завоевал авторитет как важнейшая международная площадка для делового мира. И несмотря на все попытки изолировать Россию, ничего не получилось, - заявила спикер Совфеда РФ Валентина Матвиенко.
По словам главы Центробанка Эльвиры Набиуллиной, отечественный бизнес в прошедшем году адаптировался к меняющейся ситуации ускоренными темпами. И сейчас ни в коем случае нельзя подавлять частную инициативу:
- Государству достаточно сконцентрировать на себе право принимать решения, какие производства и какие проекты нужно развивать и куда направлять финансовые ресурсы.
УДАЧНЫЙ ПРИМЕР
Союзному государству на форуме посвятили отдельную дискуссию. Модератором был Госсекретарь СГ Дмитрий Мезенцев. Начал с утверждения: наше общее Союзное государство состоялось. Многое из того, что планировали, уже претворили в жизнь, но многое еще предстоит сделать в ближайшие годы.
- Паспорта у граждан России и Беларуси разные, - объясняет Дмитрий Мезенцев. - Однако социальный статус гражданина един на всем пространстве Союзного государства от Бреста до Владивостока. Эта практика может быть удачным примером для других стран ЕАЭС. Она не идеальна, но результативна и содержательна.
Президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин назвал главные экономические барьеры. По его словам, порой белорусского бенефициара российской компании рассматривают как бизнес с иностранным участием. Это уже ограничивает предпринимателей из Синеокой.
- Нам ведь даже выгодно привлекать иностранных акционеров из дружественных и тем более братских стран. Этот барьер надо снимать. Надо предоставить допуск в том числе к государственным и муниципальным закупкам, - уверен Шохин.
ТОКСИЧНЫЕ САНКЦИИ
Другая проблема - быстрая экспансия с Востока. На нее обратил внимание первый заместитель премьер-министра РБ Николай Снопков. И на русском, и на белорусском рынках автомобилей и промышленной техники все больше предложений от КНР. В 2022 году доля китайских грузовиков в продаже составляла всего 9,5 процента, в 2023 году она увеличилась до 58.
- При этом рынок теряют как российские, так и белорусские производители, - пояснил Николай Снопков. - Не могу сказать, что дело только в ценах. Хотя даже без преференциальных тарифов цены на электробусы и трактора почти в три раза ниже, чем на наши. Идет агрессивная экспансия, но что будет потом? Мы прекрасно понимаем, что ценник пойдет вверх.
Выход из этой ситуации - развитие промышленной кооперации между Союзным государством и другими содружествами, считает заместитель главы МИД РФ Михаил Галузин:
- Одним из направлений совместного дипломатического удара должно стать разоблачение нелегитимных односторонних санкций, - рассуждает дипломат. - Надо показать их токсичность для всей мировой экономики.
Но не стоит забывать и о современных технологиях, развивая единый IT-ландшафт России и Беларуси, уверяют эксперты. В наших странах должны заместить иностранное программное обеспечение.
- Предлагаю вместе задуматься, как сохранить собственные производства, - заявил Николай Снопков. - Я имею в виду антидемпинговые меры. Здесь должны участвовать национальные производители, которые имеют право голоса в этом вопросе. Крупнейшим промышленным ассоциациям надо самим проанализировать ситуацию и определить новые системы защитных мер нашего общего внутреннего рынка.
ХАЙ-ТЕК
НОВЫЕ РУССКИЕ КОНИ
Презентовали отечественный беспилотный автомобиль. А Минтранс РФ приурочил к этому запуск «умной дороги»
Авто и шоссе тестировали в течение двух лет на одном из полигонов в Казани. Предполагается, что машины без водителей сначала поедут по специально выделенным полосам, а после перейдут на обычные дороги.
14 июня первые беспилотные «КамАЗы» выехали на трассу М-11. К вечеру кибер-дальнобойщики уже были в столице. Грузовики ехали под присмотром опытных водителей. Часть пути они преодолели сами, а в Тверской области за руль уже садился человек. Путь продлился девять часов.
Доставку грузов без водителей пока тестируют. В будущем грузовики-беспилотники могут появиться и на других трассах. Например, на М-12. По подсчетам экспертов, использование машин поможет сократить себестоимость перевозки на шестьдесят процентов.
Тем временем на форуме появилось еще несколько автомобильных новинок. Например, новый отечественный кроссовер премиум-класса Aurus Komendant и Lada X-Cross 5. Производство «Лады» запустят в Петербурге на бывшем заводе Nissan.
ЦИФРА
Больше 17 тысяч человек из 130 стран стали участниками форума.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Алексей Оверчук, вице-премьер РФ:
- Сегодня отчетливо видно, что экономики двух наших стран функционируют как единое целое, а 28 союзных программ реализованы на восемьдесят процентов. В прошлом году прямые инвестиции России в экономику Беларуси увеличились в полтора раза. 64 субъекта РФ заключили больше двух тысяч контактов с белорусскими предприятиями. Общая сумма всех соглашений - более 63 миллиардов рублей. Кроме того, наращивается работа по импортозамещению. Все, что делается в рамках союзных программ, преследует цель облегчить доступ российских и белорусских товаропроизводителей к рынкам товаров и услуг в Союзном государстве.
Член Комиссии ПС по труду, социальной политике и здравоохранению Николай НОВИЧКОВ:
- Сейчас наша общая задача - Союзного государства России и Беларуси - показать миру, что мы развиваемся быстрее, чем мировая экономика. Что технологический суверенитет у нас идет своими темпами. Мы не подвержены никаким санкциям, а победа будет за нами. Поэтому вся работа ПМЭФ посвящена этой логике. Мероприятие призвано показать особое отношение между нашими дружественными странами.
Я посетил несколько площадок. Например, дискуссию, организованную депутатом Вячеславом Фетисовым. Диалог был посвящен проблемам экологии. С одной стороны, есть экстремисты по типу Греты Тунберг, с другой стороны, мы понимаем, что без сохранения окружающей среды не будет продовольственной безопасности, не будет развития. Поэтому, даже решая важнейшие задачи в обороне, промышленности, в обеспечении технологического развития, нельзя забывать об окружающей среде.