Легок на подъем
В 2021-м взаимный товарооборот России и Беларуси рванул вверх, словно космическая ракета со стартовой площадки Байконура
Как посчитали глава Минпромторга РФ Денис Мантуров и министр промышленности Беларуси Петр Пархомчик, он вырос по сравнению с предыдущим годом на 34 процента и составил 38,4 миллиарда долларов. США. Экспорт из России в Беларусь при этом увеличился почти на 43 процента, а импорт - на 24.
По оценкам экспертов, товарооборот практически достиг рекордных уровней десятилетней давности. Россия по-прежнему является основным торговым партнером Беларуси, ее доля близка к половине. А Синеокая традиционно входит в пятерку наших основных торговых партнеров и занимает первое место среди стран СНГ.
На манеже вроде бы все те же: из Москвы в Минск везут нефть, газ, металлы, ядерное оборудование для второй очереди БелАЭС. В обратном направлении - продукты, машины, химию. Но любопытно, что в прошлом году в структуре экспорта появилась 31 новая товарная позиция, по которым в 2020-м поставки в Россию не осуществлялись. Пусть и всего на сумму шестьсот тысяч долларов. Есть надежда, что и дальше такие позиции будут расти, как грибы после дождя, а также и суммы по ним.
По итогам января 2022 года тенденция сохранялась: доля России во внешнем товарообороте Беларуси составила 48,8 процента. Годом ранее удельный вес был ниже - 48,2 процента.
Кирилл Коктыш, доцент кафедры политической теории МГИМО:
- Товарооборот вырос в силу, как минимум, двух причин. Это, во-первых, внешнее санкционное давление, которое вынуждает искать новые формы кооперации и формы повышения емкости внутреннего рынка. А вторая причина - появилась промышленная политика Союзного государства. Этот термин появился впервые за много лет в документах и дорожных картах, которые были подписаны двумя президентами. И это очень интересный вектор развития, который предполагает возврат к индустриальной идентичности, актуализацию умения что-то делать руками. На этом рынки могут расти очень хорошо, а в условиях санкций еще
и в несколько раз интенсивнее. Сфер для контактов Беларуси и России, к счастью, много. Они, в частности, сопряжены с теми областями, где осуществляется сотрудничество на платформе Академий наук. Дальнейшие точки роста нашего товарооборота - это новые технологии. Например, речь шла о логистике, интеграции искусственного интеллекта, о создании автопоездов, которые по себестоимости перевозок приближаются к железнодорожным перевозкам.
ДОГОВОРЫ
ТЕСНАЯ КООПЕРАЦИЯ
Петербург к 1 июля должен получить девятьсот белорусских автобусов на газе.
Президент Беларуси Александр Лукашенко заверил губернатора города Александра Беглова, что Минск выполнит обязательства по контракту:
- Вы даже не сомневайтесь. Мы очень ценим наши взаимоотношения и бережно к ним относимся, особенно в сфере поставок, торговли, потому что у нас экспортоориентированная экономика.
Планируется, что в Петербург в течение двух лет поставят еще и сто троллейбусов с увеличенным автономным ходом предприятия «Белкоммунмаш».
Завод «Амкодор» больше двадцати лет развивает собственную товарно-производящую сеть в России. У производителя фронтальных погрузчиков, техники для ЖКХ, а также машин для обработки древесины. отработана единая программа сервисной поддержки и обеспечения запчастями. Подписано глобальное соглашение со «Сбербанк-лизингом», он помогает с финансированием потребителя. А стоимость в два раза дешевле аналогичных комплектов западных конкурентов. Так что на такие машины спрос всегда будет.
- Беларусь всегда производила и производит качественную продукцию, отсюда и спрос. В стране остались еще советские ГОСТы и стандарты. Это, конечно, и дисциплина производства, - считает Коктыш.
При этом около восьми тысяч предприятий наших стран связаны кооперацией. С одним только МАЗом работает до двухсот заводов в России. С МТЗ - более ста. БелАЗ также взаимодействует более чем с двумястами предприятиями в двух странах. Общая численность работников на них превышает 170 тысяч человек. Маленькое Союзное государство внутри большого.
ТЕХНИКА НА СТРАЖЕ
АВТОМАТ КАЛАШНИКОВА В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ
Неприхотливому трактору «Беларус» аналогов нет - обходится недорого, а пашет, как вол.
Каждое утро меня будит звук трактора под окном. Я уже привык к нему. Синенький работяга «Беларус» зимой разгребает снег на дороге, весной и осенью убирает с асфальта грязь и пыль. Я встречал их от Калининграда до Сахалина, помню, как они очищали Казань после сильнейшего снегопада. Еще ночью по городу было не пройти, не проехать, а утром - красота и чистота.
- Основное их достоинство - стоимость владения. То, сколько тратит хозяин в месяц на эту машину на обслуживание, замену запчастей, - увлеченно рассказывает о своей технике гендиректор Торгового дома «МТЗ- Сибирь» Дмитрий Белайц. - Аналогов белорусскому трактору в мире нет. Неприхотливость, хороший клиренс, приспособленность к природным условиям Сибири и Дальнего Востока. «Беларус» - автомат Калашникова, только в сельском хозяйстве. Обслужить и перебрать его может любой образованный сельский школьник, настолько это просто. Учитывая большие расстояния в России, особенно за Уралом, это большой плюс. Ведь везти его на специальный сервис не просто. Терять это преимущество нельзя: минимум электроники, максимум функционала и простоты.
Ездят по всей России автобусы «МАЗ»: они есть и в заполярном Мурманске, и в солнечном Ростове-на-Дону. Помню, губернатор Ростовской области Василий Голубев рассказывал союзным журналистам о том, как заказал 75 автобусов из Беларуси к чемпионату мира по футболу. Они пришлись по душе и водителям, и пассажирам: комфортные, с кондиционером.
В Казани автобусы МАЗа - это 65 процентов от общего городского парка машин. И это при наличии своего КамАЗа, который тоже давно уже производит городской транспорт. Тот случай, когда два автогиганта успешно поделили поляну, точнее дорогу. В Татарстане работает успешный совместный проект с челнинской компанией «Раритек» по выпуску газомоторных автобусов «Lotos-206» на базе МАЗ-206. Проект получил федеральные субсидии.
В агропромышленном комплексе Татарстана широко представлен и бренд «Полесье» - это порядка 45 процентов зерноуборочной техники в республике. Кормоуборочная техника из Беларуси составляет около 60 процентов парка машин, парк тракторов - больше 70 процентов.