Классная работа
Белорусские компании представлены по всей стране, а мы помогаем им строить самый важный инфраструктурный объект
СТРОИТЕЛЬСТВО
РАЙОНЫ, КВАРТАЛЫ
Строительство, и с этим не поспоришь, один из главных драйверов союзной интеграции. Его результаты - не только на словах, их можно посмотреть, потрогать. И за примерами далеко от Москвы ходить не надо. Калужская область уже давно превратилась в ударную стройплощадку для белорусских компаний. Двести тысяч квадратных метров сябры возвели в регионе, еще шестьдесят тысяч квадратов на подходе. Строят не только жилые дома, но и всю инфраструктуру: садики, школы. Бросишь взгляд на карту - это и Балабаново, и Обнинск, и Калуга, и Медынь. Строят белорусы быстро, качественно и из своих материалов.
Самый большой квартал «Веснушки» появится в областном центре - это более 30 домов. Тут в планах застройки и торговый комплекс, и даже церковь. Самый «умный» квартал «Просто космос» - это жилье почти премиум-класса в Обнинске. В Медыни в прошлом году сябры возвели школу на тысячу мест с двумя бассейнами, классами робототехники и кинокружком при студии «Военфильм».
Первого апреля начнется запись учеников и в новую «супершколу» в Воронеже, тоже сделанную сябрами. Рассчитана она почти на три тысячи учеников, а педагогов тут будет больше двухсот. В каждой параллели - по десять классов. А началось все со строительства школы в селе Стрелица.
- Очень ею довольны дети, довольны родители. Она стала украшением села, - считает воронежский губернатор Александр Гусев.
Если в Калужской области белорусы только хотят поучаствовать в возведении спортивных объектов: биатлонного и гребного стадионов, то в Воронеже они в этом году сдают под ключ футбольную арену на десять тысяч мест для местной команды «Факел». А в поселке Лушниковка появится «Белорусский квартал» из сорока домов. Первые жители должны въехать в них до конца этого года.
МИРНЫЙ АТОМ
ОСТРОВЕЙ ЭНЕРГИИ
Город Островец в Гродненской области - настоящая заноза для западноевропейцев. Точнее, построенная тут Белорусская атомная станция - крупнейший совместный проект России и Беларуси. Ее стоимость около десяти миллиардов долларов - российский кредит Минску. Два года назад Москва смягчила его условия. Снижена процентная ставка, а срок кредита увеличили на два года.
Первый энергоблок АЭС в Островце ввели в промышленную эксплуатацию 10 июня 2021 года. Теперь на подходе второй. Строительно-монтажные работы на нем почти завершены. Пробное включение в сеть ожидается в марте-апреле, ввод в промышленную эксплуатацию - во втором полугодии. Количество энергии, которое станция выработала за это время, позволило сэкономить больше трех миллиардов кубометров газа. С вводом второго энергоблока БелАЭС будет производить около 18,5 миллиарда киловатт-часов электроэнергии в год и обеспечит около сорока процентов внутренних потребностей страны. Система безопасности тут самая современная, «постфукусимская». Учтены малейшие нюансы. Для предотвращения аварийной ситуации - четыре линии защиты. А железобетонная оболочка реактора позволяет выдерживать все внешние воздействия: смерчи, ураганы, наводнения, даже падение самолета.
ПАССАЖИРСКИЕ ПЕРЕВОЗКИ
«МИНИН» В НИЖНЕМ
В какой российский регион ни приедешь, обязательно увидишь транспорт из Синеокой. Это и электробусы, и автобусы. «МАЗы», например, прекрасно прижились в Татарстане.
Белорусским троллейбусам капризы нашей погоды нипочем: «рогатые» выходят на маршруты и за Полярным кругом, и в Сибири, и на Дальнем Востоке. Более того, их теперь активно собирают в российских регионах. Например, на базе МАЗа на Уфимском трамвайно-троллейбусном заводе. Как рассказал «СВ» глава Башкирии Радий Хабиров, регион заключил контракты на поставку троллейбусов в шесть городов России. В прошлом году первые машины уже отправили в Хабаровск, Братск, Новосибирск и Новокузнецк. В 2023 году девяносто троллейбусов совместного производства получит Пенза.
Возрождают сябры и трамвай в Нижнем Новгороде. В городе Ворсма открылось российско-белорусское предприятие по производству вагонов. Сроки запуска впечатляют. От идеи до воплощения - открытия уже готового завода - удалось «проехать» всего за полгода. Просто «Сапсан» какой-то. 30 декабря состоялся тестовый пуск нового трамвая, а в конце февраля он уже вышел на маршрут. Его назвали «МиНиН»: это и первые буквы в названиях двух городов - Минска и Нижнего Новгорода, и фамилия одного из руководителей народного ополчения, которое в 1612 году изгнало польских интервентов и положило конец Смутному времени в России. До конца года город должен получить восемьдесят новеньких вагонов.
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО
«ХРУСТАЛЬНЫЕ ВАЗЫ» С МОЛОКОМ
На другом краю света, в пятидесяти километрах от Южно-Сахалинска есть местечко Раздольное. Пять лет назад на острове появился первый агрогородок, возведенный по белорусским технологиям. Улица Белорусская, переулки Союзный и Минский. Полсотни одинаковых - будто с рекламной картинки - домиков. Здесь живут механизаторы, трактористы, инженеры - буквально в паре минут от работы.
Сегодня на агроферме три раза в сутки дают молоко девятьсот черно-пестрых буренок «голштинской» породы (их сейчас в три раза больше, чем в начале), в среднем каждая - более двадцати литров в день. Есть рекордсменки, от которых надаивают до сорока литров. В год получается больше семи тысяч тонн молока. Коров-кормилиц тут называют «хрустальными вазами». Их не то что ударить, на них прикрикнуть нельзя.
Доильный зал напоминает просторный и светлый цех ухоженной фабрики. Тепло, светло, бесшумно и, главное, не пахнет навозом. Весь процесс автоматизирован. Системы кормления, доения, выпаивания телят, а еще техника для работы в поле - это все сделано в Беларуси. Сябры сдали их под ключ и до сих пор помогают с сервисом.
ТЕХНИКА
ЗАЧЕМ ИМПОРТ? СДЕЛАЕМ САМИ
Белорусский бренд «Амкодор» прописался в Петрозаводске в 2018 году. Теперь в цехах бывшего Онежского тракторного завода собирают лесозаготовительную технику: харвестеры и форвардеры. В 2019 году выпустили девятнадцать машин, в прошлом - уже шестьдесят. C каждым годом эта цифра будет расти, и в планах к 2028-му кратное увеличение производства - до пятисот единиц. Все они выходят под маркой «Произведено в России», поэтому полностью попадают под программы субсидирования.
С каждым годом локализация производства будет увеличиваться. Но есть большая доля комплектующих, которые не выпускали ни в России, ни в Беларуси. В харвестерах одно время она составляла до шестидесяти процентов стоимости машины. Это в основном технологическое оборудование: манипуляторы, мосты, гидравлика. Без них техника - просто набор железа.
Сначала ставку делали на параллельный импорт. Но это нестабильная схема. Решили заменить недостающие детали сами, собираются сделать это поэтапно, до 2028 года. Но уже сейчас предприятие идет с опережением графика.
«Амкодор» также вложит больше миллиарда рублей в предприятие, которое будет выпускать оборудование для обработки зерна в индустриальном парке «Уфимский» в Башкирии. Решение об этом приняли в июне прошлого года на Петербургском международном экономическом форуме. На площадке начались монтажные работы. А уже в конце июня этого года, к X Форуму регионов, завод должен выпустить первую партию оборудования. Это даст региону 250 новых рабочих мест.