Встали на свое крыло
Российские лайнеры подвинут в небе западных конкурентов
Фото: Нина Падалко/РИА Новости
Одной из первых санкционный удар ощутила на себе авиационная отрасль. Значительную часть воздушного парка национальных перевозчиков составляли самолеты Airbus и Boeing.
ТРУДНЫЙ ПУТЬ В НЕБО
И вот лавочка закрылась - ни новых машин, ни запчастей к тем, что уже эксплуатируются, мы от западников больше не получим. Ну и не надо. Как говорится, сами с усами. Как-никак Россия - великая авиационная держава. Нашим боевым самолетам нет равных в мире. Утрем конкурентам нос и в гражданском секторе.
Убедительным доказательством, что отечественный авиапром сам, без участия западных «помощников», твердо расправляет крылья, должен стать пассажирский лайнер МС-21. Расшифровывается - магистральный самолет XXI века. Государственные испытания уникальной машины в самом разгаре. Провели уже больше ста полетов. Лайнер осваивает марафонские дистанции в небе. Пару недель назад самолет с российскими, что очень важно, двигателями ПД-14 успешно совершил первый длительный перелет из Иркутска в подмосковный Жуковский. Он провел в воздухе больше пяти часов и плавно приземлился на аэродроме ЛИИ, том самом, где раз в два года проходит знаменитый авиасалон МАКС.
- В воздухе самолет ведет себя изумительно. Отлично управляется. Дошли до высоты одиннадцать километров, до предельных скоростей. Все великолепно, - не скрывал эмоций Герой России, заслуженный летчик-испытатель Роман Таскаев.
БИТВА ЗА ПАССАЖИРОВ
Оглядываясь назад, надо сказать, что путь в небо для МС-21 получился достаточно сложным. И все благодаря стараниям зарубежных, на первом этапе, как представлялось, партнеров, а затем - откровенных вредителей. Дело в том, что новый самолет предназначен для эксплуатации в самом востребованном сегменте авиаперевозок, где до этого безраздельно властвовали Boeing и Airbus. И западники сделали все, чтобы убрать с воздушной арены российского конкурента, который по многим параметрам их явно превосходил, в первую очередь по экономичности. Действовали по принципу: в битве за пассажиров, читай - за барыши, все средства хороши. Даже самые подлые.
СИНЕОКАЯ В ПОМОЩЬ
Беларусь также ощутила на себе удар воздушных санкций. В «черный список» Евросоюза угодила «Белавиа». Возникли проблемы с лизингом бортов на Западе. Компания уже вернула часть самолетов. Запретную лепту внесли американцы. Из-за того, что боинги «Белавиа» летали в Россию, отозвали у нее экспортные привилегии. Запретили белорусским перевозчикам использовать свои детали и оборудование. Новые самолеты «Белавиа» планирует закупать прежде всего в России. Тот же МС-21 и Sukhoi Superjet 100. И не только их эксплуатировать, но и наладить у себя выпуск комплектующих к ним.
НОУ-ХАУ
КОМПОЗИТНАЯ ЗАСАДА
На ранних этапах создания машины не обошлось без проблем.
Крылья у МС-21 из композитных материалов. Выбор не случаен. Именно такой подход дал конструкторам возможность создать действительно лайнер будущего.
ЗАОКЕАНСКАЯ ПОДЛОСТЬ
- Материал позволил спроектировать принципиально новое крыло большого удлинения, повышающее аэродинамические качества самолета. А это, в свою очередь, позволило увеличить диаметр фюзеляжа и расширить пассажирский салон, - поясняет авиаэксперт Михаил Никонов.
Правда, в тот момент мы его сами не делали, полагаясь на импорт. На этом и сыграли заокеанские конкуренты. Притянув за уши санкционную статью, США в 2018 году перекрыли поставки композитов в Россию из Америки и Японии.
ЛЕГЧЕ И ЭКОНОМИЧНЕЕ
Авиастроителей ситуация не на шутку напрягла. Делать крыло металлическим - не вариант, это потребует корректировки всей конструкции, лишив ее преимуществ. Углепластик вместо металла делает лайнер легче, а это - экономия топлива, более протяженные маршруты и дешевые билеты. Выход один - налаживать производство композитов у себя. Подключили науку. Решили проблему блестяще. Технология, которая создана в России, не имеет аналогов. Если американцы и европейцы сплавляют углеродные пластины со смолой в автоклаве, то у нас в вакуумной камере происходит не сплав, а органическое соединение этих материалов, инфузия. Получается легкий, летучий монолит. Производство полностью отечественных крыльев для МС-21 наладили на двух заводах - «АэроКомпозит-Ульяновск» и «КАПО-Композит» в Казани.
ВТОРАЯ ЖИЗНЬ СУПЕРДЖЕТА
НА БЕРЕГУ БАЙКАЛА
Производство планируют начать уже в 2024 году на заводе корпорации «Иркут».
Правительство РФ уже выделило пятнадцать миллиардов рублей на закупку оборудования для него. В обозримой перспективе этот российский самолет заменит все среднемагистральные западные аналоги.
- Airbus и Boeing, слава богу, теперь поставлять не будут. Зато наши самолеты востребованы. Практически за каждый новый борт идет борьба между компаниями. Наша задача - обеспечить всех потенциальных заказчиков. А для этого нужно выйти на производство 72 экземпляров МС-21 в год, - обозначил планы генеральный директор Объединенной авиастроительной корпорации Юрий Слюсарь.
Первым покупателем новых машин станет «Аэрофлот». В сентябре 2022-го он подписал контракт сразу на 210 МС-21 с поставкой до 2030 года. Кроме того, парк авиакомпании пополнят 89 лайнеров «Сухой Суперджет Нью». Это новая, полностью отечественная версия проверенного временем самолета. Его первый полет с российскими двигателями ПД-8 состоится в следующем году. Предстоит заместить сорок пока еще импортных систем. Работа идет полным ходом.
К концу этого десятилетия авиаперевозчики получат около тысячи новых самолетов. И никакие санкции Запада нам не страшны. Летали. Летаем. И будем летать.
ОТ ВИНТА
ТЯГА В БУДУЩЕЕ
Другой загвоздкой стал выбор двигателя.
По проекту лайнер планировалось оснащать американскими моторами компании Pratt & Whitney. И на первых опытных машинах их даже установили и провели сертификационные испытания.
ПЛАМЕННЫЙ ПИОНЕР
Но санкционная война заставила и здесь идти своим путем. Ситуация была парадоксальная: двигатели для боевых самолетов у нас лучшие в мире, а вот «пламенные сердца» для пассажирских лайнеров со времен СССР мы не выпускали. Хотя разработки шли. Создать авиационный движок сложнее, чем спроектировать самолет. Можно смоделировать какой угодно суперлайнер, вопрос: на чем он поднимется в небо?
Ответ теперь есть. ПД-14 - новейшее детище «ОДК-Пермские моторы» и первый турбовентиляторный движок, созданный в России после распада Союза. Это целый сгусток ноу-хау. Например, титановые лопатки вентилятора - один из самых главных компонентов всей конструкции. На ПД-14 они не литые целиком, как на западных образцах, а пустотелые. Уникальная технология позволила снизить вес движка и на порядок повысить его надежность. Другой важный плюс - они гораздо экономичнее тех же Pratt & Whitney по расходу керосина, что опять-таки сказывается в лучшую сторону на цене билетов. И выгодно авиакомпаниям. Например, расчетная стоимость летного часа на МС-21 составит примерно 2,1 - 2,3 тысячи долларов против 2,7 и 3,5 у его одноклассников из Airbus и Boeing.
- У ПД-14 меньше температура в горячей части, дешевле материалы, ремонт, послепродажное обслуживание, - объясняет исполнительный директор АО «Пермские моторы» Сергей Харин.
МЕТОДОМ 3D-ПЕЧАТИ
Сейчас на заводе масштабная модернизация. В закупку нового оборудования уже вложили больше пяти миллиардов рублей. Акцент - на повышение автоматизации выпуска, с применением промышленных роботов и уникальных методов. Некоторые детали уже сейчас изготавливают с помощью 3D-печати. Что ускоряет производство агрегатов в разы.
- Реализация программы ПД-14 имеет огромное значение для России в контексте импортозамещения. С наращиванием выпуска и других представителей этого семейства двигателей исчезнут все препятствия по развитию гражданской авиации именно на отечественной базе, а заодно откроется большой простор для экспорта наших машин, - уверен заслуженный летчик РФ Владимир Попов.