БЕЛАЗОМ по санкциям
Легендарные самосвалы привезли на выставку в Москву
Фото: Михаил Фролов/kpmedia.ru
БЕЛАЗ на ВДНХ не заезжал почти целую вечность – с 1984 года. Тогда это была еще действительно выставка достижений народного хозяйства. Теперь эта роль возвращается к ВДНХ вместе с лучшими образцами техники из России и Беларуси. Семьдесят экспонатов будут неделю стоять на открытой площадке.
С МЕСТА – В КАРЬЕР
- В первую очередь, привезли хорошее настроение, - шутит гендиректор БЕЛАЗа Сергей Никифорович. - И технику, которую позволяют разместить возможности ВДНХ.
Это - работающий на газе «малыш», карьерный самосвал грузоподъемностью сорок тонн. Но даже у него колесо с человеческий рост, а кабина - на уровне второго этажа дома. Второй самосвал – 55-тонник, совместный продукт Москвы и Минска. Неспроста на нем висит плакат: «Создаем будущее вместе». Собрали его на белорусской площадке, комплектующие - поровну из двух стран, металл – российский. Сердце машины – двигатель – сделан на Ярославском моторном заводе.
Везли их на трех тралах, а собирали с помощью двух подъемных кранов трое суток. Для сравнения: чтобы доставить 130-тонный БЕЛАЗ нужно восемь железнодорожных платформ, а 220-тонный - уже одиннадцать. По обычным дорогам такие машины не ездят, асфальт не выдержит. Поэтому на выставки они почти не выбираются, только сразу к потребителю.
Редкие гости нравятся посетителям. Для детишек – они как аттракцион, для девушек на шпильках - отличный фон для селфи. Главное, каблук, спускаясь по лестнице, не сломать.
- Обратно на завод техника уже не вернется. Один самосвал уедет в Магаданскую область, другой – на Урал. Они проданы. Пришлось сделать небольшой крюк, через Москву, чтобы доставить БЕЛАЗы заказчиками, - рассказывает Сергей Никифорович. - Наши европейские партнеры повели себя не очень дружественно, они уходят с рынков, оставляя свою технику без обслуживания. Но у нас хорошие перспективы. Мы же друг друга, как братские народы, всегда поддерживаем. Россия готова закупать белорусскую карьерную и подземную технику.
Об этом же говорил и замглавы Минпромторга РФ Виктор Евтухов:
- Сегодня мы получили окно возможностей для углубления нашей кооперации, создания совместных конкурентных продуктов для того, чтобы заменить импорт, от которого наши страны и отрасли зависели многие годы.
Госсекретарь Союзного государства Дмитрий Мезенцев считает, важно в условиях санкций сохранить рабочие места и достаток в домах миллионов людей. Поэтому производство будет развиваться.
НА АВТОПИЛОТЕ
«Амкодор» привез в Москву самые востребованные у ппокупателей машины: погрузчики, грейдеры, коммунальную технику.
- Большой спрос на погрузчики-экскаваторы, в России есть сложности с их поставками из Европы, - говорит директор дистрибьютерского центра «Амкодор» Валерий Круговой. - Мы будто смотрели в будущее: на «Амкодоре» импортозамещением занимались с 2015 года. По базовым моделям локализация - до 95 процентов. Создали холдинг «Салео», где производят гидравлику. А недостающие узлы и детали сможем поставлять сами в течение нескольких месяцев.
- Мы готовы увеличить производство комбайнов на предприятии в Брянске до 400-500 машин в год. Техника будет полностью российской, - убежден гендиректор «Гомсельмаша» Александр Новиков.
«Топовые» модели привез и «Ростсельмаш». Например, зерноуборочный комбайн Torum 785, на который можно установить отечественный автопилот.
- Мы поставляем технику в РБ, Казахстан, Египет. Заинтересованы в дальнейшей совместной работе с белорусами,- говорит директор департамента продаж «Ростсельмаша» по России Константин Ряснов.
«Скания», «Вольво» и «Мерседес» сбежали с рынка, и заменить их могут МАЗы. На выставке в Москве автозавод представили с размахом: есть многотонные автопоезда, грузовики, мусоровозы и даже «мобильный офис». Особняком стоит необычный электробус. Он может проехать без подзарядки триста километров, а значит способен колесить по городу целый день. В Беларуси эту модель уже запустили в серию, а в России она пока проходит испытания.
МНЕ БЫ В НЕБО
С земли можно «подняться» в небо на стенде НАН Беларуси. Здесь - не только модные электроскутеры и электромотоциклы, но и беспилотные летательные аппараты и гироплан для распыления удобрений. Стоит такой аппарат десять миллионов рублей. В шутку его называют брелком от МИ-8, настолько он компактный. Генеральный директор китайско-белорусского предприятия «Авиационные технологии и комплексы» Юрий Леоновец надеется, что выставка поможет наладить контакты с российскими регионами. Тогда компания сможет расширить географию поставок:
- По функционалу и цене наша техника вполне может соперничать с импортными аналогами, есть оперативное и качественное гарантийное сопровождение.
Авионика у гироплана теперь тоже будет российской.
СКАЗАНО
Петр Прахомчик, министр промышленности Беларуси:
- Появляются новые высокоэффективные, технологичные производства. Продукция успешно конкурирует с самыми известными мировыми производителями, чьи бренды знают на всех континентах. Мы должны и дальше расширять компетенции белорусских и российских предприятий, приложить все усилия для создания не только национальных, но и союзных продуктов.